Иди и смотри: как работают кинотеатры в Украине на девятом месяце войны

Иди и смотри: как работают кинотеатры в Украине на девятом месяце войны

15.11.2022 09:00
  1721
Костянтин Симоненко

Почему кинопрокат не является бизнесом, что помогает компаниям удержаться на плаву, какие факторы самые главные для зрителя и как его можно вернуть в кинозал.

Во время пандемии сфера развлечений пострадала больше всего от регулярных карантинных ограничений, а почти сразу после возвращения к нормальной работе индустрия получила новый удар – началась полномасштабная война. Причем, если обычный театр еще может поехать на гастроли, то киносети так просто не могут провести свою релокацию. RAU узнала, как сейчас работают сети кинотеатров в новой реальности.

Драматическая картина

Две крупнейшие сети кинотеатров в Украине уже через несколько недель после вторжения россии начали возобновлять свою работу и сейчас Multiplex и Планета кино почти полностью задействовали все свои локации, которые остались на неоккупированной территории Украины и не получили повреждений. Как рассказал CEO сети Multiplex Роман Романчук, сейчас работает 17 кинотеатров (три из них – франчайзи) из 29 локаций, которые были до войны. Другие были либо полностью уничтожены оккупантами, либо получили повреждения от ракетных обстрелов ТРЦ, где они находились.

«В мариупольском ТРЦ Порт City кинотеатр уничтожен полностью, в херсонском ТРЦ Fabrika, где в марте был пожар, якобы уцелела часть здания, где находится наш кинотеатр, но нет четкого понимания, в каком он состоянии. Надеюсь, благодаря ВСУ мы скоро это узнаем», – объясняет Роман Романчук.

В Запорожье было несколько прямых попаданий в ТРЦ Аврора и теперь специалисты изучают вообще возможное восстановление здания. В Харькове было повреждение одного зала на Салтовке в Харькове (ТРЦ Дафи) и его нужно восстанавливать. В ТРЦ и БЦ Retroville уже открылись частично три зала, а еще три зала не работают и там идет ремонт.

«Будем открывать в Одессе на следующей неделе восстановленный кинотеатр в ТЦ Riviera Shopping City в селе Фонтанка, попавший под удар в мае. Там тоже две очереди открытия и также три зала более пострадали», — делится планами CEO сети Multiplex.

В сети Планета кино всего 9 кинотеатров: по два в Киеве, Одессе и Львове, по одному в Днепре, Сумах и Харькове. Работают все кроме последнего. «Мы готовились к его открытию, но после 10 октября решили не возвращать его к работе. У нас было несколько прилетов рядом с ТРЦ в Харькове и Одессе, к счастью, наши кинотеатры существенно не пострадали, нам удалось все достаточно быстро отремонтировать. Все наши кинотеатры находятся на территориях, которые находятся под контролем ВСУ», — рассказывает совладелец кинотеатров Планета кино Дмитрий Деркач.

В столице с началом полномасштабного вторжения кинотеатры Оскар не работали больше трех месяцев. «Работу возобновили 26 мая», – рассказывала ранее маркетинг-директор сети кинотеатров Анастасия Каплан. Тем не менее, новые обстрелы врага создали новые вызовы для этого бизнеса.

Время трудных решений

Все участники рынка говорят, что возобновили работу и продолжают работать не столько ради бизнеса, сколько для экономики и сотрудников. Теперь бизнес – на грани существования. По словам Анастасии Каплан, низкая посещаемость, частые тревоги, которые прерывают сеансы и многие другие проблемы оказывают негативное влияние на бизнес. Так, любая эскалация в стране очень существенно влияет и уменьшает спрос. Из-за массированных атак 10 и 11 октября, повлекших повреждение критической инфраструктуры и внезапное отключение электричества, кинотеатр Оскар в ТРЦ Gulliver временно прекращал работу.

«Мы думали о том, стоит ли нам вообще сейчас работать в существующих условиях. Мы считали, делали финансовые модели. Эти подсчеты мы производили еще с марта. Но все же решили работать. Экономически, возможно было бы выгоднее законсервировать все наши кинотеатры и ждать победы. Но есть ряд факторов, из-за которых мы все же решили работать», — говорит Дмитрий Деркач.

