Общество против ритейла: как работает бойкот российских брендов и товаров

Общество против ритейла: как работает бойкот российских брендов и товаров

25.10.2017 09:00
  1018
Микола Маранчак

В 2014 году, после начала агрессии РФ против Украины, общественность стала объединяться для бессрочной акции «бойкот российских товаров» и целых сетей магазинов. Как это было тогда, каких результатов добились активисты и что происходит сейчас — в обзоре RAU.

В первых частях этой серии публикаций RAU рассказала, какие российские бренды из сферы fashion-ритейла и какие российские кафе и рестораны продолжают работать в Украине, хотя и не афишируют страну своего происхождения. А заодно и уточнила, кто и почему уже покинул украинский рынок, а какие торговые марки абсолютно безосновательно считают российскими. 

В этой статье мы изучили: как зарождалось и что из себя представляет сегодня явление бойкота российских брендов и товаров в Украине, как на это реагируют торговые сети — кто пошел на встречу патриотической части общества, а кто нет, как ведут себя правоохранительные органы в конфликтных ситуациях, а также узнали мнение юриста о том, какие права есть у активистов, а какие у администрации и охраны магазинов и ТРЦ в случае протестных акций.

Первая волна

Первая волна акций бойкота в Украине началась еще в августе-сентябре 2013 года как ответ на давление Таможенной службы Российской Федерации на украинскую власть, когда та внесла в «группу риска» всех украинских импортеров. Эти действия фактически заблокировали поставки всех товаров из Украины в Россию, в результате чего на пограничных пропускных пунктах стали образовываться очереди из сотен фур и железнодорожных вагонов.

Украинские общественные организации ответили на это своим бойкотом – появились первые плакаты с перечеркнутой зубастой матрешкой и ресурсы с общим посылом «Не покупай российское!», ставшие основой для последующих акций.

Вторая волна

Вторая волна бойкота российских товаров в Украине началась в марте 2014 года сразу после Революции Достоинства и аннексии Крыма. На одном из сайтов бойкота «Нет русским товарам» собрали базу из 1005 товара и 103 торговых марок. Начались также массовые флешмобы и акции протеста.

По словам активистки общественной организации Відсіч Катерины Чепуры, некоторые компании попытались защитить репутацию. «Нам звонили многие с просьбой и требованием убрать бренд из списков. Мы сразу просили подтвердить документально то, что они не имеют отношения к российскому бизнесу. Некоторые просто пропадали и больше не выходили на связь, а, например, пироговая «Николай» показала документы и от них отстали», – поделилась она.

Украинской компанией оказалась также сеть вареничных «Катюша», чей интерьер наполнен ностальгическим антуражем по СССР: «Как мы убедились, это всего лишь стиль, ориентированный на свою целевую аудиторию, тоскующую по «совку». К сожалению, у нас в стране все еще много таких людей».

В мае 2014 года к всемирному бойкоту товаров, произведенных в России, призвал также Конгресс Украинцев. «…ВКУ призывает к всемирному бойкоту товаров, произведенных в России, пока Россия не будет уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность Украины в соответствии с Будапештским Меморандумом о гарантиях безопасности 1994 года», — говорится в сообщении организации.

Согласно первым упоминаниям в СМИ, протесты начались еще до вторжение российских войск на Донбасс – во время аннексии Крыма. Как вспоминает Катерина Чепура, основной причиной акций стало то, что каждая гривня, вложенная в товары, произведенные в России, может превратиться в еще один патрон для автоматов «зеленых человечков».

«Мы использовали преимущественно «падучі» флешмобы под общим названием «Российское убивает». Смысл акции заключается в том, что ее участники будто замертво падают с российскими товарами в руках посреди магазина, побуждая покупателей внимательнее вглядываться в этикетки и не спонсировать агрессора. Когда в супермаркет среднего размера заходили до 70 человек и падали на пол, мы занимали вообще всю торговую площадь магазина», — рассказала активистка.

За три года флешмобы «Российское убивает» неоднократно проходили практически во всех областях Украины. По рассказам региональных СМИ, флешмобы прошли в винницком супермаркете Сільпо, расположенном в ТЦ SkyPark, николаевском Сити Центр, одесском супермаркете Фуршет на территории ТЦ Среднефонтанский, харьковских магазинах Рост, Billa, Караван, АТБ, Велмарт, Сільпо, ряде магазинов в Днепре и многих других городах и супермаркетах.

В марте 2015 года компания TNS провела исследование, в результате которого выяснилось, что 58% украинцев положительно относятся к бойкоту российских товаров, а лично принимают участие – 45% опрошенных. В то же время, отрицательно к бойкоту российских товаров отнеслась почти четверть украинцев — 24%.

Реакция торговых сетей

17 марта 2014 бойкот поддержала Ассоциация поставщиков торговых сетей. Как писал портал delo.ua, они выпустили официальное заявление с обращением к дистрибьюторским и торговым компаниям пойти навстречу покупателям, не желающим приобретать товар, произведенный в Российской Федерации. Правда заявление носило лишь рекомендательный характер.

Полностью отказаться от российских товаров согласилась сеть магазинов Рукавичка, которая 1 февраля 2015 года официально заявила, что прекращает их продажу, назвав это «принципиальной позицией руководства сети». Однако не все продуктовые ритейлеры поддержали такое категоричное решение. В компании Fozzy Group, управляющей сетями Сільпо и Фора, сказали, что у них есть лишь те товары российского производства, которым нет аналогов в Украине. Или произведенная на территории РФ продукция известных международных брендов, работающих в нашей стране. «Если даже и такую продукцию потребители перестанут покупать – мы гарантируем, что мы выведем ее из ассортимента», — прокомментировали в компании. Подобным образом отреагировали в Ритейл Групп (Велика Кишеня, Велмарт, ВК Экспресс и др.).

«Украинские покупатели готовы отказываться от российских товаров тогда, когда имеют альтернативу, которая не уступает в соотношении цена-качество», – сказала ведущий специалист по внешним коммуникациям Ритейл Групп Виктория Дей.

В то же время часть ритейлеров отказалась идти навстречу активистам. Весной 2014 года начальник отдела коммуникации и устойчивого развития сети гипермаркетов Ашан в Украине Констанция Борис заявила, что не будет комментировать вопрос бойкота российских товаров. «Наша компания является аполитичной», – подчеркнула она. Об этом сообщил ZAXID.NET. На запрос редакции подобным образом ответили также в сети гипермаркетов METRO Cash&Carry Ukraine. «Мы являемся международной компанией, которая ведет свою деятельность в 29 странах мира, и придерживается принципов аполитичности, свободного ведения бизнеса и конкурентоспособности», – говорится в официальном ответе METRO.

Made in ЛНР

2016 год прошел относительно спокойно для украинских ритейлеров. Скандалы возникали точечно и проходили преимущественно в соцсетях. По халатности персонала и поставщиков, или при сознательной позиции торговой сети, но активисты продолжили находить на полках магазинов вызывающий протесты товар. Последняя из таких заметных историй произошла 22 октября, когда в броварском «Эпицентре» местная жительница Татьяна Стащук обнаружила детские игрушки – уменьшенные копии военной техники Российской Федерации. Продукцию убрали с полок только после огласки в СМИ.

Для российских брендов в Украине ситуация продолжила складываться крайне неблагоприятной, в результате чего за последние два года ушли Carlo Pazolini, Bosco Sport, Kira Plastinina, Centro, Якитория и другие, о чем RAU писала ранее. Но нашлись и те, кто напротив: решил усиливать свое присутствие в стране.

Летом 2017 года бренд Gloria Jeans, занимающий второе место в топ-10 крупнейших fashion-ритейлеров России, запланировал открытие сразу в двух киевских торговых центрах – Art Mall и SkyMall. На это отреагировали общественные организации. Более того, еще в марте 2015 года российские СМИ облетела новость о том, что компания возобновляет производство в Луганске. Именно под таким заголовком «Made in ЛНР» вышла статья на RBC, в которой владелец бренда Владимир Мельников подтвердил эту информацию. Инвестиции в восстановление предприятий в ЛНР Gloria Jeans оценила в сумму 1,5 млрд руб.

Несмотря на то, что об этой официальной информации известно из открытых источников уже два года, СБУ отреагировала на новость только после обращения активистов. В официальном заявлении Службы Безопасности Украины от 13 июля 2017 года сказано: «В результате проверки СБУ нашла подтверждения информации … относительно возможной незаконной деятельности в Украине российской торгово-производственной сети «Глория Джинс». По полученной информации, в Украине главная фабрика «Глория Джинс» расположена в временно оккупированном Луганске и продолжает работать. Это может свидетельствовать о возможной реализации в украинских торговых сетях продукции, производимой именно на временно оккупированных территориях». Однако после данного заявлении никаких последствий для бренда Gloria Jeans в Украине не последовало.

Сама Gloria Jeans от комментариев по поводу сложившейся ситуации воздерживается: на запросы редакции RAU ответов так и не удалось получить.

Когда государство бездействует

8 июля в ТРЦ ArtMall состоялось торжественное открытие магазина российского бренда Gloria Jeans & Gee Jay. Общественные организации не остались в стороне и пришли напомнить о войне с Россией. Перед магазином активисты развернули плакаты, еще двое призывали покупать товары «made in ЛНР» и спонсировать таким образом оккупантов. Магазин вызвал полицию, но те не выдвинули претензий протестующим, а только наблюдали.

Следом последовала также акция во львовском ТРЦ Victoria Gardens возле крупнейшего в Украине магазина Gloria Jeans, площадь которого составляет 1300 кв. м. Акции протеста никто не препятствовал.

А вот открытие Gloria Jeans в киевском ТРЦ SkyMall обернулось скандалом – охранники торгового центра применили силу к активистам и затащили их к себе в подсобку. Происходящее сняли на видео и выложили в сеть. После приезда полиции, активисты написали заявления на неправомерные действия охраны, однако, по их сообщениям в соцсетях, не смотря на снятые побои и поданные в прокуратуру заявления, последствий никаких не последовало.

Ситуацию также прокомментировал основатель украинского бренда Brotherhood Юрий Захарук, который подчеркнул, что подобное могло произойти только в результате бездействия власти.  «В ситуации с бойкотом есть три составляющие. Первая – государственная. Государство должно определять правила игры на рынке. В данный момент наше государство в силу разных причин делает вид, что этот вопрос его не волнует. Вторая — это составляющая украинских территорий, которые сегодня нами не контролируются. И третья – личное отношение. Готовы ли люди покупать вещь, зная, что фактически переводят средства в помощь армии «ДНР-ЛНР», — сказал он.

Мнение юриста

Как рассказала RAU старший юрист юридической фирмы GOLAW Ирина Кальницкая, при проведении таких мероприятий права участников и организаторов акций законодательством не определены, поэтому указанные лица будут иметь такие же права, как и любые посетители ТРЦ. В случае обнаружения администрацией ТРЦ или его охраной нарушений, администрация ТРЦ или его охрана могут вызвать полицию. Именно работники полиции уполномочены составлять протоколы об указанных выше правонарушений и имеют право применять меры принуждения к нарушителям.

В то же время законодательством не установлен запрет на проведение массовых мероприятий в помещениях ТРЦ. Право граждан собираться мирно, без оружия и проводить сборы или митинги, предусмотрено Конституцией Украины. Конституция содержит лишь одно требование для проведения массовых мероприятий: заблаговременное уведомление органов исполнительной власти или местного самоуправления об их проведении. В то же время Конституцией определено, что ограничения реализации права на мирные собрания может устанавливаться только судом.

В сложившейся ситуации можно заключить следующее — каждый продолжает делать то, что считает нужным, сознательно или нет, и пока среди украинцев нет единой позиции относительно товаров, произведенных в стране-агрессоре, подобные бойкоты и акции протеста будут продолжаться.

Читайте также —

Закляті друзі: які російські мережі продовжують працювати в Україні


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка