
Новости книжных магазинов: Readeat, Librarium, Книголенд, КСД и другие


Директор ООО «Тайстра Групп», запустившей гастрогалерею ÓнDe в Черновцах и Ивано-Франковске, о современном формате деликатесных магазинов, различиях в их оборудовании и клиентах, запуске собственного импорта и многом другом.
Черновицкий ритейлер ООО «Тайстра Груп» открыл свой первый магазин в 2002 году и в настоящее время имеет в своем портфеле 85 магазинов в Черновицкой, Ивано-Франковской, Хмельницкой, Винницкой и Тернопольской областях. Сеть магазинов Тайстра начинала работу под несколькими брендами, в том числе Рома, Норма и Эконом, которые после ребрендинга в 2021 году стали единой сетью Тайстра. Сеть работает в двух форматах: супермаркетах и магазинах возле дома площадью от 100 до 700 кв. м.
В 2023-м в Черновцах также была открыта первая гастрогалерея ÓнDe, которая сочетает магазин, винотеку и собственную пекарню. В конце следующего года аналогичная торговая точка появилась в Ивано-Франковске. В интервью RAU директор ООО «Тайстра Груп» Богдан Кличук рассказал о развитии данного формата в современных условиях.
— Формат магазинов деликатесов и гастромаркетов был популярным еще лет 10-15 назад, но потом подобные проекты почти не запускались. Почему вы решили открыть именно гастрогалерею ÓнDe в Черновцах и когда это произошло?
— Главной предпосылкой запуска гастрогалереи послужило желание дифференцироваться и иметь разные направления ритейла в портфеле компании. У нас была гипотеза и мы рискнули ее проверить на практике: действительно ли в современном ритейле и сегменте HoReCa важны эмоции, а не просто качественная торговля или сервировка. Речь идет о том, чтобы клиента не просто обслужили, а чтобы он почувствовал себя особенно. Чтобы шопинг перестал быть рутинным делом, которое «надо выполнить», и превратился в маленький ритуал, в приятный опыт, в историю, о которой хочется рассказать.
– Что собой представляет этот магазин и чем он отличается от точек других ритейлеров, где есть отдельные зоны крафтовых продуктов и импортной гастрономии?
— ÓнDe – это магазин, в котором покупки ощущаются совсем по-иному. Здесь другой стиль, другой подход и совсем другая атмосфера. То есть сам процесс покупки воспринимается как отдых, потому что делаешь это с комфортом. Мы стремились создать место, где гастрономия совмещается с эстетикой и сервисом. Например, у нас есть собственная винотека с профессиональным сомелье, который поможет выбрать лучшее вино для любого случая, а также собственная пекарня, где мы выпекаем хлеб на закваске. Крафтовые зоны есть в каждой категории товара, поэтому независимо от того, что именно ищет клиент – сыр, мясо, масло или десерт – в каждой категории можно найти нечто особенное.
– Какова его общая и торговая площадь, сколько SKU представлено, на какую продукцию делается основной упор?
— Общая площадь ÓнDe составляет около 1000 кв. м. Из них около 600 кв. м это торговая зона, где представлен основной ассортимент продукции. Остальные 400 кв. м отведены под собственное производство, в частности, пекарню, где ежедневно готовим свежую выпечку и другую продукцию собственного изготовления. Наша гастрогалерея имеет более 10 000 SKU, и мы сознательно делаем акцент на крафтовых производителях, украинских брендах и уникальном товаре, который не найти в обычных магазинах. Для нас важно, чтобы каждый продукт имел свою историю, качество и особенность. Именно это создает тот особый ассортимент, из-за которого клиенты выбирают ÓнDe.
— Как вы ищете поставщиков и есть ли у вас собственный импорт?
— Пока у нас нет собственного импорта, однако работаем с надежными партнерами, которые стабильно снабжают нас качественной импортной продукцией. Мы очень внимательно подходим к выбору поставщиков – изучаем их репутацию, опыт, стабильность и качество товара. Для нас важно сотрудничать с теми, кто разделяет наши ценности и требования к качеству. Вместе с тем собственный импорт уже в процессе подготовки и совсем скоро мы планируем запустить его самостоятельно.
— Кто ваши основные клиенты и повлияло ли на решение запустить гастрогалерею перемещение на запад страны платежеспособной публики из Киева и других городов?
– Нашими основными клиентами являются жители города, которые ценят качество, комфорт и современный подход. Это люди, которые хотят получать лучшее – свежие продукты, приятную атмосферу и сервис европейского уровня. Идея создания гастрогалереи возникла задолго до внутренних миграций украинцев. Даже если бы не произошло перемещение платежеспособной аудитории из Киева и других городов, мы бы все равно открыли такую локацию. А гости города для нас – это приятный бонус, ведь они тоже получают возможность познакомиться с нашим форматом и культурой гостеприимства.
— Учитывая, что ваши гастрогалереи рассчитаны на требовательного потребителя, использовали ли вы какое-нибудь особое оборудование?
– Да, безусловно. Мы понимали, что формат гастрогалереи требует нестандартных технических решений, поэтому искали партнера, который сможет реализовать наши пожелания быстро, качественно и с вниманием к деталям. Такой партнер нашелся – это компания Aisberg. Они разработали несколько видов специализированного холодильного оборудования, адаптированного именно под наш формат.
В частности это круговая витрина, специальная витрина для рыбы с ультразвуковым увлажнителем воздуха, холодильники для мяса с инновационной системой охлаждения, а также открытые витрины, обеспечивающие максимальное удобство для посетителей. Поскольку это занятые люди, которые ценят свое время, возможность быстро выбрать необходимое без барьеров чрезвычайно важна.
– Почему было необходимо разрабатывать именно индивидуальное оборудование?
– Мы стремились обеспечить идеальные условия хранения продуктов и одновременно создать визуально привлекательную экспозицию. Инновационная циркуляция воздуха в холодильниках позволяет сохранить продукцию свежей подольше, не пересушивая ее, что особенно важно для премиального сегмента. Кроме этого, нам нужно было достичь и эстетической гармонии — все витрины и холодильники выполнены в специально подобранном цвете, который подходит нашей дизайнерской концепции. Это не просто оборудование – это часть атмосферы ÓнDe. В процессе работы было много консультаций, совместных решений и технических советов, благодаря которым нам удалось найти оптимальные решения под каждую гастрогалерею.
– Как вообще вы подходите к выбору дизайна магазина и его оснащения?
– Мы исходили из идеи индивидуальности и эстетики пространства. Для нас важно, чтобы каждый элемент от потолка до витрины был частью целостной концепции, которая передает настроение нашего бренда. Дизайном гастрогалереи мы хотели удивить наших клиентов. Поэтому было важно, чтобы магазин не выглядел просто, был без обычного «армстронга» и обычного оборудования. Мы стремились создать пространство, которое по уровню дизайна напоминает ресторан высокой кухни – стильный, атмосферный и продуманный до мелочей.
Компания Aisberg изготовила для нас все холодильное оборудование – витрины, холодильники для мяса и специализированные стеллажи. Остальные элементы оформления – алкогольный стеллаж, бронзовые декоративные решетки, потолок из камыша и монтажной пены – это наше с дизайнером видение, часть концепции, которую мы разрабатывали, чтобы создать уникальное пространство. В результате ÓнDe получился не просто магазин, а целостная дизайнерская история, где каждая деталь имеет смысл и атмосферу.
— Влияет ли на продажи такая спецификация оборудования по сравнению с обычными магазинами в вашей сети Тайстра?
— Мы поняли, когда подход целен и учтено все с точки зрения производительности, функциональности и энергоэффективности, то это влияет как на продажи, так и уменьшает затраты на потребление электроэнергии.
— Высокий уровень сервиса также является непременной составляющей, отличающей магазины деликатесных продуктов. Какие специальные услуги предлагаете вы своим клиентам?
— У нас действительно большое внимание уделяется сервису и атмосфере, ведь именно это формирует тот уровень, который отличает ÓнDe от обычного магазина. У нас есть собственное кафе, где гости могут насладиться кофе, не спеша. Особая гордость наши сомелье, которые не просто помогают с выбором, а со временем становятся для многих гостей настоящими друзьями – к ним могут обращаться даже посреди ночи за советом или консультацией.
Кроме того, у нас есть закрытый клуб ценителей качественных напитков и гастрономии, где мы объединяем людей с похожими ценностями, проводим тематические встречи и дегустации. Мы также ценим время наших клиентов, поэтому кассиры самостоятельно упаковывают все покупки, чтобы создать дополнительный комфорт и чувство заботы, которое для нас самое важное.
— Насколько успешным оказался запуск первого ÓнDe и почему выбрали для следующей гастрогалереи Ивано-Франковск? Соответствуют ли показатели ее работы вашим ожиданиям?
— Запуск первого ÓнDe стал для нас ценным опытом и дал понимание того, как мы хотим развивать этот формат дальше. Мы решили обновить подход и изменить локацию, чтобы реализовать потенциал проекта еще в лучших условиях. Пока не раскрываем деталей, но можем сказать, что впереди интересное продолжение истории ÓнDe, которое, уверены, заинтересует наших гостей.
– В каких городах вы видите возможности для дальнейшего развития этого формата?
— Сейчас у нас нет конкретного города, где планируем открытие, однако рассматриваем возможности развития на западе Украины. Этот регион нам близок по духу и имеет огромный потенциал для нашего формата. Мы открыты для интересных предложений и локаций, которые соответствуют нашей концепции и ценностям бренда.