Елена Коронотова, IDNT: Мировые тренды ритейл-дизайна, которые показала международная выставка Euroshop 2023

Елена Коронотова, IDNT: Мировые тренды ритейл-дизайна, которые показала международная выставка Euroshop 2023

11.05.2023 08:45
  459
Дарія Осіїк

Совладелица и управляющий партнер компания IDNT Елена Коронотова во время онлайн-мероприятия Retail Human Experience, организованного агентством клиентского опыта Lanka.CX и украинским филиалом объединения сервис-дизайнеров Service Design Network, рассказала о главных трендах ритейл-дизайна, которые продемонстрировала международная выставка Euroshop. RAU предлагает текстовую версию ее выступления.

Лучше всего мировые тренды наблюдать на международной выставке Euroshop — это отраслевая выставка, которая проходит раз в три года в Дюссельдорфе и собирает представителей из около 150 стран мира. На этой выставке показывают лучшие достижения в ритейле за последние три года. Именно на этой выставке легко определить, какие тренды растут, а какие — наоборот, начинают исчезать.

Экстремальное самообслуживание. Предложение от разработчиков оборудования для самообслуживания на Euroshop растет. Например, на фото показана специальная тележка из супермаркета, в которую встроены весы и идентификатор товаров. Чек в этой тележке считается автоматически, а рассчитаться можно прямо на дисплее тележки без всяких контактов с персоналом супермаркета. Специальную сумку для тележки можно забрать с собой, то есть через аксессуар происходит еще и привязка к бренду.

Предыдущий тренд поддерживается также тенденцией развития гибридных магазинов без продавцов. Этот тренд появился около пяти лет назад с появления маленьких модульных магазинов у дома без продавцов. На выставке было достаточно много различных предложений вендинговых гибридных магазинов. В частности, наш украинский бренд ModernExpo представил свою разработку вендингового магазина в комплексе с автоматической кофеваркой и почтоматом с передней загрузкой, которое поставщики могут сделать самостоятельно без дополнительного привлечения персонала.

Важно отметить, что предложение в этой нише растет, но масштабной реализации мы еще не видели, поэтому будем наблюдать. На самом деле в ритейле некоторые изменения идут очень постепенно, пока не наберут критической массы, чтобы стать заметными в физической жизни.

Сейчас также все более распространенным становится тренд гибкости и взаимозаменяемости, когда кассовые узлы с кассирами в случае необходимости могут превращаться в кассу самообслуживания, где покупатель может расплатиться за товар карточкой, не ожидая в очереди на кассе с кассиром.

Модульность и мобильность является еще одной актуальной тенденцией, которую мы наблюдаем последние 5-7 лет на всех отраслевых выставках. Мы очень радуемся этому тренду, поскольку у наших инженеров идея оборудования на колесиках появилась лет 10-12 назад, ведь такое оборудование очень легко перемещать, вписывать в новые планограммы и новые концепции. Сейчас даже холодильное оборудование делают на колесиках, и это очень удобно.

Особую актуальность эта тенденция приобрела во время пандемии, когда нужно было оперативно оборудовать зоны с санитайзерами у самого входа. Сейчас предлагают много решений, когда островной модуль можно легко переделать в стеллаж, например. Это очень удобный конструктор для ритейла.

Умный ассистент. Сейчас часто дискутируют на тему: какие функции надо передать электронному помощнику, а какие — человеку. Мне понравилось решение, когда в примерочной после сканирования электронный помощник сразу показывает человеку имеющуюся размерную сетку, и при необходимости человек может запросить нужный размер. Эта информация попадает к консультанту и он сразу знает в какую примерочную, какую вещь и какого размера надо отнести. А пока человек ожидает нужный размер, электронный ассистент предлагает дополнительные вещи, которые могут составить хороший комплект с выбранным товаром. То есть таким образом можно еще и увеличивать средний чек и предлагать покупателю дополнительные позиции. К тому же, это экономит время как покупателя, так и консультанта.

Роботизация. Dark stores. Роботы на международных выставках всегда были горячей темой. Посетителям всегда было интересно как роботы могут заменить людей на первой линии, тем более, что всегда есть проблема с поиском кадров, их обучением и мотивированием. Но еще пять лет назад предложение роботов было значительно больше.

В общем, роботы могут заменять людей в двух случаях — на простых технологических процессах: выпечка хлеба, сбор товара или на определенных участках логистики. На этих участках роботы действительно значительно облегчают комппаниям жизнь. Но персональное общение с клиентом роботы полностью заменить не могут, поскольку пока не могут создать тот уровень сервиса и эмпатии, на который рассчитывают клиенты.

Сейчас есть тенденция использования роботов именно в dark store и dark kitchen, где они могут выполнять монотонные повторяющиеся функции. На выставке много людей приходило посмотреть как робот печет булочки, но это интересно первые несколько раз, а потом становится рутиной. В целом предложений с работами на выставке в этом году было значительно меньше.

Отдельная важная тема — это профессиональный свет как часть пути клиента. В Украине, к сожалению, эта тема на начальной стадии развития. Хотя на выставке свету было посвящено несколько отдельных павильонов, поскольку именно свет может создавать различные сценарии обслуживания и мотивировать на покупку. С точки зрения психологии, свет может работать с намерением зайти в магазин, решением как долго оставаться в магазине и в какую зону магазина пойти в первую очередь. В общем свет — это недооцененный в Украине ресурс, который может не только создавать клиентский опыт, но и оптимизировать расходы на магазин.

Отдельная важная тема — это Green values и переработка. В этом году на выставке был очень большой павильон с разработками по переработке мусора и пластика, именно в этот павильон были огромные очереди. Посетители внимательно изучали все аппараты по переработке и узнавали как они работают.

Для Украины из-за войны сейчас переработка мусора не стоит на первом месте, поскольку впереди очень много насущных вопросов, которые надо решить. Но в мире эта тенденция быстро распространяется, поэтому мы к ней также придем. К тому же, такие аппараты по приему пластика и сортированного мусора часто устанавливают именно возле супермаркетов, поэтому это может быть дополнительным фактором генерации трафика. Например, человек приезжает на своем авто, освобождает багажник от пластиковых бутылок, а взамен загружает его покупками из этого супермаркета.

Во флагманском магазине Adidas в Дубай, например, можно даже увидеть как пластик превращают в материал, из которого потом делают кроссовки. И это очень впечатляет. А кофейный бренд Nespresso в своих точках продаж принимает на переработку использованные кофейные капсулы из фольги, и это также помогает им генерировать дополнительный трафик.

Также сейчас все популярнее становятся lifestyle-форматы торговых точек. Эта тенденция распространяется в основном в среднем сегменте потребления, в котором магазины становятся не просто местом поп-купки, но и местом наслаждения. В таких супермаркетах появляются собственные зоны с ресторанами, барами и винотеками. В таких местах люди вместо одного часа проводят четыре, да еще и вместе с друзьями. В Украине в этом направлении движутся, например, Сильпо и goodwine.

И еще один очень важный тренд — это инклюзивность. Для Украины это очень важная история, уже сейчас мы видим на улицах людей с ограниченными возможностями, без конечностей. Поэтому когда крупные известные бренды как Adidas в своих торговых залах ставят манекены с протезами — это также является частью культуры инклюзивности и влияет на развитие сознания общества и создание лучших условий жизни для людей с ограниченными возможностями. Тем более, что для Украины из-за войны — это новая нормальность.

Последний распространенный тренд — это кастомизация товаров. Сейчас многие бренды создают собственные креативные хабы, где можно базовый товар персонализировать и украсить по желанию клиента. И этот тренд будет расти, поскольку ритейл движется в сторону все большей персонализации.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка