Ярема Ивахив, LPP: Менеджмент компании согласовал возобновление инвестиций в Украину
LPP — польская компания-владелец модных брендов Reserved, Cropp, House, Sinsay, Mohito. После 24 февраля 2022 года LPP, как и ряд других международных ритейлеров, приостановила свою деятельность в Украине. Но уже в марте LPP была одной из первых среди украинских и иностранных ритейлеров, кто начал восстанавливать работу своих магазинов там, где это возможно. В интервью RAU генеральный директор LPP Ukraine Ярема Ивахив рассказал о деятельности компании, новых открытиях и решениях главного офиса холдинга по инвестициям в Украину.
— Как сейчас работают магазины холдинга LPP в Украине? Что кардинально изменилось от довоенных времен?
— Сейчас работает 126 магазинов нашей сети. Конечно, подход в ведении бизнеса изменился. Это даже не «ковидные времена». Хотя благодаря 2021-му году, мы уже умели работать дистанционно и принимать неординарные решения.
Если говорить просто — мы стали быстрыми, гибкими, мобильными и сплоченными.
Сейчас самым высоким приоритетом для нас является безопасность наших людей. Как и работников, так и покупателей. Наличие укрытия в местах представленности нашей сети является ключевым требованием для нас, поэтому мы не работаем там, где нет таких условий.
За прошедший год наличие укрытия, генератора и других базовых вещей становится нормой, а не диковинкой или эксклюзивом. Это базовые вещи, которые должны предоставляться ТРЦ. Поэтому мы не продолжаем ведение переговоров, если данный пункт не пройден. Это как лакмусовая бумажка. По моему мнению, ответственный арендодатель и так это понимает.
— А как в целом себя чувствует польский бизнес в Украине в условиях полномасштабной войны?
— Хочу подчеркнуть, что с момента полномасштабного вторжения, мы были одними из первых, кто вышел с рынка агрессора. К сожалению, эта новость была мало распространена в информационном поле.
Мы были одной из первых компаний в Украине, которая начала возобновлять работу магазинов — уже с марта 2022 года. Наши первые магазины открылись 10 марта. Бесконечно гордимся нашими работниками, которые бесстрашно выходили на рабочие места и каждый день старательно выполняли свою работу. Как только появилась возможность — мы возобновили поставки из Польши. Сейчас наверное уже все забыли, что когда-то было такое понятие как «критический импорт».
Есть еще много вызовов, которые нужно пройти. Изменений, которых мы ожидаем. Но, наша компания верит в Украину, в ее будущее, с первых дней поддерживает нас и украинцев. Как в Украине, так и в Польше и других странах присутствия LPP.
Я с гордостью хочу сказать, что тот мандат доверия, который получила наша команда и я лично со стороны руководства нашей компании на принятие решений был беспрецедентный. Мы всегда чувствовали доверие, поддержку и понимание. Всегда были на связи. За что я очень благодарен.
— Как изменилась ваша стратегия развития из-за войны? На чем сейчас находится основной фокус?
— В прошлом году мы фокусировались на переоткрытии существующих магазинов и открытии новых, где это было возможно. Нашей главной целью в 2022 году была физическая и материальная безопасность наших сотрудников. Мы старались сделать все возможное, чтобы предоставить эту безопасность, и продолжаем это делать.
Нам было важно сохранить команду. Людей. Мы платили заработную плату, а впоследствии: предлагали пакет поддержки при переезде в другие города. Большинство людей, которые сменили свою локацию, уже не хотят возвращаться обратно. Соответственно, планируя следующие открытия, подбираем новых людей.
В этом году менеджмент компании поддержал наше локальное предложение и согласовал возобновление инвестиций в Украину. Вы первые, кому официально я это анонсирую.
Это очень хорошая новость для нас всех. Это большая ответственность, ведь будучи крупнейшим fashion-ритейлером в Украине, мы понимаем, что для многих мы являемся мерилом. Как ответственный бизнес, мы понимаем, как важно для государства, особенно во время войны, чтобы компании инвестировали в Украину. И мы рады быть частью этого процесса.
— Какие трудности военного времени преодолевать сложнее всего?
С началом агрессии их было так много, что даже сейчас всех и не вспомнишь. Не нужно говорить, как изменилась наша нация, как люди сплотились. Всем это известно. То же самое касается и бизнеса. Со многими партнерами наши отношения только окрепли.
Конкуренция есть, и это хорошо. Мы будем приветствовать возвращение на рынок всех игроков, потому что от этого выиграют все.
С финансовой точки зрения, 2022 год был для нас самым сложным. Но мы никогда не ставили себя на первое место. Мы всегда строили и строим партнерские отношения. Ищем win-win варианты. Но, к сожалению, не все это понимают. Радует, что таких не много.
Поэтому, если говорить о трудностях, в основном это искусственно созданные преграды. Ну, и, конечно, внешние факторы, на которые, к сожалению, мы не можем повлиять. Воздушные тревоги — пока для нас, как и для всего ритейла, являются пожирателями времени и результатов.
— Как изменился спрос под влиянием войны? Какие категории товаров пользуются сейчас наибольшим спросом?
— Поведение покупателей очень изменилось. Для многих людей из-за пределов Украины до сих пор не понятно, как мы здесь работаем.
Во время войны в Украине спрос на одежду и обувь изменился во многих отношениях. Война привела к значительному уменьшению доходов у большинства населения, поэтому люди стали меньше тратить на новую одежду и обувь, в основном они покупают только необходимые вещи. С другой стороны, спрос на одежду и обувь для детей остался на высоком уровне, поскольку родители продолжают обеспечивать своих детей необходимыми вещами.
В целом, война привела к изменению спроса на одежду и обувь в Украине, однако он оставался относительно устойчивым и не исчезал полностью даже в сложный период.
— А как изменился средний чек?
— Он вырос. На это повлияло много факторов. В основном, покупатели изменили свое поведение при шопинге. Стали более избирательными в своем выборе.
— Планируете ли новые открытия в этом году? Где именно?
— Благодаря положительному решению о возобновлении инвестиций, мы рассматриваем около десяти проектов для открытия в этом году. И это мы еще не начинали наших активностей.
Учитывая военную ситуацию, новые открытия будут в центральной и западной Украине. Также готовимся к восстановлению магазинов в Харькове и Николаеве. Эти проекты уже в работе.
Ждем Одессы и хороших новостей из Запорожья. И еще на очереди Миргород и Горишние Плавни.
— А планируете ли восстановление разрушенных магазинов?
— К сожалению, в основном, все наши разрушенные магазины находятся на временно оккупированных территориях. Я мечтаю о возвращении в Мелитополь, Новую Каховку, Бердянск и многие другие города. Об открытии новых магазинов в Крыму.
— Есть ли еще какие-то планы по развитию сети на этот год кроме новых открытий?
— Приоритетом номер один остается безопасность наших людей. На втором месте — развитие существующих магазинов и их поддержка. Также работаем над производительностью процессов и стараемся их оптимизировать. Ну и на третьем месте — продолжение инвестиций. Учитывая реалии, они не будут такими как раньше. Каждый новый магазин будет открываться с существующими возможностями, различными форматами.
То же касается и договорных отношений — должны учитываться актуальная ситуация и требования военного времени. Но мы готовы к переговорам и новым предложениям.
— Как сейчас в целом развивается рынок fashion в Украине? Как, по вашему мнению, он будет развиваться в ближайшее время?
— С начала полномасштабного вторжения украинский рынок переживает сложный период, балансируя между целесообразностью выпуска новых коллекций и желанием просто выжить на рынке.
Мы столкнулись с многочисленными проблемами в переорганизации многих рабочих процессов, адаптируясь и приспосабливаясь к таким проблемам как блэкауты, логистические проблемы и физическая безопасность наших работников из-за ракетных атак. Но несмотря на все эти трудности мы выстояли, открыли несколько новых торговых точек и все вместе, каждый на своем месте, работаем ради победы.
Уверен, что fashion-ритейл будет развиваться, но все зависит от внешних факторов. Верю, что с победой нас ждет много новых возможностей.