Кейс от K.Hartwall: как совмещение мерчандайзинга и логистики может снизить расходы на обслуживание и увеличить продажи
Представители компании K.Hartwall — ведущей международной компании в области инноваций и логистической эффективности, рассказали о новых решениях и новейшем оборудовании, которые, в частности, помогут сократить расходы в логистике напитков минимум на 25%.
В ходе организованного RAU вебинара по логистике в рознице «Эффективность логистики через инновации» руководитель направления Retail K.Hartwall Стефан Линд, менеджер по продаже напитков в странах Востока K.Hartwall Геррик Рамберг представили новые способы транспортировки товаров от производственных линий в ритейл и склады, инновационные решения компании K.Hartwall для ритейла и производителей (Foldia от K.Hartwall и др.).
В свою очередь директор департамента логистики компании Varus Юрий Поенко поделился первым опытом применения новинок. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами.
Инновационное решение
Наибольшая часть расходов ритейлера при транспортировке товара приходится на последние 50 метров пути от распределительного центра до магазинной полки. Это связано с операциями по выгрузке, перемещению, распаковке и наконец расстановке продукции в торговом зале. Именно здесь кроются возможности для сокращения трудовых, временных и прочих затрат. Причем в комплексе, а не за счет оптимизации какой-то одной операции.
Специалисты K.Hartwall предложили снизить операционные расходы на логистику за счет использования специальных устройств Merchandising units and Displays (MU/Displays). Они представляют собой заранее заполненные товаром «полки на колесах», которые можно легко транспортировать и устанавливать прямо в торговом зале. Еще их называют Eurodolly (дословно — евротележка).
Они подходят для широкого спектра товаров FMCG, таких как продукты питания, напитки, кондитерские изделия, электрические приборы, моющие средства и предметы домашнего обихода.
Логистика, объединенная с мерчандайзингом, позволяет сократить расходы и увеличить продажи, а также облегчить логистику последней мили. Это позволяет увеличить пропускную способность по всей логистической цепочке.
Правильная унификация позволяет в идеале загрузить товар в такую тележку прямо на фабрике или в распределительном центре и довезти до магазина, а потом сразу же выкатить в торговый зал без дополнительных трудозатрат.
Помимо упрощенной логистики и снижения затрат эти устройства дают возможность привлечь внимание покупателя.
Влияние на покупателя
Бренды и ритейлеры могут наносить на стенды с товаром либо свое лого, либо сообщать о концепциях бренда или локальных рекламных акциях.
Креативные концепции играют важную роль в эффективной демонстрации продуктов и привлечении новых групп потребителей. Брендирование позволяет привлечь внимание потребителей и увеличить продажи.
Использование тележек для демонстрации товара позволяет быстро размещать их в торговом зале и при необходимости легко менять конфигурацию. Хорошая видимость и доступ к продукции, а также безопасность расположения товара на таких дисплеях уже оценили покупатели. Как показывает практика, при правильном расположении товара в торговом зале продажи могут вырасти до 400%.
Каждая такая тележка может вмещать в себя четверть или половину стандартной паллеты. Может использоваться картонная упаковка (например, для выкладки чипсов). Это очень удобно для обработки товара внутри магазина.
Один человек легко может управлять перемещением товара весом до 500 кг. Исходя из опыта использования в K.Hartwall, на одну тележку в четверть паллеты помещается 160-180 кг товара.
Как правило, юниты размером в полпаллеты используются для выкладки кормов для животных, молочной продукции и т.п. К примеру, в Финляндии 96% молочки представлено именно на таких тележках или поддонах.
Основные преимущества
На увеличение продаж влияют в первую очередь следующие факторы:
- Быстрое и эффективное пополнение
- Минимизировать возможность отсутствия товара на складе
- Меньше усилий по обработке товара в магазине
- Хорошая видимость и легкий доступ к продукту
Также использование евротележек позволяет снизить эксплуатационные расходы за счет уменьшения количества вторичной упаковки и термоусадочной пленки. К тому же такой мусор уходит из торгового зала и остается на РЦ. Сводятся к минимуму ручные операции и риски повреждения продукта и одновременно появляется возможность внедрить автоматизированную обработку грузов по всей логистической цепочке.
Надо отметить, на этапе транспортировки нет прямого влияния новых устройств на эффективность перевозок. Так же, как и паллеты, тележки закрепляются в кузове грузовых машин. Не нужно никакого дополнительного оборудования типа вилочного погрузчика и т.п.
Поэтапная реализация
Специалисты K.Hartwall рекомендуют начинать с малого, постепенно двигаясь от магазина вверх по логистической цепочке.
- Можно выбрать пилотные магазины для испытаний. Или купить тележки и использовать их на складе магазина, чтобы проанализировать экономию на потоке товаров. Потом можно переходить на уровень выше и расширять число магазинов.
- По мере увеличения использования объемов тележек, переместите производство предварительно заполненных юнитов в РЦ или в 3PL компанию, которая займется переупаковкой. Тогда можно начинать доставлять готовые блоки из РЦ в магазины.
- На последнем этапе можно решить вопрос получения продукции на тележках прямо от производителя и доставить готовые изделия в РЦ и далее в магазины. Главное начинать с небольших объемов и расширять по мере освоения новой техники поставок.
Обратно тележки идут либо назад производителю или логистическому оператору. Некоторые ритейлеры имеют свой парк тележек. Это зависит от решения самой компании. Надо рассматривать разные модели и выбирать наиболее подходящую.
Есть разные способы. В Финляндии, например, ассоциация производителей напитков собирает депозиты и далее по цепочке распределяет тару и собирает ее. В Центральной Европе больше применяется схема с использованием 3PL перепаковщиков. В Австралии и Европе есть пулинговые компании, которые обеспечивают циркуляцию транспортной тары в пределах ограниченного круга компаний (пула). Использование какой-то схемы или их комбинация зависит также от вида перевозимой продукции (молочка, напитки или бытовая химия, например).
Первый опыт в Украине
Супермаркеты Varus стали первопроходцами в тестировании новых моделей. Как отмечает директор департамента логистики Varus Юрий Поенко, компания владеет РЦ в трех городах (Киев, Днепр, Кривой Рог) и 90% товаров сети проходит через эти РЦ. Более 150-ти машин ежедневно развозят товар по 111-ти супермаркетам в 25-ти городах Украины.
Ритейлер давно пользуется решениями от K.Hartwall, в частности, первые поставки товара в ролл-контейнерах (roll cage) начались в 2018 году. Что позволило уменьшить трудозатраты на 20-30%, а логистические затраты — на 10,2%. Примерно 50% магазинов сети теперь весь товар доставляют именно в таких контейнерах.
Однако, при наступлении высокого сезона потребления напитков и снеков выявились проблемы. Многие сети стали открывать в последнее время магазины малого формата. Не стала исключением и Varus сеть с магазинами формата to Go площадью до 100 кв. м.
Каждое из этих помещений имеет свои ограничения как по подъезду транспорта, так и в торговом зале. В периоды большой реализации напитков и снеков доставки одного поддона (или ролл-контейнера) в день оказывалось недостаточно.
В некоторых магазинах большая часть выгоды от использования roll-cage сводилась на нет из-за необходимости перегружать товар из контейнеров в меньшие емкости и складывать товар в зале на паллетах. Что увеличивало временные и трудовые затраты персонала на обработку товара и нарушало цепочку «автомобиль – торговый зал».
Для магазинов торговая площадь – самое ценное, а стандартный европоддон при паллетной выкладке (когда упаковки с одним товаром сложены друг на друга) – слишком большая роскошь для маленького магазина.
Поэтому взялись тестировать новое решение от K.Hartwall. Пока этот проект в самом начале, но в компании видят в этом большую перспективу. В сети Varus тестируют евротележки емкостью в четверть паллеты. Комплектация товара пока происходит, как и с roll cage, но без автоматизации процессов.
Хорошие перспективы
Уже сейчас можно отметить легкость операций погрузки-выгрузки товара на таких тележках. Ее размер позволяет легко «пройти» по всем коридорам и проходам, что актуально для небольших магазинов, которые открываются в разных помещениях. А при необходимости тележка с товаром может быть легко передвинута — в отличие от паллеты, стоящей в проходе.
«Пока мы не изучали вопрос влияния этого технического решения на продажи. Налицо экономия трудозатрат на расстановку товара в магазине, а людской ресурс в Украине – самый дефицитный. В будущем мы, возможно, пересмотрим конфигурацию используемых тележек, так как их выбор достаточно велик», — говорит Юрий Поенко.
Пересмотрят и планограммы (паллетной выкладки) в магазинах, чтобы выставлять товар в евротележках, что повлечет за собой изменение бизнес-процессов выкладки товаров в магазинах. На больших складах оптимизация возможна только в части снижения трудозатрат на комплектацию заказов магазинов. Обязательно также будет проведен анализ влияния новых стандартов выкладки на увеличение продаж.
Пока товар приходит от производителя на поддонах на РЦ. Для отправки в магазин с поддона товар перекладывают на Eurodolly.
В то же время наиболее заметный и значимый эффект даст внедрение оборудования Eurodolly в цепочку поставок от производителя/поставщика в розничную сеть: тогда произойдет объединение усилий производителя, поставщика товара и розничной сети. В будущем это может сильно облегчить работу всей цепочки поставок, если товар сразу будет приходить на РЦ или склад магазина, расфасованный в евротележки.
Читайте также —