![Что чаще всего покупали украинцы в 2024 году: аналитика Maudau](https://rau.ua/wp-content/uploads/2025/02/obkladinka_maudau-400x210.jpg)
Что чаще всего покупали украинцы в 2024 году: аналитика Maudau
![time icon](https://rau.ua/wp-content/themes/rau-theme/assets/clock1.png)
![](https://rau.ua/wp-content/themes/rau-theme/assets/eye.png)
Генеральный директор группы компаний Алло Максим Раскин об изменениях в ценах на электронику, достижениях и потерях во время войны, развитии маркетплейса и ключевых ориентирах на 2023-й.
Начиная с апреля Алло постепенно возобновляли работу розничной сети там, где это стало возможным. Сейчас в сети работает около 290 магазинов, причем четыре совершенно новых открыли уже во время войны – в Конотопе Сумской области, Червонограде Львовской области, Староконстантинове Хмельницкой области и в столичном ТРЦ Lake Plaza. В интервью изданию Коментарі CEO группы компаний Алло Максим Раскин рассказал, как изменяется трафик в сети магазинов, что происходит со спросом на товары и как ритейлер перестраивает собственную логистику. RAU предлагает ключевое из его ответов.
До начала полномасштабного военного вторжения россии у группы компаний Алло было около 340 шоу-румов в 140 городах Украины под брендами Алло, Алло MAX, Mi Store и брендами телеком-операторов. Значительная их часть находилась в городах, где были или продолжаются активные боевые действия. В начале войны по соображениям безопасности мы были вынуждены закрыть 90% наших магазинов.
Около 50 торговых точек мы потеряли – они были либо разрушены, либо ограблены, либо они остались на оккупированных территориях. Это значительные утраты. К примеру, размер ущерба от разрушения только одного Алло МАХ в ТРЦ Retroville в Киеве составил около 12,5 млн грн.
Кстати, этот магазин мы восстановили и открыли снова, как и десятки других. По понятным причинам география присутствия Алло несколько сместилась в сторону правобережной Украины. Но мы верим, что сможем восстановить свое присутствие во всех городах, где работа приостановлена.
Осенью особым испытанием для всех украинских ритейлеров стали отключения электроэнергии. Мы в Алло обеспечили бесперебойную работу 244 шоу-румов, установив генераторы, зарядные станции, автономное освещение и модемы.
Для обеспечения бесперебойной работы онлайн магазина мы установили генераторы и Starlink в офисах и на складах. Инвестиции во все это составили несколько миллионов гривен, и хотя подобные расходы продолжают расти, мы понимаем, что это нужно для развития.
Весной главным уязвимым местом этого направления была доставка, а точнее – невозможность ее осуществления во многие области страны. Но летом – со стабилизацией логистики – в бизнесе Алло стала расти доля онлайн-продаж, и сейчас она даже превышает довоенное время, составляя 40%.
В 2023 году мы ожидаем еще большей доли онлайн – половину в бизнесе Алло. Это уже устойчивый тренд: при отсутствии возможности приобрести в магазине украинцы все чаще покупают онлайн.
К октябрю 75% предпринимателей, зарегистрированных у нас до войны, полностью возобновили работу. Увеличивается и количество новых партнеров: несмотря на войну, малый и средний бизнес продолжает свою деятельность, и это очень радует нас.
Если говорить о физической рознице, можно отметить падение трафика посетителей: например, в декабре 2022-го (а это сезон традиционно активных покупок) он был ниже на 14%, если сравнивать с годом раньше. Что касается онлайн — маркетплейса allo.ua — в декабре трафик упал почти вдвое по сравнению с предновогодним сезоном прошлого года, но здесь дополнительное влияние оказали блекауты.
В целом же в 2022 году рынок просел примерно на 40%, если говорить об основных категориях электроники.
С началом боевых действий Алло вынужденно прекратила работу на складах в Киеве, поскольку это стало опасным для сотрудников и имущества компании. Мы срочно переместили склады и товары в западные области Украины. Переезд и развертывание новых складов были осуществлены в рекордные сроки – менее чем за месяц, к этому присоединились немало топ-менеджеров, в том числе, и я вместе Дмитрием Деревицким.
Мы организовали новый распределительный центр на западе Украины и наладили полноценную работу, что позволило обеспечивать товарами как омниканальную розницу Алло и онлайн-магазин, так и дистрибьюторский бизнес.
В общем, международная логистика значительно подорожала, поскольку раньше большинство поставок осуществлялось морем через порт Одессы, а сейчас это происходит через аэропорты Европы, а затем наземным транспортом через западную границу страны. Такой логистическая цепь изначально дороже, а из-за простоя на границе дает удорожание на 30-40%. При этом сроки доставки в Украину также увеличились на 30%. То есть, логистика замедлилась и подорожала. Все это, к сожалению, оказывает влияние на финальную цену товара для потребителя.
В общем, спрос на электронику упал, поскольку он чувствителен и к изменениям цены, и к событиям в стране. Стабильно в течение года были популярны товары, помогающие военным, терробороне и всем вовлеченным в борьбу с врагом: телефоны, дроны для обучения, повербанки, смартфоны, ноутбуки. Наименьшим спросом пользовалась крупногабаритная бытовая техника: потребители экономили и не торопились с большими маломобильными покупками. К примеру, спрос на холодильники и большие телевизоры упал в 2,5 раза.
В течение года спрос изменялся в зависимости от происходящего в стране. Так, весной воспользовались спросом продукты, пригодившиеся нашим переселенцам в обустройстве нового жилища: бойлеры, микроволновки, маленькая бытовая техника. Уже с весны украинцы начали активно покупать обогреватели, а к осени показатели продаж в 5 раз превышали те, что были за аналогичный период 2021 года.
Атаки на энергетическую инфраструктуру дали новые, нетипичные для довоенной жизни скачки спроса. Осенью с началом блекаутов в 10 раз – по сравнению с аналогичным периодом 2021 года – увеличились продажи повербанков и генераторов. Украинцы активно покупают фонари: осенью спрос на них увеличился в четыре раза по сравнению с прошлым годом. А, например, такой категории как «зарядные станции» раньше вообще не было в топе продаж – ими просто никто не пользовался, а теперь это хит сезона.
В декабре, несмотря на военное положение, украинцы активно покупали подарки, особенно для детей: игрушечный транспорт, игровые наборы, мягкие игрушки, настольные игры. К примеру, в декабре по сравнению с ноябрем 2022 года спрос на игрушечный транспорт увеличился в 3,7 раза, а на настольные игры – в 2,5 раза.
За 2022 год цены на технику в гривне выросли в среднем на 40%. Электроника, как и остальные импорты, будет расти в цене и дальше. На это влияет постоянный рост курса валют, а, как мы знаем, в бюджете на конец 2023 года заложен курс 45,8 гривен за доллар. Также на цену влияет постоянный рост затрат на логистику, дефицит и общую рыночную ситуацию.
Мы в Алло, как и другие ритейлеры, корректируем цены постепенно, то есть для покупателя всегда есть определенное отставание цены от той, которая должна быть. Но важно понимать, что этот рост цены все равно коснется потребителя, хотя бизнес и пытается сгладить и отсрочить его.
В нашем планировании мы делаем существенную поправку на войну. Поскольку рынок в целом упал на 40%, наша выручка снизилась соответственно. Мы продолжаем получать убытки, причем не только из-за падения покупательной способности, а также из-за полной потери 15% розничной сети и затрат на восстановление разрушенных магазинов.
Мы гибко относимся к планированию и ежемесячно адаптируем планы. Но при любом сценарии мы продолжим двигаться вперед. Будем фокусироваться на онлайн-бизнесе, как на наиболее адаптивном в текущих условиях, а в связи с этим – на диджитализации, логистике, развитии маркетплейса и работе с мерчантами-партнерами.