Сергей Кравец, GR Capital: Почему рынок доставки только проиграет от кризиса и карантина

Сергей Кравец, GR Capital: Почему рынок доставки только проиграет от кризиса и карантина

20.05.2020 08:15
  390
rau

Что будет с delivery-индустрией во время всеобщей самоизоляции, и почему компании данной сферы пострадают так же, как и остальные.

Читати українською

Сергей Кравец, инвестиционный директор фонда GR Capital в своей колонке для НВ написал, почему ошибочно думать, что сфера доставки стала одной из немногих, которая не ощутила экономического спада, а наоборот — только набирает обороты. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами материала.

Мировая экономика вошла в рецессию, а причиной тому стала пандемия вируса COVID-19. Мир на карантине, и это повлияло на большинство индустрий: авиакомпании терпят колоссальные убытки, кафе и рестораны массово закрываются, малый и средний бизнес оказался на грани банкротства.

Стремительный рост

Если посмотреть на последние новости delivery-индустрии, можно сделать вывод, что кризис ей только пошел на пользу. Американский сервис доставки Grubhub заявил, что темпы добавления новых ресторанов на платформу увеличились в 4−5 раз. У Uber Eats этот показатель еще выше — сразу в десять раз. Украинский офис компании Glovo отчитался о росте спроса на доставку из аптек и супермаркетов в несколько раз. Загрузки сервисов Instacart, Walmart Grocery и Shipt в марте увеличились на 218%, 160% и 124% соответственно по сравнению с февралем.

Положение улучшается даже у тех компаний, у которых дела еще недавно шли плохо. Акции американской Blue Apron, которая доставляет продуктовые наборы и рецепты к ним, постепенно дешевеют с момента выхода на IPO в 2017 году. Но на фоне пандемии и карантина компания стала одной из немногих, чья капитализация показала рост.

Параллельно с увеличением пользовательской базы сервисы по доставке вводят новые функции. Instacart, Uber Eats, Postmates и Dominos запустили «бесконтактную» доставку — можно попросить курьера оставить заказ под дверью, чтобы не пересекаться лично. Китайские сервисы Meituan Dianping и JD.com пошли дальше и начали доставлять заказы с помощью автономных транспортных средств.

Многие компании стали расширять ассортимент своих услуг. UberEats и DoorDash запустили доставку продуктов из супермаркетов. Instacart ввел гибкую систему заказа, которая позволяет получить доставку в период нескольких дней — для тех, кто планирует покупки заранее.

Украинские компании также экспериментируют с форматами. Rozetka и АТБ запустили доставку продуктовых наборов через Нова пошта. Ресторатор Дима Борисов представил проект Borysov cooking boxes, где клиентам предлагают заказать подготовленные продукты с рецептами для приготовления ресторанных блюд.

Влияние кризиса

Все вышеперечисленные факты говорят о том, что сфера доставки переживает свои лучшие времена. Но как показал опрос организации AARP, у более чем половины американцев нет сбережений на непредвиденные обстоятельства. Похожая ситуация и в Украине: 40% граждан не имеют отложенных средств еще на месяц карантина, а 13% хватит денег всего на несколько недель.

Падение покупательской способности влияет на все сферы экономики, включая доставку. Что признает, например, генеральный менеджер Glovo в Украине Дмитрий Расновский. По его словам, сейчас спрос растет, но это временное явление: рестораны продолжат закрываться, а количество курьеров станет падать из-за опасений заразиться — поэтому бизнес доставки также будет сокращаться.

Кроме этого, есть основания предполагать, что новые направления, которые сейчас открывают сервисы доставки — например, продуктов из супермаркетов — не улучшат положения компаний. В условии, когда средства потребителей ограничены, наценка за доставку продуктов станет серьезным препятствием.

Восстановление рынка

Но есть и положительные стороны. Одна из главных особенностей сервисов по доставке — гибкость. У таких компаний доход тесно связан c расходами: чем меньше заработок — тем меньше трат. Соответственно, сервисы по доставке пассивно теряют куда меньше средств, чем другой бизнес, тот же ресторанный. Когда падает спрос, снижается и нагрузка на зарплатный фонд курьеров, а из статей расходов остается только аренда офиса и зарплаты менеджерам.

Есть еще один важный момент. Кризис не переживут маленькие заведения. В то же время крупные «сетевики» хоть и пострадают от экономического спада, но не закроются. И это ключевой аспект для сервисов доставки. Для таких компаний действует закон Парето: 20% заведений дают 80% выручки. Соответственно, delivery-индустрия не потеряет своих основных партнеров.

Поэтому сервисы доставки хоть и «просядут» в кризис, но одновременно с этим они имеют высокие шансы быстро восстановиться. Гибкость, понятная бизнес-модель и грамотная работа с партнерами — это те инструменты, которые помогут компаниям сферы наверстать упущенное.

Источник: НВ

Читайте также —

Столик на одного: после открытия летних террас количество работающих ресторанов выросло на 18%


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка