Борис Марков, АТБ: Ожидаем лишь усугубления кадровой проблемы
Генеральный директор и председатель наблюдательного совета концерна АТБ Борис Марков о кадровом голоде в ритейле, ужесточении конкуренции на рынке, взаимоотношениях с поставщиками и планах развития.
Руководитель крупнейшей в Украине компании в отрасли розничной торговли дал эксклюзивное интервью информационному агентству Интерфакс-Украина. RAU публикует ключевые тезисы беседы Бориса Маркова с журналистами.
О развитии сети АТБ и продуктового ритейла в Украине
По состоянию на начало декабря торговая сеть АТБ насчитывает 899 магазинов. В планах компании – к концу 2017 года открыть еще как минимум 15 магазинов торговой сети. Торговая сеть достигнет 914 объектов, соответственно, за год будет открыто 82 новых магазина.
На рынке наблюдается активное перераспределение доли сетевой и несетевой розницы.
По разным экспертным оценкам, доля организованной розничной торговли составляет около 50%, остальная часть продаж осуществляется через локальные торговые точки. Пока жесткого противостояния между игроками розничной торговли нет, но это перспектива ближайших пяти лет.
О расширении складских площадей
В этом году компания приобрела два складских комплекса для обеспечения потребностей сети АТБ. Логистический парк «Копылов» в Киевской области кардинально отличается от объекта, который мы купили во Львове, в лучшую сторону. Компания намерена инвестировать в приобретенный многофункциональный логистический комплекс во Львове до 200 млн грн. Эти средства понадобятся на то, чтобы его реконструировать и привести его к стандартам категории «А».
В апреле 2017 года в Одессе начал работу арендуемый складской комплекс класса «А». Площадь данного распределительного центра составляет порядка 18 000 кв. м., грузооборот – более 310 тонн/сутки. Он обеспечивает текущие потребности торговой сети АТБ в регионе.
В планах компании на 2018-19 годы – приобретение складского комплекса в Одесской области площадью около 35 000 кв. м и мощностью более 1500 тонн среднесуточной отгрузки.
Складской комплекс необходим для обеспечения, как стратегии развития сети, так и комплексной обработки продукции, поступающей в сеть через Одесский морской порт. Пока мы видим дефицит складских помещений в Одесской области, соответствующих нашим требованиям. Поэтому компания рассматривает более сложный, но более качественный путь – строительство собственного объекта.
О взаимоотношениях с поставщиками
Требования компании к поставщикам по качеству будут не упрощаться, а только повышаться, и при этом существенно. Что касается объемов и частоты поставки — безусловно, с компанией непросто работать. Однако это вынужденная мера. Поскольку у нас системный бизнес, с достаточно развитой региональной структурой распределительных центров, компания зарабатывает не на марже, а на быстром товарообороте. Именно этим объясняется наличие ограничений по запасам в магазинах.
Компания не может позволить себе работать с теми поставщиками, товар которых не будет продаваться. Приходится отбирать только самый востребованный и ликвидный товар.
Есть также другие причины, по которым поставщику не просто попасть на полку нашей торговой сети. Во-первых, формат дискаунтера, который четко определяет ассортимент продукции. Во-вторых, высокая конкуренция за место на полке. Новый производитель должен доказать, что он будет продаваться не хуже, а даже лучше, чем его конкурент.
С другой стороны, с учетом расширения географии, компания пересматривает свой подход к формированию регионального ассортимента. Планируется предоставлять определенные преференции региональным поставщикам, в первую очередь овощей, фруктов, молочной, рыбной, мясной продукции.
О внешнем финансировании и условиях арендных договоров
На данный момент долг корпорации равен нулю. Мы не выпускаем облигации, не привлекаем кредиты. Как и другие участники рынка, мы, безусловно, привлекаем какие-то товарные кредиты от поставщиков, но речь не идет о больших суммах.
Мы заключаем договора аренды с фиксированными арендными ставками на торговые площади минимум на 10 лет.
Рынок уже адаптировался к тому, что валютной привязки при заключении подобных сделок нет, а есть привязка к национальной валюте и ее ежегодная индексация на уровень инфляции.
О кадровой проблеме в ритейле
По мнению многих экспертов и по нашим наблюдениям, кадровая проблема существует у всей отрасли, и мы ожидаем лишь ее усугубления. Пока единственным решением этой проблемы является увеличение уровня оплаты труда. За последний период наша компания суммарно увеличила доход персонала в магазинах торговой сети АТБ до 50%. Безусловно, не только наша компания, но и вся отрасль будет вынуждена повышать этот показатель, пока он не выйдет на какой-то баланс хотя бы по сравнению со странами ближнего зарубежья – Польшей, Чехией, Прибалтикой и т. д.
О собственном производстве компании
Корпорации АТБ принадлежит кондитерская фабрика «Квітень» и мясная фабрика «Фаворит Плюс», которые продолжают активно наращивать свою долю на рынке Украины. К концу 2017 года на кондитерской фабрике «Квітень» прогнозируется производство в 7500 тонн, что составит 2,04% всего кондитерского рынка Украины. «Фаворит Плюс» – лидер мясоперерабатывающей отрасли по объемам производства и один их крупнейших в стране импортеров мяса. Фабрика также получила разрешение на поставки своей продукции в ЕС.
Ранее мы активно изучали возможность приобретения других производственных мощностей, но потом решили сконцентрироваться на сетевой рознице и отказались от развития других видов производства.
О развитии собственных торговых марок
СТМ представлены практически во всех товарных категориях, их доля составляет более 23%. В планах компании: развитие СТМ с основным акцентом на инновационные товары в категории «Фреш». Сейчас активно развивается собственная торговая марка «Спецзамовлення АТБ». В ее ассортименте представлены молочные продукты от фермерских хозяйств из молока высшего сорта, колбасные изделия, изготовленные по ГОСТ, натуральное сгущенное молоко.
На 2018 год запланировано расширение ассортимента «Спецзамовлення АТБ», а также выпуск новых товаров под СТМ. Я думаю, что к концу 2018 года доля СТМ вырастет до 25% от общего товарооборота торговой сети. Приоритетным направлением является выпуск качественных товаров для здорового питания – без содержания пальмового масла, вредных красителей, пищевых добавок и консервантов.
Об импорте из ЕС и перспективах работы с Китаем
Мы импортируем продукцию из нескольких стран. В основном это товары, которые не производятся в Украине. Я говорю об определенных видах овощей и фруктов, разных видов грибов. Доля импортных товаров в общих продажах небольшая – до 5%, в ближайшем будущем она может вырасти, но революции там не будет.
После подписания зоны свободной торговли с ЕС стало легче работать с импортерами, но это далеко не «зеленый коридор», который мы хотели бы видеть. Пока мы сами ищем поставщиков в ЕС.
Мы никогда не питали иллюзий в отношении того, что европейские поставщики смогут заменить китайские товары. Мы были пионерами в прямом импорте непродуктовой группы из Китая в Украину. Это так называемые товары временного ассортимента, когда 50-60 позиций каждую неделю меняются. Корпорация считает это направление очень перспективным и активно его развивает на протяжении последних 5-7 лет, являясь безусловным лидером в Украине.
По материалам: Интерфакс-Украина
Читайте также —