Дамоклов меч: будет ли в Украине локдаун 2.0 и насколько ритейлеры готовы к нему

Дамоклов меч: будет ли в Украине локдаун 2.0 и насколько ритейлеры готовы к нему

22.10.2020 08:30
  839
Микола Маранчак

Весной украинский бизнес еще смог пережить трехмесячный локдаун. Но смогут ли розничные сети, кафе и рестораны, кинотеатры и торгово-развлекательные центры выдержать повторное введение жесткого карантина?

Читайте українською

Закрытые магазины и ТРЦ, опустевшие улицы и остановившийся общественный транспорт – примерно так выглядели украинские города с марта по май 2020 года. Несмотря на все опасения, тогда бизнесу удалось продержаться: массового банкротства компаний не произошло. Однако бездарная политика властей, так и не понявших, для чего вообще вводили карантин, и потративших «антивирусные» деньги на «Большое строительство дорог им. В. А. Зеленского» снова ставит украинский бизнес перед реальной угрозой повторного локдауна.

В некоторых европейских странах он уже введен. В Ирландии, например, с 21 октября людям следующие 1,5 месяца запрещено удаляться от своих домов дальше, чем на 5 км. Закрываются все розничные магазины, кроме тех, которые продают товары первейшей необходимости. Заведения общепита работают только через доставку или на вынос.

В Бельгии с 19 октября на месяц были закрыты все бары и рестораны. Жителям разрешено видеться друг с другом только вне закрытых помещений. Власти призывают всех, по возможности, работать из дома.

Жесткие ограничения вводятся и в соседней с Украиной Польше. Общепит может работать работал лишь по доставке, супермаркеты и ТРЦ – в ограниченном режиме. Прогноз на ближайшее будущее – полный локдаун по примеру весеннего.

По информации Министерства здравоохранения, в Украине в последние недели фиксируется 5000-6000 новых случаев заболевания COVID-19 ежедневно. «Если у нас будет больше 9500 инфицированных ежесуточно, мы будем вынуждены вводить жесткий карантин», — заявил президент страны Владимир Зеленский 19 октября.

Но если европейские ритейлеры и девелоперы могут рассчитывать на поддержку государства и частичную компенсацию убытков, то украинскому бизнесу надеяться на щедрость властей не приходится. Стремясь создать видимость борьбы с пандемией, правительство и президент без колебаний, как и весной, заблокируют работу всего сектора торговли, предоставив ему выживать как придется, и требуя уплачивать в бюджеты все налоги и сборы. В таком случае уцелеют далеко не все ритейлеры.

Меньшее зло

В Украине все еще нет четкого понимания по какому принципу может быть введен локдаун 2.0. «Мы видели, что часть городов и регионов ранее попадали в «красную зону», но при этом на местном уровне не было ограничений в работе, которые касались бы наших магазинов. Да, определенный спад продаж наблюдается, но это очень далеко от того, что было весной 2020 года», — говорит Иван Чивкин, директор по операциям и развитию сети товаров для детей Антошка.

Он считает, что к жестким карантинным мерам в нашей стране мало кто готов, потому правительство старается больше не повторять весенних строгих мер. Об этом намерении свидетельствует и разделение страны на зоны по уровням эпидемиологической опасности, условия карантина в которых Кабмин регулярно меняет.

корона в києві

В сети Алло уверены, что даже в случае второго локдауна смогут продолжать торговлю средствами связи, ранее отнесенными законодательно к перечню товаров первой необходимости. «Первый опыт был достаточно непростым, но мы его пережили в определенном смысле с профитом для себя, — рассказывают в компании. –  Оптимизировали ряд процессов на складе, внедрили новые сервисы, усовершенствовали логистику и уделили особое внимание онлайн-компетенциям». В то же время в компании добавляют: «Лучше бы без него». Что не удивительно: в карантин продажи отдельных категорий товаров в сети обвалились на 80%. Работа в ограниченных условиях безусловно – меньшее зло по сравнению с полным закрытием, но не лучшее время для бизнеса.

Продуктовый ритейл при первом локдауне продолжал работать, хотя выручка сетей несколько снизилась. Зато такое стресс-тестирование вскрыло проблемы и позволило внедрить многие решения, до которых ранее «не доходили руки». Например, активизировать продажу продуктов через интернет. «Наша компания готова к карантинным условиям работы на 100%», — заявил RAU генеральный директор сети Novus Марк Петкевич.

По его словам, затруднить работу жесткий карантин может, если закроют границы, остановят работу таможенных органов и крупных производителей. «Но мы верим в лучшее, и надеемся, что ситуация не дойдет до таких крайностей», — комментируют в компании.

А вот в сети магазинов детской одежды Shiko оптимизм коллег по рынку не поддерживают. «Ноябрь у нас — пик продаж, он генерирует 30+% годовой выручки. Если карантин введут, на fashion-ритейле это скажется очень негативно», — объясняет Виктория-Мария Барышникова, Head of Marketing ТД Shiko (Reima, Lassie, Gusti) .

Коронавірус в україні

Если завтра локдаун

«Мы не видим смысла в закрытии торговых центров и магазинов. Если это произойдет, мы потеряем 70-80% дохода и продолжим увеличивать убытки по итогам года, — говорит Сергей Бадритдинов, СЕО Intertop Ukraine. — Мы не принимает специальных мер к возможному введению жесткого карантина. Усиление онлайна, омниканальность, разработка новых сценариев, создание платформы брендов на intertop.ua – для нас это не сиюминутные меры, а стратегия бизнеса». Первый карантин изменил Intertop. Сайт компании постепенно превращается в маркетплейс. Теперь на intertop.ua также продаются товары Aveline, Esotiq, MilaVitsa, Must Have, Promin, VOVK и другие, что увеличило продажи через интернет на 70% вместо ожидаемых 50%.

Сильнее всего от первого локдауна пострадали рестораторы, и они с большим опасением ждут возможного повторения кризиса. «Мы рассматриваем несколько сценариев развития событий и готовим план действий на случай, если начнется второй локдаун или будут усилены карантинные мероприятия. Компания готова к тому, чтобы оперативно отреагировать, ведь мы уже имеем четко отработанные процедуры», — говорит Дмитрий Корбут, операционный директор McDonald’s Ukraine.

В компании Eldorado также говорят о появившихся проблемах в условиях новой реальности. Впрочем, ко «дню Х» в компании также имеют уже несколько готовых сценариев, в том числе, план развозки персонала в магазины во всех городах присутствия сети на случай остановки общественного транспорта. Более того, уже сейчас увеличен штат экспедиторов и экипажей, а новое программное обеспечение позволяет снизить сроки ожидания доставки для покупателя. «После весенних событий ограничивающие карантинные меры не прекращались, так что требования государственных органов переросли в привычки. Компания постоянно находится в тонусе в плане готовности к повторения весеннего сценария осенью», – прокомментировал ситуацию Михаил Козлов, директор департамента розничной торговли сети Eldorado.

новый карантин

Худший сценарий

В случае жесткого карантина сложно будет найти бизнес, который не пострадает. В Novus, при всем их оптимизме, согласны, что экономику страны ожидают кардинальные негативные изменения. «Такой серьезный надрыв рискует повлечь за собой абсолютную потерю интереса покупателей и главное — возможностей приобретать продукцию. Общими усилиями мы можем этого не допустить, всем необходимо уважать друг друга», — говорит Марк Петкевич.

В случае повторного введения жесткого карантина большинство ритейлеров снова сосредоточатся на онлайн-продажах. «Мы уже прошли этот сценарий и пройдем снова. Будем еще активнее уходить в онлайн», — говорит Анна Бец, соосновательница MustHave.

В 2020-м модно говорить об усилении интернет-стратегии ритейлера, но когда доходит дело до цифр, ситуация выглядит не так радужно. Ювелирный бренд SOVA закончил первый квартал 2020 года с приростом онлайн-продаж 73% к первому кварталу 2019-го. Но если быть объективными, то это не перекрывает даже малую долю офлайна. «Закрытие ТРЦ и магазинов остановит деятельность нашей компании за исключением интернет-продаж. Такой сценарий приведет к негативным последствиям», – отмечает Степан Слинчук, исполнительный директор ювелирного бренда SOVA в комментарии RAU.

В ТД Shiko и вовсе считают, что в случае закрытия торговых сетей и ТРЦ, для части бизнеса это может быть конец. «Проваленные из-за карантина ноябрь — декабрь, когда проходят дни распродаж Черная Пятница и Рождественские скидки и формируется заказ коллекций на следующий год – может стать фатальным», — резко отвечает Виктория-Мария Барышникова.

локдаун в Украине

Фактор потребителя

Второе направление, кроме развития онлайн-продаж, которым занимаются все без исключения торговые сети: сокращение расходов. В MustHave, например, уже при разработке осенне-зимней коллекции рассматривали вариант того, что карантин продлят, и, возможно, ужесточат в ноябре. Потому новая коллекция вышла в более сжатой версии.

Все необходимые действия по урезанию расходной части в MustHave провели еще полгода назад. Например, сократили административные расходы — переехали в меньший офис, где организовали собственную фотостудию и закупили необходимое оборудование, вместо более затратных выездных фотосессий. «К сожалению, вынуждены были пересмотреть и кадровый состав наших двух офисов в Киеве и Бердичеве, и консультантов на сменах в магазинах», — сетует Анна Бец.

Чтобы оптимизировать бизнес, компания уже закрыла один магазин в Харькове, и еще один будет закрыт в начале ноября в Одессе. «Эти магазины оказались менее рентабельными, а на данный момент сеть не может себе этого позволить», — объясняют в масс-маркете женской одежды.

Меняется также поведение потребителей: они реже, чем в докарантинный период, делают спонтанные покупки. Зато гораздо чаще изучают ассортимент магазина в интернете и затем приходят за конкретным товаром. И если карантинные меры будут усилены, эти изменения продолжатся. «Люди потеряют работу, доходы упадут как в бизнесе, так и среди физических лиц. Еще больше снизится уровень жизни украинцев, которые не смогут обеспечить свои семьи всем необходимым, включая и медицинское обслуживание. Тогда заболеваемость и социальная напряженность в обществе будут только нарастать», — считает Елена Обухивская, директор по коммуникациям Arricano.

В свою очередь, в компании Arricano утверждают, что ТРЦ обеспечивают посетителям необходимое безопасное пространство, тщательно проводят дезинфекцию, контролируют соблюдение социальной дистанции и респираторного этикета. Но случае введения повторного жесткого карантина многие вынуждены будут приостановить работу.

Ее мнение также поддерживает директор по операциям и развитию Антошка. «Тут все очень сильно зависит от того какая «подушка безопасности» есть у ритейлера и как быстро будут достигнуты взаимовыгодные условия сотрудничества с партнерами (поставщики, арендодатели и арендаторы). Если рынок будет помогать друг другу и поддерживать, то пару месяцев очередного жесткого локдауна смогут пережить многие. Но не хочется об этом думать. Мы надеемся, что повторение локдауна не будет, и все будет хорошо», — добавляет Иван Чивкин.

Сільпо коронавирус

Новая надежда

Степень влияния последствий вероятного локдауна 2.0 на бизнес будет зависеть не только от ограничений и их длительности, но и от поддержки правительства. «Важно, чтобы на этот раз правительство поддержало бизнес, — говорит Сергей Бадритдинов. — Например, сейчас мы всячески продвигаем законопроект о снижении комиссии по эквайрингу. В ЕС уже давно действует подобное условие, в других странах ограничения были введены с началом карантина. В Украине этот вопрос пока не решен, но именно такое содействие со стороны государства было бы особенно ценным».

В SOVA повторный карантин скажется как на работе сети и офиса, так и производства. В компании считают, что правительству следует искать другие решения для сокращения динамики распространения заболеваемости. Но, в случае чего, готовы реагировать. «В первый карантин мы быстро перестроили работу всех подразделений под новые реалии. С тех пор, удаленная работа стала нормой. Работают инструменты контроля выполнения задач и управления проектами, развиваются программы удаленного обучения, отлажена система коммуникаций, есть понимание как работать с затратами. Основной проблемой будет падение спроса, но и в этой части есть наработки и успешная практика первого карантина», — отмечает Степан Слинчук.

Большинство компаний уже выработало свои протоколы поведения на случай повторного локдауна. Но все сходятся во мнении, что правительству все же нужно искать альтернативные методы предотвращения распространения коронавируса.

Пока очевидных сценариев развития событий нет, компании внимательно следят за ситуацией в стране и в мире. Это подтверждают в компании Фокстрот. «Готовимся к новым вызовам, оперируя несколькими сценариями развития событий. Если повторится «весенний», безусловно, будем действовать в соответствии с распоряжениями правительства и Минздрава. Главное при этом — вовремя сориентироваться, расставить приоритеты и не бояться смелых решений. Объективно: никто не может предположить, сколько это продлится. Соответственно, сколько времени продержится ритейл и выдержит ли экономика в целом, зависит от потенциала и имеющихся ресурсов каждого отдельного бизнеса. Поэтому, чтобы выйти из карантина с минимальными потерями, всем нужно адаптироваться, быть гибкими, менять стратегию и искать кратчайший путь до своего клиента», — заметил Алексей Зозуля, CEO сети Фокстрот.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка