Праздничное настроение: 61% украинцев планируют новогодний шоппинг, хотя будут покупать меньше, чем в прошлом году – исследование Deloitte
Консалтинговая компания Deloitte впервые провела исследование планов на рождественский и новогодний шоппинг в Украине. Последние несколько лет она делала его только в США, Австралии и Канаде.
Недавно украинское подразделение международной консалтинговой компании Deloitte представило результаты онлайн-опроса украинских потребителей относительно их планов и ожиданий новогодне-рождественского шопинга. Респондентами стали более 1000 человек старше 18 лет, пользующихся интернетом. RAU предлагает ознакомиться с основными результатами исследования.
Цель исследования
По словам директора и руководителя отраслевой группы по ритейлу и оптовой дистрибуции Deloitte в Украине Александра Ямпольского, 2022 год стал очень специфичным из-за войны и потому мировые тренды слабо находили свое отражение в украинской экономике и поведении потребителей. Ведь к падению ВВП более чем на треть еще прибавляется крайне подавленное состояние людей. Именно поэтому в компании в этом году решили отдельно проанализировать поведение украинских потребителей.
«Война оказывает существенное влияние на потребительские настроения украинцев. Наше исследование показало, что, например, развитая в мире покупка онлайн пока не находит подтверждения в Украине», — говорит директор. Одна из задач этой работы – дать украинскому бизнесу реалистичную картинку потребительской активности. Поэтому Deloitte собирается делать такие опросы в Украине и дальше.
Планы на праздничный шоппинг
Большинство украинцев (61%) не хотят отказываться от новогоднего шопинга в этом году. Почти половина из них (49%) планирует потратить 1000–5000 грн, хотя и будет покупать меньше товаров, чем в 2021 году.
Стоит отметить, что 52% планирующих новогодний шопинг готовы потратить на него от 25% до 50% месячного дохода, а 14% даже готовы привлечь кредитные средства. Больше всего планируют тратить жители Киева и области и временно пребывающие за границей. Так, среди временно находящихся за рубежом украинцев наибольший процент (19%) тех, кто готов потратить более 10 000 грн на новогодний и рождественский шопинг.
В общем же, из-за войны так же 52% собираются покупать на меньшую сумму, чем в прошлом. Среди тех, кто планирует увеличить расходы, больше всего военных и студентов – около 20%. В то же время, 60% пенсионеров и примерно столько же временно безработных будут экономить.
Самые популярные товары
В фокусе покупок самое необходимое. На первом месте – праздничный стол, поэтому на продукты питания (включая сладости) намерены потратиться 81% опрошенных. На втором месте товары для детей (46%), на третьем – одежда и обувь (42%). Интересно, что донат на ВСУ по популярности опередил алкогольные напитки: так, 33% из планирующих новогодне-рождественский шопинг планируют помочь армии.
Следует также отметить, что более 60% украинцев, по крайней мере, часть своего бюджета на новогодний и рождественский шопинг потратят на помощь ВСУ или пострадавшим от войны.
При этом 63% украинцев не будут покупать товары, если их производитель или продавец не покинул рынок россии. Большинство украинских потребителей (или 83%) будут прежде всего покупать подарки для семьи, а уже потом для себя и друзей.
Время и место покупок
В условиях высокой неопределенности, вызванной войной, новогодний шоппинг украинцев откладывается на вторую половину декабря. Об этом заявила почти половина украинцев, и только 33% планировали начать покупки в первой половине декабря. Для сравнения: в США большинство респондентов обычно планируют завершить праздничные покупки к концу ноября. Интересно, что среди украинцев, которые откладывают закупки, преобладают мужчины (58%), а заранее планируют шопинг женщины.
Основным местом для новогоднего и рождественского шопинга станут крупные супермаркеты и торговые центры/универмаги (60% и 55% опрошенных соответственно). Покупки в украинских интернет-магазинах только на третьем месте с показателем 48%.
Чаще онлайн выбирают жители больших городов, а жители населенных пунктов до 100 000 человек перед Новым годом в основном пойдут в супермаркеты.
Портрет типичного покупателя
Чаще всего в Украине совершают покупки женщины в возрасте 28–42 лет, работающие в коммерческой или бюджетной организации. Живут такие среднестатистические потребители в Киеве или в Киевской области, в центре или на западе Украины.
В общей сложности 45% респондентов предпочитают офлайн-шопинг. При этом смартфон является самым популярным устройством для покупки товаров в интернет. Его используют 66% покупающих в интернете. На втором месте – ноутбук (29%). Значительно менее популярны планшеты и настольные компьютеры и только 1% потребителей совершат покупки с помощью «умных» часов.
Факторы влияния на решение о покупке
На принятие решения о покупке товара влияют собственный опыт (57%) и скидки, которые предлагает продавец. Причем скидки более важны для жителей небольших городов, чем жителей городов-миллионников (51% против 48%). Отзывы знакомых и друзей – на третьем месте.
Репутация бренда очень важна для трети потребителей в городах с населением до 100 000 человек. Для них также важен фактор обсуждения с консультантом магазина (20%) и наличие бесплатной доставки (14%). Между тем жителям мегаполисов более важна скорость доставки и вообще удобство оформления заказа и скорость реакции продавца, хотя эти факторы и не являются решающими. Так же, как незначительное влияние любой рекламы.
Украинцы не хотят долго ждать доставку товара. Из-за этого в стране не стали распространены закупки на зарубежных сайтах. Отечественные покупатели не хотят ждать товара из другой страны, даже если он там дешевле на 20%. Таких в Украине около половины (47%), а примерно треть готова подождать не больше 10 дней.
Читайте также –
Военный год: какие тренды в мировом ритейле набирают силу в 2022 году – исследование Deloitte