Юлия Дзюба, ритейл-ателье Dzyuba: Как будет развиваться продуктовый ритейл в соответствии с исследованием McKinsey & Company

Юлия Дзюба, ритейл-ателье Dzyuba: Как будет развиваться продуктовый ритейл в соответствии с исследованием McKinsey & Company

06.05.2025 08:40
  46
Дарія Осіїк

Основательница ритейл-ателье Dzyuba Юлия Дзюба в своей новой экспертной колонке проанализировав девять ключевых трендов продуктового ритейла, опубликованных компанией McKinsey & Company в исследовании «Состояние розничной торговли продуктами питания в Европе 2025». Эксперт также рассмотрела то, как эти тренды повлияют на украинский рынок.

1. Низкий рост объемов продаж

В 2024 году объемы продаж в продуктовом ритейле Европы выросли всего на 0,2%, и ожидается, что такая тенденция сохранится к 2030 году. Рост будет ограничен из-за насыщения рынка, демографических изменений и конкуренции со стороны сектора общественного питания. Некоторые регионы, такие как Северная и Южная Европа, могут ожидать прироста объемов на 0,4–0,5% ежегодно, тогда как Центральная и Восточная Европа фиксируют снижение на 0,3%.

Ожидается, что переход от продуктовых магазинов к общепиту – foodservice – приведет к снижению объемов ежегодно.

Foodservice означает сферу общественного питания – все, что связано с приготовлением, подачей и продажей еды и напитков вне дома. Это большая категория, в которую входят:

  • рестораны, кафе, кафе, бары;
  • fast food и street food форматы;
  • столовые и буфеты при офисах, школах, больницах и прочее;
  • кейтеринг и доставка еды;
  • заправки с едой, зоны питания в супермаркетах и ​​торговых центрах;
  • а также автоматы с едой и напитками.

Что это значит стратегически: рынок требует смещения акцента на ценность каждой покупки – когда удобство, скорость и качество важны не меньше цены. Поэтому уже сегодня магазинам крайне важно формировать опыт удобной еды.

Как сообщили в Эпицентре: «В прошлом году наши продажи кулинарии выросли более чем на 50%». В компании активно реагируют на этот тренд расширением ассортимента готовых блюд, ориентируясь на потребности потребителей в быстрых и качественных решениях по питанию.

Ожидается, что среди каналов самый высокий прирост в фуд-ритейле будет наблюдаться в онлайн-сегменте (на 2,0 процентных пункта выше среднего), за ним следуют дискаунтеры (на 0,8 процентных пункта выше среднего). Больше всего возрастут такие категории как fresh, здоровая пища и функциональные продукты (например, энергетические батончики богатые протеином и спортивные напитки). Ожидается, что категории convenience и food-to-go также станут основными очагами роста.

Так что, если фуд-ритейл крупных городов еще не перешел на омниканальную модель, или совсем не беспокоится об обеспечении ассортимента to-go – стоит спешить, чтобы не потерять своего покупателя.

2. От собственных торговых марок (ВТМ) до собственных брендов (ВБ)

Доля собственных марок в общем объеме продаж продуктов в Европе выросла на 0,3% в 2024 году, достигнув 39,1%.
Ожидается, что к 2030 году эта доля достигнет 40–42%.

Ритейлеры переходят от простых собственных марок к полноценным брендам с уникальной идентичностью и добавленной ценностью, что позволяет конкурировать с национальными брендами.

Думаю, читатели согласятся со мной, что кофе WOG можно смело назвать собственным брендом – это продукт, активно коммуникировавшийся во внешних медиа и ставший визитной карточкой сети, ради которой часто заезжают на АЗК. Собственный бренд — это когда продукт компании уже работает не только на себя, но и на общий имидж и влияет не только на свои, но и на общие продажи.

3. Восходящий спрос на здоровую пищу

Поколение Z показывает сильный упор на здоровое питание. Например, 45% поколения зуммеров ориентированы на здоровую пищу, а один из трех зуммеров готов платить больше за такие продукты. Но только 35% покупателей считают, что их основной ритейлер предоставляет достаточный выбор здоровых продуктов. Это создает возможности для расширения этой категории в ассортименте.

