Инна Печерица, EVA: Более 90% супервайзеров и 70% управляющих – это люди, росшие внутри компании
Директор департамента управления персоналом ООО «РУШ» (магазины EVA и интернет-магазин EVA.UA) в интервью RAU рассказала о поиске талантов, переподготовке женщин и новых профессиях в ритейле.
Линия магазинов EVA — крупнейшая национальная сеть магазинов красоты и здоровья, которая предлагает более 30 000 ассортиментных позиций косметики, парфюмерии, аксессуаров, средств по уходу за малышами и бытовых товаров. Сеть управляет более 1000 торговыми точками и интернет-магазином EVA.UA. В интервью RAU директор по персоналу ООО «РУШ» (сеть EVA и интернет-магазин EVA.UA) Инна Печерица рассказала о том, как в самые сложные времена в современной истории Украины ритейлер работает с кадрами, с какими проблемами сталкивается и как их решает .
– Сейчас почти каждый ритейлер говорит о дефиците кадров. Насколько это испытывают в EVA и нехватку каких специалистов закрыть тяжелее всего?
— Нехватка рабочей силы есть в целом по стране. По данным Украинского института будущего, сейчас в государстве работает около 9,5 млн человек, из которых в частном секторе мигрируют около 6-7 млн работников. Из-за войны усилился дефицит среди «мужских» специальностей. В нашем случае это, к примеру, приемщики товара в магазинах и на складах, водители, операторы погрузчиков.
Поскольку EVA является технологическим бизнесом, периодически ощущается нехватка специалистов в тех функциях, которые еще недостаточно развиты на рынке труда. К примеру, не так легко найти разработчиков, специалистов в области data science.
Однако пока у нас нет острых проблем с персоналом. Новые вакансии появляются в основном через расширение бизнеса – открытие новых магазинов, запуск новых проектов, под которые требуются специалисты.
– Насколько сейчас укомплектован штат компании и как можно компенсировать нехватку рабочих рук?
— Укомплектованность розничной сети хорошая и держится на уровне предыдущих лет. Кроме того, при необходимости мы работаем с парт-таймерами – у нас есть подрядчики, которые предоставляют временный персонал на период, пока мы доукомплектуем штат в отдельных точках. Это могут быть девушки, работающие на выкладке товара или ребята-приемщики. Также есть собственные команды помощи, организованные по принципу команд открытия. Это опытные управляющие, администраторы, продавцы и приемщики, которые помогают запускать новые магазины, или временно закрыть функцию в уже существующих.
– Влияет ли сокращение предложения рабочих рук на увеличение зарплат?
– Заработные платы в ритейле постепенно увеличиваются. Мы стабильно повышаем зарплаты раз в год. Кроме того, анализируем рынок и действуем в соответствии с ситуацией.
– Каков средний размер повышения?
— В рознице обычно повышение происходит на 10-15%. Но опять же с учетом ситуации на рынке. Что касается офисных работников, то действует индивидуальный подход, поскольку и функции здесь более разнообразны.
– Чем еще, кроме высокой зарплаты, можно заинтересовать кандидата на вакансию?
– Кроме стабильной конкурентной зарплаты, кандидатов привлекает возможность работать в команде лидера рынка. Многие проекты, которые воплощает EVA, не имеют или почти не имеют аналогов в Украине: масштабные маркетинговые кампании, технологические разработки и т.д. У нас есть собственные команды, которые занимаются развитием интернет-магазина, мобильного приложения, CRM, автоматизацией. Даже в магазинах и складах у нас очень высокий уровень построения рабочих процессов, в том числе с точки зрения технологий. Для амбициозных кандидатов, желающих развиваться, EVA – это огромное поле, где можно раскрыть свой потенциал.
– Как компания помогает раскрыться новым работникам?
— Мы много внимания уделяем обучению – не только адаптации, но и дальнейшему развитию. У нас существуют программы как для офиса, так и для розницы, позволяющие развить управленческие компетенции, чтобы выйти на новый уровень в карьере. К примеру, более 90% супервайзеров и 70% управляющих – это люди, росшие внутри компании EVA.
Дополнительно в компании действует программа мотивации EVAмания. Согласно ее условиям, работники за выполнение определенных KPI, таких как успехи в обучении, участие в корпоративных программах и проектах получают виртуальную валюту «евочки». На них они могут покупать себе корпоративные сувениры в специальном интернет-магазине для работников EVA Shop. А по итогам года получают подарки и награды. До войны это были в том числе поездки на отдых за границу.
– Вы говорили о собственных технологических разработках. Есть ли у вас проекты, позволяющие оптимизировать штат за счет автоматизации?
– Мы пытаемся автоматизировать буквально все, что возможно. Для этого постоянно просматриваем процессы. Но цель состоит не в оптимизации персонала, а в облегчении рутинных функций, разгрузке, повышении эффективности людей. Благодаря автоматизации мы освобождаем ресурс для новых проектов, которые возникают в компании постоянно.
– Что именно имеется в виду?
— Например, у нас автоматизированный процесс поиска и приема кандидатов в рознице, за адаптацию новичков отвечает специальный чат-бот Надежда Ботовна, содержащий максимум необходимой информации, чтобы человек мог освоиться и полноценно работать. У нас автоматизированные программы обучения. На складах внедряется система put to light, подсказывающая, куда и какой товар нужно положить. Это помогает быстрее адаптироваться новым работникам и сократить время для обработки заказов. Мы планируем также внедрение роботизированных систем на складах, которые, в частности, будут передвигать стеллажи.
– Но для внедрения автоматизации тоже нужны специалисты. Кого и откуда вы привлекаете?
— Для реализации проектов мы нуждаемся в специалистах по IT-сфере, разработчикам, специалистам для развития мобильного приложения и т.д. Это не о вакансиях, которые открыты прямо сейчас, больше – об общей картине.
Поскольку во многих магазинах мы предоставляем услуги по тестированию кожи и волос для персонализированного подбора соответствующих средств, нам нужны специалисты для работы на таких аппаратах. Но на рынке их просто нет, поэтому их приходится учить.
– Какие специалисты могут понадобиться в ближайшем будущем?
— К примеру, с развитием искусственного интеллекта, мы уверены, что довольно скоро будем нуждаться в специалистах в этой области. Поскольку это новая отрасль, найти нужных специалистов — это трудная задача со звездочкой. А после того как найдем, их еще нужно будет заинтересовать, продемонстрировать наши преимущества – почему для них ритейлер EVA перспективнее какой-то условной IT-компании.
Остальные вызовы обусловлены войной. Чтобы преодолеть растущий дефицит в мужских специальностях, уже проводим обучение для женщин как быть водителем погрузчика или грузового транспорта.
Учитывая, что на рынке труда в целом все меньше людей, а особенно квалифицированных специалистов, готовимся к тому, что больше усилий придется направлять на обучение и развитие специалистов. А потом и на их удержание, ведь другие работодатели будут пытаться переманить подготовленные нами кадры.