Топ-10 сделок 2021 года в ритейле, логистике и девелопменте
Основными тенденциями на рынке в прошлом году можно назвать поглощение крупными игроками более мелких, продажа невыгодных активов и покупка прибыльных, а также капиталовложения офлайна в онлайн.
Читайте українською
В 2021 году состоялось несколько знаковых сделок в ритейле, логистике и девелопменте. RAU выбрала топ-10 крупнейших из них.
Сільпо купил Фуршет
В феврале 2021 года ООО «Сильпо-Фуд» получило согласие Антимонопольного комитета (АМКУ) на приобретение активов сети супермаркетов Фуршет. Отметим, что в конце января Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства ГП «Ритейл Центр», владевшего сетью супермаркетов Фуршет Игоря Баленко. Тогда же компании-поставщики сети получили письма о моратории на расчеты с кредиторами. Госреестр судебных решений изобиловал десятками исковых заявлений с требованиями взыскать с владельца Фуршета долги за поставленные товары и услуги. Компаний, с которыми Фуршет не рассчитался, было более 150-ти. Речь шла о десятках миллионов гривень.
Фуршет был одним из старейших продуктовых ритейлеров Украины: первый супермаркет открыли в 1998 году в Киеве. На пике развития в 2011 году компания насчитывала 108 магазинов. По состоянию на январь 2021 года их осталось 39. Общая сумма задолженности по кредитам Фуршет на начало 2014 года составила около $160 млн. В конце 2017 года владелец сети Игорь Баленко сумел договориться о реструктуризации, долг компании сократился до $39 млн. В 2019 году Баленко сообщил об оптимизации Фуршет и закрытии 11-12 магазинов «из-за высоких затрат на логистику». До конца 2019 года компания провела редизайн логотипа и обновила 11 магазинов.
Сільпо приобрел магазины Фуршет в 21 городе. В марте 2021 года стало известно, что сеть Сільпо отказалась покупать магазины Фуршета в шести городах – Васильков, Белая Церковь, Барышевка, Житомир, Львов и Фастов. Также частично отказались от концентрации в Каменец-Подольском (Хмельницкая область). К такому решению стороны пришли из-за того, что в этих населенных пунктах их доли были значительными, а концентрация могла бы привести к ограничению конкуренции.
В апреле 2021 года в Киеве и других городах после косметического ремонта начали открываться первые Сільпо на месте бывших маркетов Фуршет. Первым реформатом на месте Фуршет стал супермаркет Сільпо в Киеве по улице Антоновича, 165.
Файно маркет поглотил Абсолют
Компания «Вересень плюс» из Кропивницкого, которая управляет региональной сетью магазинов Файно маркет в июле 2021 года, получила разрешение от АМКУ на покупку черкасской сети магазинов Абсолют. Отметим, что торговая сеть Абсолют была одним из старожилов отечественного ритейла: с 2001 года она развивала розничную торговлю в Черкассах и Черкасской области. Сеть насчитывала около 30 минимаркетов и магазинов у дома и была лидером рынка в Черкассах по количеству торговых точек. Вересень плюс развивает сеть магазинов у дома и минимаркетов Файно маркет (104 объекта), а также дискаунтеров Varto. Большинство магазинов компании сосредоточены в Кировоградской области, но в прошлом году также состоялся запуск первого объекта в Черкасской области.
Однако, начало развития на новых территориях ознаменовалось для ритейлера печальными событиями.
Тем не менее, компания не отказалась от своих планов по дальнейшему развитию в Черкасской области. К концу 2021 года ритейлер декларировал открыть до 30 новых магазинов в этом регионе. Заявленная сумма инвестиций в Черкасскую область в ближайшие три года – около 500 млн грн и создание более 1200 рабочих мест.
Сергей Тигипко продал аптечную сеть ТАС
Группа TAS Сергея Тигипко в апреле 2021 года продала одноименную аптечную сеть, насчитывавшую около 100 аптек в Киеве и области. Источники СМИ сообщали, что Сергей Тигипко решил отказаться от аптечного бизнеса, поскольку он не приносит большой прибыли. Сеть аптек TAS была создана в августе 2009 года в рамках ребрендинга аптечной сети Даша, которая в 2008 году вошла в состав группы ТАS.
В январе 2019 года ТАS купила у инвесткомпании SigmaBleyzer аптечную сеть Космо, которая насчитывала 30 аптек в Киеве и области. По информации СМИ, сумма сделки составила $8-10 млн. Сам Тигипко планировал довести количество аптек до 500, но сеть смогла нарастить количество объектов до 143-х. Вскоре Тигипко утратил интерес к этому бизнесу, и компания стала закрывать убыточные объекты.
После реструктуризации и закрытия бесперспективных объектов, аптечная сеть TAS сократилась до 100 точек, преимущественно в Киеве и области, а в 2020 году Тигипко решил продать этот бизнес. Первоначально переговоры велись с группой компаний Эпицентр, но владельцы группы Александр и Галина Гереги решили самостоятельно развивать фармакологическое направление. Кроме того, переговоры шли с сетью Аптека Доброго Дня и закончились безрезультатно.
В итоге, аптеки Сергея Тигипко купила другая компания – сеть Олега Токарева Мед-Сервис из Днепра. По оценке одного из инвестбанкиров, сумма сделки могла составить $5-6 млн. Отметим, что компания Мед-Сервис развивается с 1995 года, создала свое девелоперское подразделение, занявшееся строительством отдельных зданий и реконструкцией помещений под аптеки в разных городах страны. В настоящее время сеть насчитывает 350 аптек, а после проведения ребрендинга их количество возрастет до 450.
Horizon Capital вошел в состав инвесторов сети Аврора
Фонд Emerging Europe Growth Fund III, находящийся под управлением компании Horizon Capital (EEGF III) в июле 2021 года, приобрел миноритарный пакет акций сети Аврора, став единственным институциональным инвестором наряду с учредителями компании.
Сумму сделки, как и размер обретенного пакета, стороны не раскрывают, но традиционно Horizon приобретает до 20% акций. Более 50% принадлежит Льву Жиденко, миноритарными пакетами владеют СЕО компании Тарас Панасенко и финансовый директор Леся Клименко.
Horizon Capital является одной из ведущих инвестиционных компаний в Центральной и Восточной Европе, которая управляет фондами прямых инвестиций (более 40 институциональных инвесторов с совокупным капиталом свыше $350 млрд) с активами свыше $1,1 млрд и более чем 27-летним инвестиционным опытом в регионе.
Масштабная инвестиционная поддержка фонда будет направлена на развертывание национальной сети в течение следующих пяти лет, расширение логистической инфраструктуры, а также выход сети Аврора на другие региональные рынки.
Кроме того, часть средств будет использована для дальнейшего развития на базе магазинов розничной платформы для небольших местных производителей в Украине, что позволит интенсифицировать импортозамещение и усилить позиции отечественного производства на внутреннем рынке.
Отметим, что торговая сеть Аврора является одним из лидеров в сегменте магазинов формата «dollar store» в Украине. Сеть компании, основанной в Полтаве в 2011 году Львом Жиденко, Тарасом Панасенко и Лесей Клименко, в настоящее время насчитывает более 749 фирменных магазинов. За последние шесть лет сеть выросла более чем в десять раз.
До конца 2021 года Аврора планировала открыть еще 61 магазин, а за 2022 год – более 300. Развитие будет происходить преимущественно в Западной Украине. По итогам 2021 года выручка компании планировалась на уровне 6 млрд грн. Согласно амбициозным планам, в 2026 году Аврора должна быть готова к выходу на биржу. Есть и планы экспансии: первыми зарубежными рынками должны стать Молдова и Румыния, а после – Балканские страны.
Dragon Capital продала логистический комплекс Омега-2 и купила Амтел
Инвестиционный холдинг UREH, входящий в группу компаний Dragon Capital, в январе 2021 года продал логистический комплекс класса «Омега-2» (г. Бровары, Киевская область) площадью 32 731 кв. м. Владельцем стал дистрибьютор лекарств Оптима-Фарм.
А в мае 2021 года компания UCPIH Ltd, входящая в группу компаний Dragon Capital, завершила сделку по покупке офисно-логистического комплекса Амтел (с. Белогородка, Киевская область) площадью 100 208 кв. м у международной девелоперской компании Amtel Properties.
Логистический комплекс класса А расположен непосредственно на фасаде трассы T1012, между Одесской и Житомирской трассами в 6 км от кольцевой дороги Киева.
Комплекс Амтел стал самым большим объектом в портфеле Dragon Capital, а его покупка позволила нарастить площадь складов под их управлением до 294 000 кв. м на правом берегу Днепра, и до 391 000 кв. м – в целом по Украине.
Foodex24 купил Fresh Food
Украинский онлайн-супермаркет Foodex24 в августе 2021 года поглотил сервис доставки продуктов Fresh Food за $300 000. Стартап получил клиентскую базу, складское оборудование, остатки товара и команду конкурента. С сентября 2021 года объединенная компания приступила к работе под новым брендом Goodex.
Foodex24 – это «карантинный» проект IT-компании Powercode Владислава Савченко. С февраля 2020 года, по данным Crunchbase, компания инвестировала в сервис доставки продуктов $2,8 млн. Стартап работает в Киеве, Виннице и польском Быдгоще. С момента основания Foodex24 нарастил клиентскую базу до 20 000 человек. Выручка за 2020 год составила 30 млн грн.
У Fresh Food аналогичная история – сервис за несколько недель запустили весной 2020 года. Его собрали на платформе для создания интернет-магазинов Хорошоп, доставку организовали изо дня в день, продвижение – в Instagram. Оттуда пришло около 3000 клиентов. На момент сделки у Fresh Food было 7000 клиентов, хотя бы один раз воспользовавшихся сервисом. Компания доставляла до 100 заказов в день со средним чеком 1200–1400 грн. Выручка за 2020 год составила около 20 млн грн.
В Киеве у компании Goodex один даркстор на 1200 кв. м, до конца 2021 года планировали запустить второй на 600 кв. м. Далее компания будет открывать магазины с обычным торговым залом и закрытым складом для доставки. Также планировалось добавить в ассортимент больше продукции крафтовых производителей, которых нет в сетевых супермаркетах. Савченко декларировал увеличить маржинальность бизнеса до 30-35%. На новые проекты стартапа понадобится около $2 млн.
Александр Ярославский купил интернет-магазин LeBoutique
Группа DCH, принадлежащая харьковскому бизнесмену Александру Ярославскому и управляющая сетью ТРЦ Караван, в феврале 2021 года приобрела у частных инвесторов 100% корпоративных прав одного из ведущих игроков украинского fashion-ритейла, работающего онлайн – интернет-магазина LeBoutique. DCH планировал совместно с банком Кредит-Днепр (который тоже купил Александр Ярославский) разработать систему обработки платежей и предложить потребительское кредитование для клиентов LeBoutique.
Напомним, интернет-магазин LeBoutique был основан в 2010 году предпринимателями Андреем Дрогобычским и Романом Онищенко. Он предлагает клиентам одежду, обувь, сумки и аксессуары известных западных и украинских брендов. Первоначально проект работал по модели «Flash sales» – продаже товаров со скидками до 80% – поэтому стал одним из ключевых конкурентов созданной в том же году modnaKasta.