Здесь также полезно смотреть глубже на предпочтения здорового питания, поскольку они отличаются между поколениями в соответствии с тем, что означает здоровье для разных возрастов. Бебибумеры сосредотачиваются на уменьшении соли и употреблении меньшего количества обработанной пищи, чтобы укрепить здоровье сердца и предотвратить или отсрочить возрастные заболевания. Зуммеры и миллениалы предпочитают продукты с высоким содержанием белка и низким содержанием калорий.

Сільпо уже достаточно давно продвигает категорию Healthy Food. Эта сеть была одной из первых, кто начал работать с этим ассортиментом и выделять его, хотя нормально подчеркнуть на уровне навигации или коммуникации эти группы товаров могут быть настоящим вызовом.

Развитие категории здоровых продуктов – это тоже уже наше настоящее. Особенно в среднем ценовом сегменте сделать здоровый выбор доступным.

4. Тренд на готовые к употреблению блюда (Ready to (h)eat): обслуживание не готовящего поколения

Foodservice продолжает расти быстрее ритейла. В прошлом году эта категория выросла на +3,8%, что в 1,6 раза быстрее продуктового ритейла.

Наиболее готовую еду покупает молодежь:

  • 77% зуммеров и 72% миллениалов покупают еду на ходу хотя бы раз в месяц;
  • 42% зуммеров и 37% миллениалов покупают готовые блюда по меньшей мере раз в неделю.

Прежде всего, сервисы быстрой еды и готовых решений будут расти в больших городах. Это сигнал для ритейла расширять сегмент ready-to-eat и ready-to-heat.

Привычная нам категория кулинария, которую можно отнести к ready-to-heat исторически, является одним из основных отделов в любом супермаркете. Но отдельных специализированных магазинов кулинарии почти нет. В Киеве есть локальные кулинарные дома, такие как Богатырь на Большой Васильковской и Ибис на бульваре Леси Украинки. Они годами подтверждают свое качество и имеют постоянного клиента. Интересно, будут ли появляться кулинарии как отдельный трафико-генерирующий формат. Или магазины с ассортиментом только to go по типу One Minute.

5. Выход на новый уровень привлечения клиентов

Персонализация стала ключом к лояльности. 56% клиентов стают неизменными после персонализированного взаимодействия, но только 25% считают, что ритейлеры отлично персонализируют предложения.

Покупатели теперь считают персонализацию стандартом взаимодействия: 56% говорят, что они, вероятно, станут постоянными покупателями после персонализированного опыта (особенно это касается зуммеров).

И первое, что нужно делать – реструктурировать свои программы лояльности, чтобы обеспечить более персонифицированный подход. Использование аналитики и личных предложений будет увеличивать лояльность.

В моем приложении Novus, например, есть раздел «Персональные предложения», где предлагают персональные 10% бонусов на мясо, яйца, овощи и фрукты и куличи за корзину от 600 грн. Учитывая, что я никогда не покупала мясо и яйца здесь, а еще и давненько не заходила, персонализацию уместнее было бы сделать на те продукты, которые я покупала последние несколько раз, чтобы я как раз вернулась.

Компания Waitrose тестировала концепцию персональных рекомендаций прямо в торговом зале, на основе истории покупок клиентов в предоставлении лояльности «My taste shelf». Клиент сканирует QR-код во входе или открывает программу, и система показывает в таком ряду «твои персональные предложения» — те, которые ты покупаешь часто, любишь или похожи на твои предпочтения.

6. Устойчивое развитие: выбросы парниковых газов третьей категории (Scope 3) – будущий вызов

Устойчивое развитие становится приоритетом. Зуммеры и миллениалы в 1,8 раза чаще заявляют о намерении покупать стойкие продукты. Но в целом намерение покупать органику и альтернативу мясу снижается на 2–4%.

Основной вызов для ритейла – Scope 3: выбросы по всей цепи поставки.

Scope 3 – это выбросы парниковых газов, связанные с деятельностью компании, но возникающие из неконтролируемых ею источников. Это 90%+ выбросов в продуктовом ритейле. Именно поэтому он стал главной темой для глобальных FMCG и ритейл-групп.

Scope 3 охватывает:

  • выращивание и производство продуктов питания (фермы, поставщики);
  • упаковка и транспортировка;
  • выбросы, связанные с использованием и утилизацией продуктов питания (пищевые отходы, упаковка);
  • поведение покупателя (в том числе поездка в магазин);
  • даже содержание магазина (очистка, обновление оборудования и т.п.).

Что можно делать в этом направлении уже сейчас – это превратить магазин в нравственную, освещающую и постоянную платформу, рассказывать истории, вдохновлять. Создавать инициативы с поставщиками совместной коммуникации.

Уж многое делается у нас. Например, в Сільпо в разделе «Екодружність»  на своем сайте предлагают кулинарию покупать в собственный лоток или ланч в собственный ланч-бокс. А при оформлении заказа дают опцию выбрать многоразовые мешочки, компостные или бумажные пакеты или экобокс.

7. Консолидация европейского рынка

Маржа EBITDA упала с 6,9% в 2019 году до 6,2% в 2024 году. Это стимулирует консолидацию, открывающую путь к масштабной оптимизации затрат. Практики, которые наблюдаются в крупных европейских сетях, включают в себя централизацию закупок для части ассортимента на европейском уровне, централизацию функций (таких, как разработка ВТМ) и централизацию ІТ-систем по всей Европе.

Ожидается, что в ближайшие годы консолидация ускорится внутри страны. Учитывая потребность в масштабе для противодействия давлению на маржу и дополнительному потенциалу синергии между странами, существует высокая вероятность дальнейшей консолидации из-за слияний и поглощений, а также дальнейшего сотрудничества между розничными торговцами в покупательских альянсах.

Для Украины в послевоенном периоде это означает, что следует ожидать больших соглашений, после которых некоторые крупные сети могут присоединиться/превратиться в европейские.

А сейчас это сигнал заранее искать способы сотрудничества между игроками рынка, централизации закупок и построения общей инфраструктуры. Кто будет готов к этому первым – получит стратегическое преимущество.

8. Погоня за внедрением технологий

Данные, искусственный интеллект и технологии привлекают генеральных директоров и капитальные затраты. Четыре года назад «модернизация ІТ» и «внедрение передовой аналитики и искусственного интеллекта» не входили в семь приоритетов руководителей продуктовых магазинов. Сейчас они занимают третье и шестое место соответственно.

Капитальные инвестиции 19 крупнейших ритейлеров Европы выросли на 13,9% с 2021 по 2023 годы, в основном на IT-инфраструктуру, аналитику данных, автоматизацию и ИИ для прогнозирования спроса и персонализации.

Разница между технологическими лидерами и отсталыми компаниями растет.

Исследование показывает, что компании-лидеры ритейла в области обработки данных, искусственного интеллекта и технологий достигают вдвое большего роста и почти в 2,9 раза большей общей прибыли акционерам (TSR) по сравнению с отстающими (late adopters).

Выводы можно делать самим – инвестировать в автоматизацию и аналитику уже сегодня.

9. Рост и профессионализация ритейл медиа

Retail media показывает бурный рост. Ожидаемый рост на 20% в год до 2026 года.

Ритейлеры развивают свои рекламные платформы, монетизируют трафик и предоставляют брендам персонализированные возможности коммуникации с покупателем.

В Украине уже давно в больших национальных сетях работают собственные радио или видеоэкраны, система не нова. Меньшие и региональные сети могут лучше развиваться в этом направлении и получить новый источник дохода. И хочется добавить, что имеет значение не только сам факт наличия медиа, а какой контент, какого качества, на каких носителях – это все формирует эффект.


К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка