Итоги 2019 года в FMCG: скандалы, рекорды, инновации, новые форматы и обновление сетей

Итоги 2019 года в FMCG: скандалы, рекорды, инновации, новые форматы и обновление сетей

08.01.2020 08:15
  1032
Костянтин Симоненко

Обзор главных событий года в FMCG: ритейлеры активно обновляют свои магазины и расширяют сети, инвестируют в инновации и устанавливают новые рекорды.

Читати українською

Скандалы года

2019-й запомнится продовольственным сетям не только ростом товарооборота, новыми магазинами и реконцепцией старых торговых точек, но и уходом конкурентов, а также претензиями контролирующих органов.

Самым заметным событием можно по праву считать банкротство продуктовой сети Брусничка, которое уже рассматривается в Хозяйственном суде Днепропетровской области по заявлению гендиректора компании. По данным портала НВ, компания богатейшего украинца Рината Ахметова уходит с рынка, задолжав поставщикам, банкам и сотрудникам рекордную по отечественным меркам сумму – 1,1 млрд грн. При этом активы Бруснички оцениваются всего в 223 млн грн, то есть погасить долги перед всеми кредиторами явно не удастся.

Проблемы не обошли стороной и международного ритейлера – сеть Ашан в Украине. По обращению прокуратуры в августе Приморский районный суд Одессы наложил арест на участок площадью около 27 га, на котором компания Ашан планировала построить ритейл-парк Les Vignes (первый этап — гипермаркет Ашан площадью 15 000 кв. м, галерея магазинов на 4000 кв. м и паркинг на 3600 машиномест). За шесть лет компания подготовила землю под строительство и перенесла плодородной слой земли, была разработана и согласована проектная документация на строительство ТРЦ. Однако перспективные земли передали в управление Нацагентству по вопросам выявления, розыска и управления активами (АРМА) и потом продали малоизвестной киевской компании Пелучо. Что, безусловно, стало очень плохим сигналом для иностранных инвесторов.

Свою лепту в ухудшение инвестиционного имиджа Украины внесли и другие контролирующие органы. Так, у немецкой компании Metro в Украине сотрудники ГФС требовали штраф в размере 2,3 млрд грн якобы за нарушения правил оприходования наличности в сумме 485 млн грн. Для отмены этих санкций ритейлеру пришлось доказывать безосновательность претензий налоговиков, прибегнув к помощи Совета бизнес-омбудсмена.

А вот сети АТБ удалось только через суд отбиться от штрафа на 108 млн грн, который налоговики начислили за несвоевременную регистрацию  налоговых накладных. Суд принял сторону АТБ, отметив, что штрафовать за опоздание с регистрацией налоговых накладных, которые не предоставляются покупателю (получателю) — неправильно. Ведь в таком случае контрагенты сети не понесли материального ущерба из-за невозможности включить суммы НДС в налоговый кредит. Соответственно, не пострадал и бюджет.

Антимонопольные органы также имели претензии к ритейлерам. В частности, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) начал рассмотрение дела о согласованных действиях в виде выполнения условий договора о совместной деятельности между компаниями «Новус Украина», «Вересень Плюс» (Кропивницкий), «Деликат Ритейл» (Черкассы). Проще говоря, подозревая оптовых и розничных торговцев в сговоре. Впрочем, это еще предстоит доказать.

Тем временем в корпорации АТБ разоблачили сотрудника, который торговал секретной информацией. Как сообщили в пресс-службе компании, сотрудник АТБ передавал конфиденциальные сведения представителям других торговых сетей. Уже установлено более 18 фактов разглашения указанным сотрудником коммерческой тайны АТБ-Маркет. Свою противоправную деятельность он продолжал около года, нанеся корпорации убытки в сумме 1,4 млн гривень.

Внедрение инноваций

Чтобы выиграть честный бой за покупателя, сети в 2019 году активно внедряли различные инновации. Так, в начале апреля в сети Фора в тестовом режиме заработал новый сервис «Карманная касса». Потребитель может сам отсканировать и оплатить товар через приложение в мобильном телефоне. Правда, чтобы воспользоваться сервисом, нужно скачать приложение yoCard, зарегистрироваться в личном кабинете Фора club и добавить платежную карточку.

В свою очередь Велика Кишеня начала тестировать оплату при помощи системы распознавания лиц. В основе сервиса — технология FaceID от ПриватБанка. Чтобы начать ею пользоваться, необходимо сделать селфи в приложении Приват24 и привязать к фото свою банковскую карту Visa. При расчете на кассе камера сканирует лицо покупателя и сравнивает изображение с имеющимися образцами в базе данных. При этом точность распознавания лиц составляет 99,3%.

Retail Group, которая кроме супермаркетов Велика Кишеня и магазинов формата «у дома» ВК Экспресс также развивает гипермаркеты-дискаунтеры Велмарт, весной 2019-го внедрила в них приложение Pick&Go. Это мобильное приложение, которое позволяет покупателю самостоятельно, без помощи кассиров, делать покупки в супермаркете. Технический старт приложения Pick&Go произошел в феврале, а в апреле ритейлер объявил об официальном начале работы сервиса — пока только в сети Велмарт, а затем Велика Кишеня и ВК Экспресс.

Оформив и оплатив покупки в приложении, клиент выходит через «точку оплаты», минуя очереди и кассиров. В процессе покупки клиент контролирует свой бюджет с учетом стоимости своей корзины, которую видит на экране смартфона.

Обновление магазинов и расширение сетей

2019 год также был отмечен активной реновацией существующих магазинов и расширением сетей. Наиболее заметно меняется сеть Сільпо, открывая магазины с индивидуальным дизайном.

Пять лет назад торговая сеть Сільпо, входящая в состав Fozzy Group, начала разрабатывать собственный авторский дизайн для своих супермаркетов, а в 2018 году распространила эксперимент на всю сеть. Индивидуальный дизайн получает каждый новый супермаркет бренда, работает программа обновления дизайна и концепции уже запущенных магазинов. В четвертом квартале 2019 года сеть значительно ускорила развитие, открыв больше десятка новых магазинов, в том числе флагманский супермаркет в столичном ТРЦ Blockbuster Mall, и это без учета обновленных маркетов в Черкассах и винницком Sky Park.

Проанализировав предпочтения и потребности современных покупателей, руководство Фуршет начало постепенную реорганизацию сети. К началу осени 2019 года уже было обновлено 11 торговых точек, шесть из которых находятся в Киеве и еще по одной в городах Фастов, Винница, Коростышев, Полтава и Ирпень. Была проведена частичная замена оборудования в каждом из обновленных магазинов, введена новая система выкладки товаров на полках.

Обновляется и один из лидеров продуктовой розницы Западной Украины — Рукавичка, объединяющая больше 150 точек в 7-ми областях. В июле в самом центре Львова она открыла свой новый двухэтажный флагманский магазин почти на 1000 кв. м с оригинальным дизайном и современным оборудованием. Также во Львове открылся пилотный магазин Рукавичка в новом формате, который разработала компания IDNT. Торговый объект общей площадью 500 кв. м начал работу 29 ноября на улице Богдана Хмельницкого, 271. Внутреннее оформление магазина выполнено в стиле минимализма с использованием натуральных декоративных элементов. Как уверяют в компании, новый формат удобно масштабировать в локациях разной площади: маленький – до 200 кв. м, средний – до 700 кв. м, большой – от 1200 кв. м.

В сентябре сеть Novus открыла самый большой магазин сети в киевском ТРЦ SkyMall – супермаркет обновленного формата с абсолютно новыми решениями, товарами и услугами – около 12 000 кв. м, из которых 6300 кв. м отведено под торговый зал с более 50 000 наименований товаров.

Первый в Украине супермаркет бренда Eurospar открылся в Виннице 30 марта в ТЦ Мир, площадью 900 кв. м. Супермаркет Eurospar — один из форматов сети SPAR торговой площадью от 800 до 3000 кв. м. Ранее торговые марки голландской группы были представлены в Украине в форматах «экспресс» и «магазин у дома».

eurospar ukraine евроспар украина євроспар україна

Локальные игроки также старались не отставать от национальных брендов. Так, харьковская сеть магазинов Basket намерена открыть в Харькове до 30 магазинов нового мини-формата. Первый торговый объект в таком концепте ритейлер открыл около полугода назад, и он оказался очень успешным. Площадь формата — до 100 кв. м, ассортимент – около 1600 SKU, а ключевая товарная категория, которая позволяет обеспечивать высокую маржу – это food to go – хот-доги, кофе и т.д.

Сети специализированных магазинов тоже хотят активно масштабироваться. Например, сеть магазинов Мястория в ближайшее время сосредоточится на масштабировании нового формата, который в компании назвали «Стейкова подорож». В планах компании в 2020 году выйти за пределы столичного региона и к началу 2021 года иметь до 300 таких точек.

Бюджетообразующий ритейл

Пять FMCG-ритейлеров вошли в топ-100 крупнейших налогоплательщиков Украины

Государственная налоговая служба опубликовала рейтинг компаний, перечисляющих в государственный и местные бюджеты больше всего налогов и сборов. В топ-100 налогоплательщиков вошли продуктовые сети АТБ, Сільпо, Metro, Ашан. Обращает на себя внимание возвращение в топ-100 украинского подразделения французской компании Ашан, которая выпала из списка год назад. Поглощение сети Караван и открытие новых магазинов позволило ей вернуться.

Отдельно издание составило локальные, отраслевые рейтинги плательщиков налогов – по 20 компаний в каждом сегменте. В «торговый» список попали в основном компании оптовой торговли и крупные дистрибьюторы, а также сеть супермаркетов Novus. По подсчетам ГНС, всего ритейлеры и оптовики уплатили в бюджеты различных уровней 11,1 млрд грн.

Читайте также —

Итоги развития FMCG-ритейлеров Украины за три квартала 2018 года: 315 магазинов открыто, 203 — закрыто


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка