Евгений Нетреба, Zakaz.ua: Украинским ритейлерам нужно активно развивать e-grocery
Внедрение технологий и инноваций позволит сохранить конкурентное преимущество на рынке, повысить лояльность клиентов, а также получить дополнительный канал для роста продаж и, соответственно, прибыли.
Читайте українською
Последние несколько лет аналитики разных стран предсказывают массовый переход ритейлеров в онлайн-торговлю и масштабный рост рынка e-grocery. Но как обстоят дела на самом деле рассказал в своей колонке на НВ Евгений Нетреба, коммерческий директор Zakaz.ua и RAU предлагает ознакомиться с тезисами материала.
Новая норма
Электронная коммерция в индустрии товаров повседневного спроса (FMCG) и продуктов питания (E-grocery) во всем мире развивается семимильными шагами. Согласно отчету McKinsey, в ключевых странах Европы (Франции, Италии, Германии, Испании и Великобритании), в первой половине 2020 года средняя доля продуктовых покупок онлайн выросла с 8,8% до 12,7%.
15% потребителей покупали продукты на сайтах, которыми никогда раньше не пользовались. Около 50% респондентов заявили, что будут и дальше покупать через эти сайты часть продуктов. Еще 12% перешли в другие продуктовые магазины, чтобы воспользоваться такими услугами, как доставка на дом или самовывоз.
В США, в I квартале 2020 года, на долю онлайн приходилось 3% от общего оборота продаж продуктов. После пандемии, во II квартале, доля выросла до 6% и достигла $7,1 млрд.
По данным сервиса Apptopia, продуктовые компании, такие как Shipt, Walmart и Instacart, выросли за прошлый год на 124%, 160% и 218% соответственно. Заказывать продукты в онлайне становится новой нормой, и этот тренд явно сохранится до конца 2021 года.
Потенциал роста
В Украине этот канал растет гораздо медленнее, чем в США, Азии и Европе. В карантин доля онлайн-продаж продуктов питания в Украине составляла от 0,5% до 1% от общего товарооборота организованного ритейл-рынка. В 2020 году из-за карантина спрос резко вырос в несколько раз. В марте 2020 года сервисы доставки искали в Google почти 700 000 человек, тогда как в феврале — чуть больше 300 000.
Как показало исследование Soul Partners при поддержке программы USAID «Конкурентоспособная экономика Украины», рынок e-commerce в 2020 году оказался одним из самых динамичных в Украине. Он достиг $4 млрд, что составляет 8,8% от общего объема розничной торговли. Однако, доля e-grocery от общей доли украинского e-commerce, несмотря на динамику роста по-прежнему колеблется в пределах 1%. Объем рынка в 2020 году составил всего $150 млн. Как отметили в исследовании Soul Partners, лекарства и продукты питания являются относительно новыми категориями на рынке электронной коммерции в Украине с наибольшим потенциалом к росту.
Возможность выбора
Несмотря на динамичный рост рынка e-commerce и e-grocery в Украине, могу уверенно сказать, что онлайн-продажи не скоро вытеснят на второй план традиционные покупки и походы в магазины. Нам еще есть куда расти и оффлайн никуда не исчезнет.
Но бизнесу стоит учесть, что новые технологии кардинально меняют способ взаимодействия розничных сетей со своими клиентами во всем мире. Украинским ритейлерам важно развиваться в направлении e-grocery. Потребительские привычки изменились, а пандемия сыграла в этом огромную роль. Вынужденно делая покупки онлайн, люди осознали, что это удобно, позволяет сэкономить время и упростить жизнь.
Поэтому, чтобы ритейлерам не терять клиентов, лучшим решением для бизнеса будет создать возможность выбора — покупка онлайн или офлайн. По этому принципу уже работают гипермаркеты как Ашан, METRO, NOVUS, MегаМаркет, VARUS и другие крупные ритейл-игроки. Нужно внедрять инновации и технологии в бизнес, чтобы не отставать от мира. Это позволит сохранить конкурентное преимущество на рынке, повысит лояльность клиентов, а также станет еще одним каналом для роста продаж и, соответственно, прибыли.
Читайте также —
Евгений Нетреба, Zakaz.ua: Нужно не бояться совершать ошибки