Если ТРЦ может работать, а кинотеатр решит закрыться, ему будут насчитывать полные арендные ставки и, в таком случае, не факт, что будет выгоднее не работать. «Сейчас нам все же удается договариваться со всеми арендодателями о некоторых скидках. Но уже в августе и сентябре после неплохих результатов июля мы уже слышали об увеличении платежей», — объясняют в Планета кино. К тому же нужно сохранить хотя бы ключевых специалистов, чтобы можно было быстро возобновить работу в будущем.

«Также трудно будет налаживать поставку голливудских фильмов в Украину. Весной нам не хотели доставлять фильмы, делать их дубляж было не выгодно для дистрибьюторов», – добавляет Дмитрий Деркач.

Однако договориться с арендодателями выходит не всегда. Так, по словам Романа Романчука, в городе Кривой Рог вынуждены вывозить оборудование и разорвали контракт, поскольку владелец ТЦ не принял во внимание аргументы относительно уменьшения количества сеансов и зрителей из-за войны, воздушных тревог и отключения света. «Также сложно идут переговоры с владельцами ЦУМ в Киеве, которые также не готовы идти на уступки в это время, но мы все же надеемся найти общее решение, которое будет выгодно обеим сторонам. Нам важно, чтобы кинотеатр хотя бы работал «в ноль», – говорит CEO сети Multiplex. По его словам, ни один кинотеатр не работает на стандартных условиях аренды, поскольку не может работать как в мирное время, и эта бизнес-модель не может генерировать доход как раньше. Сейчас это обязательная оплата коммунальных и процент от оборота. К тому же все зависит от места, количества залов и т.п.

Балансирование на грани

В целом сеть Multiplex продолжает работать, балансируя на уровне безубыточности. Все зависит от конкретного периода времени и обстоятельств, сложившихся в городе. Например, в октябре была очень напряженная ситуация с обстрелами и энергоснабжением и случалось, что кинотеатры в Киеве не работали день или два подряд. Поэтому они приносили только убытки. В сентябре же ситуация была лучше: какие-то локации сработали «в ноль», а какие-то даже получили небольшую прибыль.

«У нас нет запаса прочности с самого начала войны. Сеть держится только за счет того, что мы договорились с партнерами и можем платить свои счета не сразу, а постепенно. Наша формула выживания – уплата долгов с определенной отсрочкой», – объясняет Романчук.

К концу весны и летом наблюдался процесс увеличения посещаемости кинотеатров. В Планета кино начинали возобновление работы в марте очень тяжело, с достаточно большими убытками. Первый месяц, когда удалось выйти из убытков и немного перевалили «за ноль» – был июль. Результаты августа тоже были хорошими. «В сентябре вся киноиндустрия всегда падает, это всегда худший месяц, Голливуд не выпускает блокбастеры, поэтому в сентябре были прогнозированы убытки. На октябрь и последующие месяцы у нас были достаточно оптимистичные надежды. Но после 10 октября ситуация снова сильно изменилась. Сейчас мы откатились к самым низким историческим показателям», – говорит Деркач.

Пока у Планета кино в 3-4 раза меньше посетителей, чем в 2019 году. Основные проблемы: людям совершенно некомфортно ходить в кинотеатры, понимая, что сеанс может прерваться из-за воздушных тревог или отключения электроэнергии. Большое количество украинцев в возрасте 16-40 лет, которые являются ключевыми клиентами, уехало за пределы Украины или на фронте. Поэтому существенно сократилась потенциальная аудитория.

Как оказалось, возобновление летом посещаемости кинотеатров было временным явлением. Сейчас снова наблюдается спад и в сети Multiplex. «Можно сказать, что сентябрь оказался хуже августа, а результаты октября хуже сентября. Это напрямую связано с количеством обстрелов, которых в июле было меньше, а также отключений энергоснабжения. Дополнительным фактором стало наличие интересного зрителю контента. В июле новинок было больше, чем в сентябре-октябре. Пока индустрия работает на уровне 20-30% от довоенной нагрузки», — добавляет Роман Романчук.

Поэтому в Multiplex, после снижения стоимости билетов весной (чтобы дать возможность большему количеству людей сходить в кино), в середине лета уже вынужденно вернулись на довоенную стоимость, чтобы обеспечивать хоть какую-то экономику работы.

Так же понемногу поднимали цену в Планета кино и еще будут это делать дальше, но стоимость нельзя поднимать очень сильно. «Мы понимаем, что в условиях, когда у нас и так мало зрителей мы можем и их потерять. Поэтому, конечно, мы очень сильно отстаем от темпов инфляции», — констатирует Дмитрий Деркач.

Борьба за зрителя

Аварийные и плановые отключения энергоснабжения стали большой проблемой. Если, например, человек может зайти в магазин в ТРЦ, и когда начнется тревога, он просто спокойно выйдет. Это не будет восприниматься очень отрицательно. Но поход в кино – это другой опыт, посещения кинотеатра планируют заранее, нужно купить билет, доехать, зрители тратят деньги на попкорн и напитки, фильм идет 1,5-3 часа. Если сеанс прерывается – это очень отрицательный опыт, в таких условиях очень мало желания ходить в кинотеатры.

«Чтобы немного упростить это все, мы сейчас запустили телеграмм-канал, в котором информируем, какие кинотеатры работают, в каких тревога, или отключено электричество – https://t.me/plankiua. Также сделали телеграмм-бот, в котором собрали информацию об эвакуациях, возвращении билетов и многих других ответов на частые вопросы. Мы возвращаем деньги, если клиент не смог посмотреть фильм или предлагаем другие сеансы», — рассказывает Дмитрий Деркач.

Как говорят в Multiplex, в лучшем случае удается провести 3-4 сеанса. Если свет дали в 19.00, то уже нет смысла делать сеанс, поскольку нужно в 21.00 закрываться из-за комендантского часа. Да и люди вечером уже не ходят. Но во Львове с полуночи комендантский час и потому можно работать до 22.00-22.30. В столице максимум до 21:30. Потому меньше сеансов, особенно если фильм длится довольно долго.

Зрителям предлагают посетить другой сеанс в этот же день или на следующий день. Если не будет ухудшения ситуации и более четкие графики отключений от энергетиков, можно будет работать более прогнозируемо для зрителей. И не продавать билеты тогда, когда невозможно будет показать кино.

Основные стимулы

Роман Романчук называет два главных фактора, которые влияют на посещаемость: безопасность и платежеспособность. Поэтому нет смысла стимулировать людей. Если есть контент и безопасный период – люди охотно идут в кино, чтобы отвлечься от новостей и получить положительные эмоции. «Поэтому постоянно предлагаем какие-то продуктовые предложения (кола и попкорн), чтобы, например, привлекать зрителей большими компаниями. Самое главное сейчас – сообщать максимальному количеству зрителей, что кинотеатр уже работает», — объясняет CEO Multiplex.

В Планета кино отмечают, что в существующих условиях достаточно сложно рекламироваться. Инфополе полностью занято войной, людей раздражает коммерческая реклама брендов, поэтому, в основном, работают с собственной базой клиентов. «У нас очень эффективны прямые коммуникации. Еще с 2010-го мы запустили программу лояльности, мобильное приложение, онлайн-продажи. У нас более миллиона зарегистрированных клиентов с большим количеством данных. Мы используем Salesforce Marketing Cloud для персонализированных коммуникаций с клиентами с очень сложными настройками», – объясняет Дмитрий Деркач.

По его словам, этот инструмент всегда очень помогает и является самым эффективным каналом продаж и коммуникаций. Хотя, конечно, сейчас многие переместились в другие города внутри Украины или вообще уехали и это не дает возможности работать в данном направлении настолько эффективно, как это делали до войны.

«Планов на среднесрочную перспективу нет. Мы работаем с горизонтом планирования 4-6 недель с так называемым ролингом, то есть постоянно через каждые три-четыре недели корректируем планы на следующие 6 недель. Основной фокус на сохранение рабочих мест и по возможности их расширения. А также поскорее разобраться с долгами на конкретный период. Конечно, при наличии денег – восстанавливать кинотеатры. А дальше в зависимости от того, как будет развиваться рынок, будем переходить на новый уровень планов», — заключает Роман Романчук.

Читайте также –

А мистецтво вічне: як працюють українські кінотеатри та заклади культури під час війни


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка