Роман Романчук, Multiplex: Ми працюємо з NATO, але не з тим

Роман Романчук, Multiplex: Ми працюємо з NATO, але не з тим

28.07.2022 08:45
  693
Дарія Осіїк

CEO сети Multiplex Роман Романчук в интервью порталу Media Business Reports рассказал как компания встретила российское вторжение, с какими вызовами руководству приходится сталкиваться почти каждый день, верит ли он в будущее отрасли и где ей следует искать помощь. RAU предлагает ознакомиться с главными тезисами материала.

О первых действиях после вторжения российских войск и релокации команды

Мы использовали львиную долю нашего плана действий с периода ковида. Там были схожие задачи: работать отдаленно, достаточно быстро консервировать кинотеатры и взаимодействовать со всеми партнерами и контрагентами. К сожалению, и к счастью одновременно, процессы уже были отработаны, а команда – готова.

Утром 24 февраля мы прокоммуницировали всем работникам, что никто никуда не двигается, кинотеатры не открываются. Мы открыли внутренние каналы, благодаря которым любой человек из компании – а на момент начала вторжения это было 929 работников – очень быстро мог связаться со мной по поводу чего-либо: от рабочих моментов до личной безопасности.

Мы собрали все ценное, а в конце дня, выходя из офиса, я унес это с собой.

В общем, если консервация охватывает перемещение товаров из одного кинотеатра в другой, то это занимает двое суток. Когда товары нужно переместить в другой город, то речь идет уже о трех-четырех сутках – зависит от логистики.

О принятии решения о возобновлении работы кинотеатров

Планируя первые открытия (а это было три кинотеатра: два во Львове и один в Хмельницком), мы, прежде всего, оценивали безопасность, потом смотрели на наличие команды, а третий фактор был экономическим. Все зависело от того, согласится ли ТЦ ощутимо снизить аренду – чтобы открытие позволяло нам не быть существенно убыточным. То есть, если мы могли работать, перекрывая текущую аренду и зарплату, то открывались, поскольку именно вопрос зарплаты был определен как ключевой приоритет.

24 февраля, не дожидаясь конца периода, мы выплатили всем полную зарплату за месяц, а в начале марта заранее выплатили за полмесяца.

С середины марта мы должны разрабатывать дифференцированные решения. Условно это были три категории: те, кто могли работать; те, с кем мы юридически приостановили трудовой договор, но выплачиваем определенную материальную помощь; суперсокращенная команда, необходимая для выполнения ключевых функций. Это люди из центрального офиса (из 83 только 19). Им зарплата сейчас тоже выплачивается не в полном объеме: сначала говорилось о коэффициентах в 20–30% от оклада, впоследствии они немного повысились, но до довоенного уровня пока очень далеко.

О перспективах и деятельности сети

Сейчас у нас работает 17 кинотеатров (три из них – франчайзи) и 54 зала. Общее количество до полномасштабной войны – 162 зала и 29 кинотеатров.

Мы смотрим на ликвидность, еженедельно делаем достаточно глубокий анализ, проекцию на следующий период, понимая, что в течение года ситуация не будет радикально лучше. Это условный горизонт, к которому мы должны как-то выживать. Относительно стратегической задачи не обанкротиться, смотрим два критерия: первый – чтобы ситуация не була хуже, чем сейчас, второй – что мы и дальше сможем договариваться с партнерами и кредиторами.

О разрушенных и поврежденных кинотеатрах

В настоящее время семь кинотеатров сети разрушены, еще четыре – повреждены.

Мы уже общались с властью по возмещению и восстановлению, но конкретного видения пока нет. Мы много общаемся с международными кинотеатральными организациями и активно прорабатываем сотрудничество с Американской ассоциацией владельцев кинотеатров. На английском она называется NATO, поэтому мы работаем с NATO, но не с тем.

Речь идет о том, чтобы сделать фонд и аккумулировать в нем средства для поддержки кинотеатральной индустрии во время войны и восстановления отрасли. Но насколько это удастся, какими будут результаты и сколько денег соберется в этом фонде покажет время. К этой инициативе присоединилась Европейская ассоциация кинотеатров UNIC. Если это не конвертируется в отдельный мощный международный фонд, то мы попытаемся создать собственную программу на базе какого-то уже существующего международного фонда.

О возобновлении кинотеатра в ТРЦ Retroville

Да, мы планируем восстановить этот кинотеатр. Кинотеатр находится в той части здания, которая пострадала меньше, поэтому разрушения не очень значительны, но три зала точно не заработают в ближайшее время. Не уверен, будут ли остальные четыре работать на полную мощность, поскольку именно сейчас мы инспектируем систему вентиляции и кондиционирования.

О динамике посещаемости в работающих кинотеатрах

В общем, динамика положительная. Но это очень зависит от того, насколько вообще безопасно себя чувствуют люди. Еще один фактор – информированность: в конце марта многие просто не могли сориентироваться, что уже работают, а что – еще нет. Значительное влияние имеет продолжительность комендантского часа. Сначала они начинались в 19:00 или в 20:00, а мы должны завершать последний сеанс за 1,5-2 часа до, чтобы зрители успевали доехать домой. Ну и, конечно, на количество зрителей оказывает большое влияние наличие контента: в марте-апреле его уже не хватало, потому что вообще не было международных релизов.

Мы в свое время провели очень много работы, чтобы вернуть контент мировых студий, потому что последние просто не понимали наших реалий. Но постепенно они поняли, что мы не только не собираемся умирать, но и планируем восстанавливать бизнес и экономику и, в общем, счастливо жить. Для того чтобы расшатать бюрократию, понадобилось три-четыре недели, но это удалось.