После нескольких лет работы у LeBoutique было около 1000 поставщиков одежды, он предлагал покупателям обувь и аксессуары известных западных и украинских брендов. Бизнес рос на 300-400% в год и в 2017 году шоппинг-клуб LeBoutique был реорганизован в маркетплейс. На тот момент он уже насчитывал более 5,5 млн пользователей клиентской базы и пять центров самовывоза: в Киеве, Харькове, Одессе, Львове и Запорожье.
Focus Estate Fund продал торговые центры в Чехии
Инвестиционный фонд Focus Estate Fund в декабре 2021 года закрыл сделку по продаже своего чешского портфеля недвижимости, приобретенного в 2016-2017 годах. Торговые парки Centro Ostrava Retail Park (Острава) и Most Retail Park (Мост) общей площадью более 14 000 кв. м были проданы чешской инвестиционной группе DRFG. К моменту продажи они были заполнены на 100%.
Оба объекта были достаточно сложными, в частности, ритейл-парк Most Retail Park был приобретен с вакантностью более 40%. Новый инвестор сменил концепцию работы с арендаторами, улучшил транспортную доступность, маркетинг и digital-инструменты.
После продажи чешских активов Фонд планирует масштабировать свой опыт в регионе Центрально-Восточной Европы и существенно расширить свой портфель в течение следующих пяти лет. Речь идет об увеличении активов в управлении до 300 млн евро. В портфеле Фонда остались две галереи и ритейл-парк в Польше.
Нова пошта купила iPOST
Учредители службы доставки Нова пошта Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк совокупно приобрели 81,46% уставного капитала компании Айпост Прогресс, владеющей сервисом iPOST. Основатели сервиса iPOST Сергей Жмудь и Максим Плющев остались совладельцами компании – каждый владеет долей в 9,27%.
Отметим, что iPOST – украинская онлайн-платформа курьерской доставки была основана в 2016 году. Платформа соединяла курьеров и отправителей. Курьеры регистрировались в приложении iPOST, куда поступали заказы и доставляли их за оплату. Срок выполнения заказа – от 30 до 120 минут. С каждой доставки iPOST взимала комиссию.
Эксперты считали, что целью этой сделки для Нова пошта было получить доступ к IT-решениям и процессам iPOST для того, чтобы составить конкуренцию существующим сервисам доставки Glovo и Rocket.
ОККО не смогла купить КОЛО
В октябре 2021 года появилась информация, что сеть КОЛО, в которую входит более 250 магазинов формата «у дома», планируют продать. Переговоры начались в начале лета и велись с сетью автозаправок Виталия Антонова ОККО, насчитывающей более 400 АЗС. Forbes Украина оценил стоимость сделки в $15–20 млн.
Отметим, что основанную в 2017 году сеть КОЛО развивает ООО «Аритейл», 90% которой принадлежат акционерному обществу Магнитар, 10% – кипрской B. V. Eternity Holdings Limited. Источники на рынке связывают ритейлера с одним из совладельцев крупнейшей сети АТБ Геннадием Буткевичем. В системе YouControl бизнесмен значится конечным бенефициарным владельцем ООО «Аритейл».
Анонимные эксперты из сферы коммерческой недвижимости сообщили, что владельцы КОЛО пытались создать операционно прибыльный бизнес, но, скорее всего, не достигли ожидаемого финансового результата: выручка КОЛО в 2020 году по данным СПАРК-Интерфакс, достигла 1,2 млрд, а убытки составили 82,7 млн грн.
Однако в декабре 2021 года сделка по продаже сети магазинов КОЛО компании ОККО сорвалась. В компании BGV Group Management официально подтвердили, что ОККО действительно вела переговоры по поводу покупки сети магазинов КОЛО.
«После длительных переговоров руководство двух компаний приняло совместное решение не заключать сделку о купле-продажи сети магазинов КОЛО. Стороны не пришли к единому видению условий договора», – отметили в пресс-службе BGV Group Management.
Читайте также —
Время покупать: самые громкие сделки 2020 года в ритейле, логистике и девелопменте