Отчет Deloitte: Глобальные тенденции ритейла в 2018 году

Отчет Deloitte: Глобальные тенденции ритейла в 2018 году

24.01.2018 08:45
  2701
Іван Зайцев

Диктат покупателей, покупки в любом месте и в любое время, партнерство и поглощения мировых гигантов, активное использование технологий – эксперты Deloitte назвали глобальные тенденции ритейла в 2018 году.

Читайте українською

Read in English

Консалтинговая и аудиторская компания Deloitte представила очередной, уже 21-й по счету ежегодный отчет Global Powers of Retailing, посвященный ключевым тенденциям в мировом секторе розничной торговли на 2018 год. RAU подготовила перевод аналитического обзора.

Трансформация и оживление в розничной торговле

Это время трансформаций в ритейле. Покупатель задает тренды, используя технологии, чтобы оставаться онлайн, и получает больше возможностей влиять на изменения. Проникновение технологий позволяет потребителям делать покупки, где и когда они хотят — будь то в магазинах, в интернете, на мобильных устройствах, в режиме голосового помощника или в режиме «покупка в один клик».

В розничной торговле разрушение традиционных бизнес-моделей уступило место беспрецедентным и преобразующим изменениям. Требуется слияние онлайна и офлайна, чтобы лучше обслуживать более требовательных покупателей и использовать потребительский опыт. Инновации и трансформации происходят быстрее и в большей степени, чем когда-либо, ставя перед ритейлерами новые вызовы, требуя пересматривать привычные стратегии для сохранения желаемых показателей темпов роста, производительности и рентабельности

Однако стандарты меняются. Некоторые из самых быстрых и быстро растущих ритейлеров в мире — признанные нарушители привычных правил, такие как Amazon и JD.com.

Они в своих поисках отказываются от краткосрочной рентабельности, меняя правила игры и превращаясь в серьезную угрозу вчерашним лидерам рынка, работающих по старым принципам. Такие компании отличает организационная и операционная гибкость.

Традиционные магазины закрываются по мере того, как как все больше потребителей начинают совершать покупки через интернет. В прошлом году в США закрылось рекордное количество магазинов: к 1-му декабря ликвидировано 6885 торговых точек. Среди тех, кто сокращает сети:  Macy’s, JCPenney, Sears/Kmart и множество ритейлеров, специализирующихся на торговле одеждой. Компании закрывают нерентабельные магазины, чтобы сосредоточиться на самых продуктивных и перспективных направлениях.

Правила ритейла действительно переписываются в это время трансформационных изменений. Инновации, сотрудничество, консолидация, интеграция и автоматизация существенно влияют на то, как ритейлеры ведут бизнес сейчас и как будут вести в будущем.

Построение цифровых возможностей мирового класса

Ритейлеры по всему миру быстро адаптируются к тому, что с точки зрения потребителя нет разницы: покупать товар в традиционном магазине или онлайн через мобильные устройства. Вместо этого клиенты становятся агрегированными по каналам. Выбор товара — процесс, когда потребители используют все возможные онлайн и офлайн каналы до совершения покупки. Цифровое влияние на покупателей сложно переоценить.

В отчете «The New Digital Divide» за 2016 год Deloitte опубликовала информацию, что цифровые взаимодействия обеспечивают 56 центов из каждого доллара, потраченного потребителями, при том, что три года назад этот показатель составлял всего 36 центов. Согласно исследованию Deloitte The Omnichannel Opportunity, люди, которые совершают покупки с использованием различных каналов, в том числе онлайн, мобильных устройств и посещений физического магазина, тратят вдвое больше тех, кто покупает только в традиционной рознице.

Это означает, что ритейлеры должны адекватно и целостно планировать, разрабатывать стратегии и выполнять их во всех каналах независимо от того, происходит ли окончательная продажа в магазине или в интернете. И это ключевая причина, по которой компании всего мира активно инвестируют в онлайн и digital.

Более чем когда-либо, индустрия розничной торговли изобилует примерами создания, покупки или партнерства компаний для достижения синергии e-commerce и офлайна, и доставки купленного товара в физический магазин или прямо на дом клиенту. В первую очередь речь идет об Amazon. Он продолжает выходить на новые рынки, расширять ассортимент и тестировать новые технологии и концепции. Amazon получил мгновенное присутствие в сегменте традиционного ритейла, когда в августе 2017 года купил сеть супермаркетов Whole Foods. Интернет-гигант также представил собственную концепцию магазина без касс и персонала Amazon Go. Один магазин запущен в тестовом режиме с начала 2017 года.

Объединение онлайна и офлайна компенсирует потерянное время

Остальные ритейлеры не собираются сидеть сложа руки, и наблюдать, как Amazon успешно увеличивает свою долю рынка. Многие игроки, которые, возможно, изначально были не в состоянии идти в ногу с тенденциями, стремительно компенсируют потерянное время.

Недавнее исследование показало, что глобальные продажи продуктов питания через интернет выросли на 30% в прошлом году. Стремительнее всего этот сегмент e-commerce развивается в Китае (+52%), Южной Корее (+41%), Великобритании (+8%), Франции (+7%), Японии и США (+5%). Китай доминирует в электронной коммерции, а двумя из трех самых быстрорастущих розничных сетей в 2016/17 финансовом году стали китайские Vipshop и JD.com.

Крупнейшая в мире розничная сеть Wal-Mart дала понять, что e-commerce является одним из стратегических направлений развития.

Она вкладывает миллиарды долларов, чтобы внедрить Grocery Online, наращивать онлайн-продажи, а также использовать свою обширную сеть магазинов, чтобы получить преимущество над Amazon. Розничный гигант купил Jet.com, ShoeBuy, Moosejaw, ModCloth и Bonobos, чтобы быстро нарастить свою долю онлайн-продаж вместо строительства с нуля.

Все чаще, для более быстрого развития крупнейшие игроки заключают стратегические альянсы. Wal-Mart и JD.com стали партнерами в июне 2016 года, поставив цель добиться лидерства в ритейле Китая. В рамках сделки Wal-Mart продал JD.com свой e-commerce бизнес Yihaodian и получил в китайском интернет-гиганте 5% долю, которая с тех пор выросла до 10%. Совсем недавно JD.com сообщила, что в партнерстве с ведущей тайской розничной сетью Central Group планирует развивать онлайн-магазин в Таиланде.

Французский Auchan и китайская платформа Alibaba объединяют свои собственные офлайн и онлайн-экспертизы для изучения новых возможностей развития в Китае с использованием сети Sun Art Retail Group, в котором Auchan является ведущим акционером.

Как только была объявлена ​​сделка Amazon/Whole Foods, кажется, что в США не проходит ни дня, чтобы другая сеть супермаркетов не присоединилась к провайдеру Instacart, который занимается доставкой продуктов. Список партнеров Instacart включает Kroger, Price Chopper, Publix, Stop & Shop, Wegmans и даже Aldi.

Интересно, что Amazon занята разработкой собственных партнерских отношений, чтобы попытаться решить проблему доставки. Розничный гигант расширил свое сотрудничество с британской сетью Morrison’s, чтобы обеспечить доставку продуктов лондонским покупателям. В США Amazon объединяется с несколькими сетями, включая Allrecipes, EatLove и Serious Eats, чтобы добавить услуги по покупке и доставке продуктов, как правило, через предложение Prime Now. Также компания недавно открыла «Amazon Smart Home Experience» внутри отдельных универмагов Kohl в Лос-Анджелесе и Чикаго.

Создание уникальных впечатлений в магазине

Физические магазины не уходят в прошлое: 90% продаж в мире по-прежнему приходится на традиционные торговые точки. Но для того, чтобы конкурировать с удобством и бесконечным ассортиментом, предлагаемым в интернете, важны впечатления клиентов, потребительский опыт и участие бренда. Apple Store и Nike Retail являются золотым стандартом в этом отношении.

Другие ритейлеры осознают важность создания уникальных предложений, захватывающей и развлекательной атмосферы и высочайшего уровня обслуживания, и активно внедряют такие принципы в своих магазинах.

Некоторые компании переходят от продажи товаров к продаже услуг и решений. Множество продуктовых сетей уже открыли магазины внутри медицинских клиник и кабинетов местных диетологов. Сеть супермаркетов в США Hy-Vee теперь объединяется с фитнес-центрами OrangeTheory, чтобы интегрировать услуги по обучению и питанию.

Было бы упущением не упомянуть, насколько ускорилась разработка и выпуск новых модельных рядов в fashion-сегменте. Испанский Inditex (Zara), шведский H&M и японский Fast Retailing (Uniqlo) за последние пять лет каждый увеличивали объем продаж год к году. Они сократили цикл моды примерно до пяти недель по сравнению шестью-девятью месяцами для традиционного ритейла. Предоставление потребителям мгновенного нового предложения позволяет им успешно опережать остальных операторов.

Перестройка ритейла с использованием новейших технологий

Несколько раз в истории стремительное развитие технологий и прорывные инновации очень быстро разрушали устоявшиеся розничные бизнес-модели. Интернет вещей, искусственный интеллект, расширенная и виртуальная реальность (AR/VR) и робототехника также сильно меняют лицо ритейла.

Подобные технологии и автоматизация могут использовать как традиционные магазины, так и интернет-порталы, чтобы еще больше повысить ценность бизнеса и наладить взаимоотношения с клиентами.

Электронные устройства с управлением голосом, работающие на основе технологий искусственного интеллекта, таких как Amazon Echo, Echo Dot и Google Home, нарушают привычный путь покупки. Например, у Dot есть встроенные возможности, которые синхронизируются с Amazon.com для покупок. С помощью простой голосовой команды покупатели заказывают предметы через Alexa, не выходя из сети и не посещая магазин. Чтобы конкурировать с Amazon Alexa, Wal-Mart начал в октябре 2017 года сотрудничать с Google, предлагая клиентам голосовой шоппинг с помощью Google Home. Google Assistant также используют популярные сети The Home Depot и Target.

Ведущие компании также активно внедряют технологии внутри своих магазинов, чтобы улучшить и персонализировать опыт покупок, и, как правило, управлять трафиком в магазине.

IKEA интегрировала AR/VR, немецкая сеть Ceconomy, выделенная из Metro в июле 2017 года, запустила VR приложение, позволяющее покупателям просматривать 100 выбранных продуктов. Испанская El Corte Ingles погружает покупателей в путешествие по истории вин с помощью своего VR-приложения.

Wal-Mart и Ahold Delhaize используют роботов в магазинах для сканирования товаров и подсчета запасов. LoweBot помогает клиентам Lowe перемещаться по магазинам, понимая где они находятся и проверять продукты на полках.

Возможно, одним из самых прогрессивных применений технологий и автоматизации стало появление беспилотных магазинов. Хотя идея все еще находится на ранних стадиях, потребители теперь могут посещать магазины, самостоятельно сканировать товары с помощью приложения для смартфонов, а затем просто коснуться телефона, чтобы заплатить и выйти из двери, как в случае с Amazon Go.

В то время как индустрия обсуждала Amazon, ритейлер электроники Suning в Шанхае и супермаркет Coop Danmark в Дании, также привлекают запустили свои пилотные проекты магазинов без касс и продавцов. Auchan готовит развертывание «сотен» беспилотных микромагазинов в Китае.

Читайте также —

Електронний рік: підсумки українського e-commerce за 2017-й


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка