Военный год: какие тренды в мировом ритейле набирают силу в 2022 году – исследование Deloitte

Военный год: какие тренды в мировом ритейле набирают силу в 2022 году – исследование Deloitte

18.07.2022 08:45
  698
Костянтин Симоненко

Эксперты выделили основные изменения в сегменте розничной торговли, которые происходят прямо сейчас, и которые вызваны последствиями пандемии, а также российско-украинской войной. Среди ключевых тенденций: снижение спроса, заметное сокращение роста онлайн-продаж, логистические трудности и усиление конкуренции со стороны сектора развлечений.

Читайте українською

К началу второго полугодия 2022-го многие аналитические центры попытались оценить развитие розничной торговли в условиях, когда на смену мировой пандемии коронавируса пришла война, которую уже называют третьей мировой. В частности, специалисты международной консалтинговой компании Deloitte в своем исследовании выделили шесть тенденций развития ритейла, а также оценили изменения в поведении потребителей в первом квартале текущего года. В результате, по словам аналитиков, 2022 год обещает быть интересным для розничной торговли, поскольку сектор стремится избавиться от проблем последних двух лет и сделать большой шаг вперед, определяя, как будет выглядеть будущий шоппинг. RAU предлагает ознакомиться с основными выводами.

Шесть тенденций

С одной стороны, новые технологии, получившие сильный импульс в развитии во время пандемии, прокладывают путь к более увлекательному онлайн-опыту, новое поведение потребителей стимулирует инновации как в продуктах, так и в бизнес-моделях, а крупнейшие мировые бренды готовы отказаться от конкуренции на локальном уровне для решения самых серьезных проблем, стоящих перед обществом и планетой.

Однако, с другой стороны, 2022 год не будет для всех безоблачным. Возможно появление новых вариантов коронавируса, проблемы с цепочками поставок 2021 года, особенно вызванные нехваткой полупроводников, не полностью решены, а растущая стоимость жизни во многих странах мира снижает способность потребителей тратить. На это накладывается и вызванный войной продовольственный кризис, признаки которого уже можно обнаружить.

Аналитики Deloitte выделяют шесть основных тенденций, на которые ритейлерам следует обратить внимание в 2022 году:

  1. Поколение Z начинает разбрасываться деньгами. Родившееся между 1995 и 2010 годами, теперь стали рабочей силой. У них не только есть собственная покупательная способность, а также свои сильные особенные желания и потребности, которые должны удовлетворять ритейлеры и бренды.
  2. Империя розничной торговли наносит ответный удар. Крупные устоявшиеся предприятия розничной торговли активно внедряют цифровые технологии, адаптируя под них ядро своего бизнеса, изучая новые цифровые продукты и опыт, а также исследуют возможности метавселенной.
  3. Удобство совершения покупок растет. Поскольку потребители требуют бесперебойной и часто бесконтактной розничной торговли, магазины без касс, сверхбыстрая и автономная доставка быстро становятся мейнстримом.
  4. Ритейлеры диверсифицируют свой бизнес. Осознанное потребление и сложный рынок побуждают ритейлеров к диверсификации и переходу к совершенно новым видам деятельности, чтобы лучше использовать свои активы и находить новые источники роста.
  5. Цикличность использования и отслеживаемость товаров. Повторное использование находится на фантастической траектории роста, и ожидается, что сектор подержанной одежды будет расти скорее, чем быстрая мода. Между тем проверка товара по части минимизации вреда планете (при его производстве и продаже) стала критически важной возможностью для потребителя.
  6. Коллаборация ритейлеров и брендов. В этом году ритейлеры и бренды будут сотрудничать, чтобы создать отличительные черты бренда и решить самые серьезные проблемы в обществе, такие как изменение климата.

Рекомендации на ближайший год

В этой связи аналитики рекомендуют изучить возможности стимулировать социальную коммерцию и привлечь клиентов поколения Z. Использовать существующие активы и силу бренда для получения новых возможностей с высокой прибылью. Для борьбы с инфляцией уделить особое внимание всем операционным расходам, одновременно масштабируя автоматизацию во всей компании. Так, супермаркеты открывают больше касс самообслуживания, чтобы уменьшить расходы на персонал и обработку налички. Также сектор выиграл от некоторой экономии, полученной за счет сокращения расходов, связанных с COVID-19.

Можно изучить возможности применения принципов цикличности в контексте вашего бизнеса и то, как она может повысить вовлеченность клиентов до, во время и в конце срока службы продукта. Также имеет смысл поэкспериментировать с метавселенной, чтобы узнать, как она может улучшить качество обслуживания клиентов и повысить ценность бизнеса.