То есть, мы вели переговоры не с дистрибьюторами, а непосредственно со студиями. Многие дистрибьюторы первые недели исходили из того, что большинство кинотеатров закрыты, поэтому выпускать релизы экономически нецелесообразно, сборы будут небольшими. Лучше подождать, когда возобновится больше кинотеатров. Но ведь это так не работает: кинотеатр не может возобновить работу, если нечего показывать. Поэтому я и добивался коммуникаций непосредственно с производителями, потому что проактивной позиции со стороны дистрибьюторов не было.

О количестве сеансов в день и посещаемости

Сейчас в одном зале проводится три-четыре сеанса в день. Против довоенного периода это существенно меньше, потому что, во-первых, не работают сеансы до 10:00, а во-вторых, не работает как минимум один (а в некоторых городах – два) вечерних сеанса. Это связано с комендантским часом, продолжительность которого в стране отличается.

Если говорить о работающих кинотеатрах, то речь идет примерно об уменьшении в 2,5 раза. Хотя это, конечно, зависит от контента: если он ожидаемый, разница меньше – где-то 1,5–2 раза. Кроме того, время от времени появляются факторы, еще больше снижающие посещаемость по всей стране – например, атака на ТЦ в Кременчуге. Хотя по регионам реакция отличается: в Кривом Роге ее влияние было меньше, чем в других.

Об изменениях в стоимости билета

На изменение стоимости билета влияют два рычага: с одной стороны, это составляющая PnL – к сожалению, существенно меняются эксплуатационные и коммунальные расходы, дорожает, например, бар и многое другое. С другой стороны, есть отрицательная динамика покупательной способности граждан, поэтому мы просто не можем поднимать свои цены. Что касается изменений против довоенного времени, то в марте-мае мы работали со скидкой почти в 50% от довоенной стоимости билета, а сейчас понемногу восстанавливаемся до этого уровня. Цен, которые были бы выше довоенных, у нас нет, но трудно сказать, сколько еще времени сможем их удерживать.

О правилах работы сети

К сожалению, во всех регионах есть воздушные тревоги почти каждый день. Поэтому процесс прерывания сеансов и размещения людей в бомбоубежищах уже отработан: они есть во всех ТЦ, где мы открыты. Так же отработан механизм действий с билетами, но мы продолжаем его совершенствовать, учитывая пожелания клиентов. В настоящее время предлагается несколько опций. Например, если тревога длилась менее 20 минут, зрители могут вернуться и посмотреть фильм. Если больше – предлагаем сеанс этого же дня в другом зале, а в случае, если это не устраивает зрителя, он может выбрать сеанс в другой день в течение определенного времени. В крайнем случае возвращаем деньги за билет.

Хотя есть случаи негативного фидбека от зрителей, особенно у ТЦ, которые не очень добросовестно считаются с тревогами: я выхожу из кинотеатра, должен идти в бомбоубежище, а между тем все магазины работают. Впрочем, иначе мы не можем, потому что это наш стандарт.

Об отношениях с дистрибьюторами

В первую очередь стало гораздо больше коммуникации – как с дистрибьюторами, так и с другими партнерами. Что касается уступок, они тоже есть, за что мы очень благодарны. Преимущественно относительно наличия контента и отсрочки появившейся до войны задолженности. Где-то мы пересматриваем текущие условия контрактов, где-то дистрибьюторы позволяют отсрочивать платежи за прошлые периоды.

На текущем уровне в суперсокращенном режиме нам удается ежемесячно выходить в ноль. Это благодаря тому, что персонал в кинотеатрах сейчас примерно в шесть раз меньше, чем в довоенное время, офис сокращен в пять раз, а зарплаты в офисе сокращены более чем наполовину. Плюс нам существенно сократили аренду, а в некоторых случаях мы платим только коммунальные.

О ситуации на рынке кинопроката в целом

Если физически считать количество открытых кинотеатров до войны и после войны, то она уменьшилась примерно вдвое. Еженедельное количество экранов колеблется, но примерно составляет 300–350, а в довоенное время речь шла о 600–680 экранах. Посещаемость в отдельно взятом зале, как я уже говорил, уменьшилась почти в 2,5 раза. Поэтому в целом, учитывая это, рынок снизился в 4–5 раз.

Возврат к уровню января-февраля 2022 года будет зависеть от финансирования. Если это будет происходить за счет наших операционных прибылей без внешней поддержки, то может длиться лет десять, да и то при условии, что с экономикой в ​​стране все будет ок. А ведь еще нужно будет восстанавливать разрушенные кинотеатры, что в зависимости от объекта может стоить $1,5–4 млн. Это большие деньги. Если же будут программы по восстановлению кинотеатров, и если экономика страны будет развиваться также стремительно, то вопрос будет только в физическом восстановлении, и решить его можно будет в течение 1,5-2 лет.

У меня нет пессимистических настроений, что индустрия потеряет актуальность или будет сужаться. Кинотеатральная индустрия, если убрать фактор войны, будет глобально развиваться: спрос на нее есть, и в дальнейшем он будет только расти. Если же вернуться к реалиям и принимать во внимание войну, то здесь я не могу делать никаких прогнозов. Это ситуация полной неопределенности, поэтому все, что мы можем делать, быть максимально эффективными здесь и сейчас. Должны поддерживать страну и друг друга, идя вместе к победе, в которой я совершенно уверен. Вопрос только в сроках.

Читайте также — 

Незламні: які нові торгові центри відкрилися в Україні у першому півріччі 2022 року


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка