
Исследование DS Smith: 84% европейских онлайн-ритейлеров почувствовали увеличение расходов на «последнюю мили» доставки


Head of Digital Marketing Eldorado Владислав Семенцов во время панельной дискуссии на Open Talk от Promodo, посвященной теме «Бизнес во время войны», рассказал ситуацию в компании, продажах, изменениях в логистике и особенностях диджитал-маркетинга компании военного времени. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами его выступления.
До последнего дня перед войной наша компания работала «по полной». Черная пятница прошла очень удачно: посещаемость нашего ресурса увеличилась в четыре раза по сравнению с обычным днем. Этот показатель держался около недели. Весь декабрь у нас были хорошие продажи онлайн.
24 февраля у нас была назначена внешняя стратегическая сессия с приглашенными экспертами. Но в этот день началась война, нам сорвали стоп-кран, и все остановилось.
Первые телефоны у нас покупали бойцы. Они приходили, показывали телефон с разбитым экраном, и просили такой же. В общем, телефоны раскупали очень быстро, в том числе и последние iPhone и Samsung.
Мы пережили непростые времена: цепочки поставок были разрушены, а большая часть закупленного товара хранилась на складах, в которые были попадания в первые дни войны.
Поэтому работу во время войны мы начинали с глубочайшего минуса: у нас не было поставок продукта, наши склады были разрушены. Это, конечно, был шок, но мы устояли. Большую роль в этом сыграло то, что мы смогли трансформироваться, и сформировали собственную внутреннюю сервисность. Трансформация добавила нам более человечное, простое общение внутри команд и понимание друг друга. Именно коммуникация со всей командой была нашей главной задачей в первые дни войны.
На второй день войны у нас закончились все квадрокоптеры. На третий или четвертый день – закончились все павербанки. Товар стал дефицитным, поскольку новых поступлений не было, и неизвестно, когда поставки возобновятся. К примеру, ноутбуков почти не было совсем. Мы наполнили ими магазины 3-4 недели назад.
Интересно, что в марте у нас начались продажи холодильников. Потому что люди возвращались домой, открывали свой холодильник (видели то, что там внутри после долгого отсутствия), закрывали его, заматывали клейкой лентой, выносили и следовали за новым. Потому все холодильники скупили. Даже сейчас еще ощущается небольшой дефицит.
У нас были магазины в Ирпене, Буче. К сожалению, они полностью разрушены. Там было и мародерство, и ограбление русской армией. Где была возможность, мы вывозили товар. Когда началась массовая релокация на западе Украины, мы также перевозили свой товар туда, поскольку там были клиенты. К тому же там можно было найти свободные склады. Это была титаническая работа наших логистов.
В марте мы начали думать, когда включать рекламу. До начала войны у нас было около 250 000 сеансов в день, после 24 февраля – 30 000-50 000 сеансов. Торговля не останавливалась, потому что техника все равно была нужна людям. Но рекламы не было (как и денег).
Мы были одним из первых ритейлеров электроники, включивших рекламу. Начали с бренда, поиска и шопинга. Бюджеты были достаточно скромны. Если в ноябре у нас были миллионные бюджеты, то в апреле мы числили каждую тысячу. Мы добавили в команду аналитиков и ИТ-специалистов, которые помогали следить за актуальностью предложений и цен, то есть стали динамичнее.
Конверсия у нас была примерно в 1,5 раза выше довоенной, поскольку мы значительно сократили объем РРС, еще не было конкурентов в рекламе, и был дефицит товара. Благодаря повышенной конверсии, мы постепенно смогли наращивать бюджет. Сейчас у нас в 2-3 раза больше инвестиций в рекламу по сравнению с теми, с которыми мы стартовали в апреле. Уже подключили рекламу в Facebook и недавно даже включили медийную рекламу с тематикой «Back to school». Сейчас у нас задействованы почти все каналы, просто их объем меньше. Сейчас у нас очень значительный минус по товарообороту по сравнению с предыдущим годом, поэтому очень тщательно смотрим на эффективность. Но у нас есть план на постепенный прирост.
В SEO-продвижении веб-ресурсов крупных бизнесов есть две проблемы: невозможность увидеть результаты от SEO-оптимизации мгновенно, и то, что все оптимизационные задачи требуют времени на разработку ИТ. Если в РРС я принес деньги, и уже через пару недель вижу результат, то результат SEO-оптимизации будет виден примерно через три месяца.
Недавно Google начал активно следить за региональностью. Мы были готовы к этому: региональные страницы были сделаны еще в начале года. За счет этого мы выжили, когда платные каналы были отключены, поскольку имели посещаемость исключительно из органики за счет предварительной SEO оптимизации.
В общем, работы по поисковой оптимизации в полном объеме мы возобновили в прошлом месяце, а 2,5 месяца до этого мы жили почти без SEO.
Очень круто, что сломали тренд запросов в поисковиках исключительно на русском языке. Так, если раньше поиск по-русски осуществлялся в более чем 80% случаев, то сейчас это уже 60%. Пока мы не можем полностью отказаться от русской версии сайтов, но и этот тренд вместе мы изменим.
Читайте также —
Владислав Чечоткін, Rozetka: Зараз слушний час для малих компаній стати королями ринку