Дарья Антоненко, Айсберг: Каждый новый магазин – часть моей личной истории
Операционный директор компании Айсберг — одного из крупнейших украинских производителей холодильного оборудования — Дарья Антоненко об особенностях работы с международными компаниями и на международных рынках, победах в тендерах и экспортных перспективах Украины
Истории компаний, сумевших даже в таких сложных условиях добиться успехов, всегда интересны. Одна из них – одесский производитель холодильного оборудования и решений, связанных с энергоэффективностью и экологией – Айсберг. Сейчас продукция компании поставляется в более чем два десятка стран, и продажи за границу обеспечивают предприятию львиную долю выручки. За экспорт продукции в компании отвечает дочь основателя и операционный директор — Дарья Антоненко. Как женщине работать в такой «мужской» сфере деятельности, благодаря чему удалось добиться успеха и наладить поставки высокотехнологичного оборудования за границу, завоевать уважение коллег и стать лидером рынка, Дарья рассказала RAU .
— Вы работаете в крупной машиностроительной компании, продаете достаточно сложные технические изделия, разбираетесь в монтажных проектах, логистике, финансах. Сложно ли было молодой симпатичной девушке найти свое место в этом man‘s world?
— У каждого есть свое призвание. Я не могу без командировок, переговоров, проектов, без работы. Люди, которые живут тем, что делают, всегда находят в этом себя. Конечно, я ежедневно пересекаюсь с множеством людей, 90% из них – мужчины. Но это, скорее, к лучшему — c мужчинами проще находить общий язык.
— Айсберг — компания вашего отца. Насколько это помогло или помешало карьере? Можно ли считать экспортное направление в работе Айсберга вашим личным проектом?
— Я была руководителем этого направления, им и остаюсь. Но у экспорта много составляющих. Выхода на международные рынки добивались все и каждый! В ночь с 31 декабря 13-го на 1 января 14-го я составляла список своих целей на год, и главной из них было увеличить географию продаж. Поставила цель – десять стран экспорта за три года. Поделилась этой целью с командой, она меня поддержала. Я заключаю сделки, но за моей спиной всегда есть прочный тыл, без которого никакого экспорта бы не было. Как и без моего отца, который создал Айсберг и подготовил платформу для международной торговли. Мне досталась вишенка на торте (улыбается).
— Есть ли женщины, с которых берете пример в бизнесе?
— У Айн Рэнд есть такой персонаж – Дагни Таггерт. Вот с ней я часто себя ассоциирую. А в жизни меня не перестают восхищать женщины, которые умеют совмещать бизнес, дом и материнство. Для меня загадка, как они это делают! Моему сыну сейчас год. Первые полгода мне приходилось часто брать его на работу, и я вам скажу честно — это крайне непросто.
— Существуют ли гендерные стереотипы на рынке международного ритейла?
— В Европе – нет, однозначно. В мусульманской Азии – присутствуют, но зависят от региона. ОАЭ, Оман, Кувейт, Катар относятся к работающим женщинам с уважением. В Иране – сложнее. А вот в мусульманской Африке женщине не пожимают руку, при общении опускают глаза в пол. Это очень мешает нормальному переговорному процессу.
— Есть ли у вас свои правила ведения бизнеса, которых неуклонно придерживаетесь?
— Есть только одно – я всегда неуклонно следую своей интуиции. Это меня очень часто выручает.
— На вашем счету уже более пятидесяти оборудованных магазинов в разных странах мира — каким из проектов гордитесь больше всего?
— Каждый имеет особую ценность, в первую очередь, потому что это часть моей личной истории, и часть истории компании. Лучшими, по моему мнению, являются Carrefour Yerevan Mall – как наш первый опыт работы с крупным мировым ритейлером, первый экспортный магазин «под ключ». Фрунзе Гурме в Бишкеке – это прорыв в ритейле Кыргызстана. Магазин FoodWorks в Австралии — это крупная сеть и самая отдаленная географически продажа.
— Как оцениваете перспективы украинских технологий на европейском рынке розничной торговли?
— Европейский рынок кажется всем Клондайком. На самом деле, это не совсем так, и дело тут не в том, что украинский поставщик не нравится или недооценен. Просто предложение на европейском рынке в несколько раз превышает спрос. Тем не менее, мы стабильно отгружаем в Европу – Германию, Нидерланды, Италию, Исландию, Румынию, Венгрию, Австрию…
— Какие рынки сбыта рассматриваете как приоритетные для украинских технологий? Проще говоря — ритейл каких стран наиболее лоялен к украинскому оборудованию?
— Лояльность к оборудованию обусловлена всегда двумя вещами – ввозной пошлиной на украинский товар и наличием локальных производителей. Остальное – дело техники (улыбается) Хотя есть примеры, когда пошлина не мешает торговле, например, в Египте на украинский товар 60% import tax. Тем не менее, мы отгружаем туда 1-2 контейнера в неделю.
— Почему мировые розничные сети Carrefour, Spar, Billa, Kaufland покупают украинскую технику? Как удалось вывести Айсберг на закрытые тендерные площадки этих сетей?
— В первую очередь, команде Айсберга пришлось внедрить все стандарты по энергопотреблению. У мировых сетей очень строгие требования к техническим параметрам, все хотят снизить счета на электроэнергию. Поэтому, STEP 1 – было сократить потребление витрин, вывести оборудование на европейские параметры работы. STEP 2 – было нанести всем компаниям личный визит, убедить их включить в тендер нового поставщика, погрязнуть в тендерных таблицах, провести пару месяцев без сна, и — выйти победителем (улыбается) На самом деле, выиграть тендер в крупной сети – это только сотая часть усилий! Выполнить заказ согласно их требованиям – вот настоящий challenge!
— Вы работаете с самыми разными проектами зарубежных ритейлеров. Какие торговые форматы сейчас наиболее активно развиваются за рубежом? Какие эффективные решения из зарубежной практики можете предложить украинскому ритейлу для улучшения сервиса?
— Был период, когда с рынка всемирного ритейла исчезали гипермаркеты, и вместо них начали активно развиваться магазины шаговой доступности, минимаркеты. Сейчас этот тренд прошел, но начался новый – магазин монопродукта. Мясные и рыбные лавки, магазины сыра, мясных деликатесов, винные магазины, булочные – ритейл последние годы движется в сторону качества продукции.
— На экспортной карте Айсберга – Иран, Саудовская Аравия, Оман, Кувейт и даже Судан. Есть ли особенности в ассортименте и концепции магазинов мусульманских стран, например, специальные решения для халяльных продуктов и т.п.
— Я не могу сказать, что есть различия между стандартами выкладок в Европе и в мусульманских странах. Но, чему действительно мы уделяем внимание – это параметрам окружающей среды – температуре и влажности. В Омане влажность 90% почти круглый год, внутри магазина она также высокая. Нам пришлось разработать линию оборудования другого климатического класса – с вентилируемыми полками, потолками, обдувом или обогревом фронтального стекла, обогревом стеклопакетов в низкотемпературной технике и специальным напылением против запотевания стекла.
— По данным Министерства экономического развития и торговли на долю Айсберга приходится 70% экспорта всего холодильного оборудования, выпускаемого в Украине. Оказывает ли государство поддержку лидерам отечественной промышленности?
— Сейчас существует Export Promotion Office, который консультирует бизнес в вопросах международной торговли и организует регулярные информативные семинары и торговые миссии для B2B и B2G. Также, мы часто обращаемся за помощью в Торгово-промышленную палату.
Что касается законодательной помощи, то по-прежнему остается очень высокой налоговая нагрузка на производителей, это отрицательно сказывается на позиции украинских экспортеров на международных рынках. По-прежнему очень дорого стоят кредитные ресурсы, а также отсутствует возможность кредитовать своих клиентов на срок более шести месяцев. К сожалению, правительство не помогает в финансировании участия в международных выставках. Такая практика в Европе и в Турции давно введена.
В конце 2017 года по приглашению Export Promotion Office я выступила спикером от Украины на конференции Всемирной Торговой Организации в Женеве, посвященной вопросам развития мировой торговли. Мое выступление, в частности, было посвящено необходимости международных соглашений, которые могут способствовать выходу региональных производителей на глобальные мировые рынки, чтобы составить достойную конкуренцию крупным мировым брендам.
— Какие задачи ставите перед Украинской ассоциацией производителей, являясь заместителем директора данной организации?
— Фактически, Украинская ассоциация производителей – это совместная инициатива производственных предпринимателей, которые хотят чисто и честно вести свой бизнес.
Мы стали участниками всеукраинской сети честности и комплаенса (UNIC), тесно сотрудничаем с Export Promotion Office, и даже подписали меморандум о сотрудничестве с Государственной фискальной службой Украины по индикативным ценам на импортные аналоги отечественных товаров с целью минимизации «серого импорта» и создания более благоприятных условий для украинских производителей в борьбе с недобросовестными конкурентами.