Активно сотрудничать с коллегами по отрасли, чтобы совместно создавать преобразующие решения для решения основных социальных проблем, таких как изменение климата.

Трекинг потребителя

Как отмечается в британском исследовании поведения потребителей The Deloitte Consumer Tracker Q1 2022, индекс доверия потребителей Deloitte (учитывает шесть показателей вроде уровня дохода, долгов, состояния здоровья и прочего) в первом квартале этого года снизился на пять процентных пунктов до минус 17% по сравнению с четвертым кварталом 2021 года, что представляет собой самое большое падение с первого квартала 2020 года, когда Великобритания впервые ввела карантин в начале пандемии.

Падение индекса третий квартал подряд продиктовано инфляцией, опережающей рост доходов, что в сочетании с влиянием пандемии и вторжением россии в Украину привело к значительному ухудшению потребительского доверия. Наиболее красноречивая цифра – падение оценки чистого дохода домохозяйства сразу на 23% (до -49%).

В результате розничная торговля столкнулась со снижением спроса и конкуренцией со стороны сектора досуга. Каждый второй (54%) покупает меньше товаров или услуг, сознательно пытаясь сэкономить деньги. Из них треть (35%) выбирает более дешевые бренды или магазины, а четверть (25%) пользуются распродажами или скидками. В результате дискаунтеры увеличили свою долю рынка в Великобритании до 30% в первом квартале 2022 года.

Одновременно ритейлеры сталкиваются с усилением конкуренции из-за возрождения туризма, общественного питания, спортивных и музыкальных мероприятий. Так, продажи продуктов питания снизились на 2,8% в первом квартале 2022 года и это снижение длится почти год. Отчасти этот тренд эксперты объясняют тем, что люди стали меньше есть дома по мере открытия офисов и ресторанов.

Важно отметить, что покупка продуктов онлайн (доля 24%) снижается второй квартал подряд, но все еще на 5% выше, чем в тот же период два года назад, когда началась пандемия и подстегнула развитие e-commerce.

Онлайн-канал пострадал больше

Данные государственной статистики показали, что онлайн-продажи в марте 2022-го упали на 6% по сравнению с предыдущим месяцем, поскольку этот канал особенно сильно пострадал от сокращения покупок, которые не связаны с жизненно необходимыми товарами. В результате доля онлайн-продаж в общем объеме розничных продаж снизилась в марте (до 26%) с пикового значения в феврале 2021 года (37%). Это ставит перед ритейлерами вопрос: нужно ли им сокращать некоторые из крупных инвестиций, сделанных в их онлайн-каналы во время пандемии коронавируса, чтобы не остаться со слишком большими избыточными мощностями.

По данным Tracker, в среднем 35% потребителей совершили свою последнюю покупку в интернете во всех категориях непродовольственных товаров в первом квартале 2022 года. Год назад таких было 40%. Примечательно, что покупка билетов на мероприятия, путешествия или иных цифровых услуг практически не изменились. В то же время онлайн-продажи одежды и обуви, косметики и средств личной гигиены, резко сократились по сравнению с тем же периодом год назад.

 

Это может подорвать представление о том, что пандемия навсегда изменила покупательские привычки в сторону онлайн. Здесь ритейлеру важно понять и определить, какое поведение потребителей вызвано снятием ограничений, а какое — проявляется, когда растут цены и, соответственно, расходы.

Взгляд за океан

Схожие тенденции проявляются и в США. По данным компании по изучению конъюнктуры NPD Group, 80% потребителей планируют сократить свои расходы на продукты в ближайшие три-шесть месяцев. Хотя общая выручка от розничных продаж товаров к середине мая снизилась всего на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 19% выше до пандемического уровня в 2019 году, потребители уже начали покупать меньше, чем год назад.

Так, за первые три месяца 2022 года потребители купили в рознице на 6% меньше товаров, чем в первом квартале 2021 года. Падение частоты покупок на 5% еще больше способствует замедлению розничных продаж.

Эти изменения в покупательском поведении означают сокращение импульсивных покупок, которые имеют решающее значение для роста розничной торговли. Потребители в США также ищут акционные товары, выбирают более дешевые бренды и магазины.

«Потребители отказываются от дорогостоящих товаров, таких как электроника, бытовая техника и одежда», — говорит Джонатан Сильвер, основатель и президент компании Affinity Solutions, которая отслеживает расходы розничных клиентов. Кроме того, в компании заметили, как люди отложили планы ремонта дома, отказавшись от строительных материалов и товаров для садоводства.

Теперь важную роль будет играть возможный отказ потребителей от летних поездок и расходов, не связанных с ежедневным потреблением.

Читайте также –

Предчувствие войны: какие изменения претерпел украинский ритейл в 2021 году – исследование Deloitte в Украине


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка