Выпечка Fornetti: нетипичная история семейного дела
Увлекательная история бренда, который начался с семейного дела, для успеха использовал новые продукты в очень традиционном бизнесе и быстро стал международной франшизой.
Как основатель компании Йожеф Палашти (József Palásti) превратил семейный бизнес в одну из крупнейших франчайзинговых сетей Венгрии, рассказывает Investory.news. RAU публикует адаптированную версию материала.
Сеть мини-пекарен Fornetti была одной из тех, которая развивалась по принципу покупки франшизы в Украине. Венгерская компания вышла на украинский рынок, когда в стране еще не было ни моды на стрит-фуд, ни понимания, как с ним работать.
Семейное дело вышедшее за пределы
Для компании Fornetti все начиналось как семейное дело. По корпоративной легенде, весной 1997 года пекарь Йожеф Палашти открыл маленькую семейную пекарню в венгерском городке Кечкемет. Для выпекания и заморозки булочек из листового теста переоборудовали старый таунхаус.
Но продавали булочки не поштучно, как делали все, а на вес. И, собственно, с этого момента история пошла не классическим путем.
Еще одной инновацией г-на Палашти была ставка на мобильные печи, которые можно было легко настраивать и расширять. На то время к подобной практике в Венгрии не привыкли и это было рискованно. Однако идея сработала.
В начале 1998-го пекарский стартап получил лицензию на продажу франшиз и компания построила первый крупный завод, где изготавливали и замораживали выпечку для франчайзеров.
В 1999-м. через два года после основания, Fornetti вышла на международный рынок – ее франчайзинговые точки открылись в Польше, Словакии и Хорватии.
Основатель Fornetti выбрал довольно простую бизнес-модель: вся выпечка готовится на заводе материнской компании, а владельцам франшиз остается только допечь ее в той самой мобильной печи и продать.
В 2000 году в Венгрии компания имела 1200 франчайзи и 1500 пунктов продаж. После выхода на рынки Чехии и Румынии сеть Fornetti расширилась до 2700 точек.
Параллельно с экспансией компания работала над брендингом и технологиями, которые позволяли партнерам экономить время и эффективнее использовать ресурсы. Например, время выпечки одной партии сократился до 35 минут, благодаря чему начинать продажи можно было раньше, соответственно, и зарабатывать больше.
Завоевание международных рынков
Первые точки за пределами Европы компания открыла в Кувейте, где уверенно чувствует себя и сегодня. А в 2004 году начала осваивать украинский рынок. Год спустя в придачу к франчайзингового бизнеса в Украине запустилось и производство – завод по производству замороженной выпечки в пгт Козелец на Черниговщине.
После глобального кризиса 2008-09 годов компания несколько пересмотрела бизнес-стратегию и начала сотрудничество с ритейлерами. Таким образом в придачу к пекарен франчайзи в Fornetti появились и фирменные точки в супермаркетах и магазинах, что усилило позиции бренда.
В 2013-м компания закончила переоборудование завода в Кишкунфеледьхази, существенно расширила продуктовую линейку и начать производство новых видов выпечки, в том числе и для приверженцев здорового питания. В 2014 году штат компании только в Венгрии насчитывал 800 сотрудников, а доход Fornetti достиг 64,6 млн евро.
Но знаковым для бизнеса стал следующий, 2015-й, когда доход вырос на 12%, а швейцарский хлебопекарный гигант Aryzta AG объявил о поглощении Fornetti.
К тому времени основатель сети Йожеф Палашти отошел от операционной деятельности. Ему досталась лишь роль внешнего консультанта и посла бренда.
Поглощение положительно повлияло на бизнес Fornetti. По результатам 2017-го финансового года ее оборот вырос на 40% – до 100 млн евро. Доход группы Aryzta, куда вошла компания, по результатам 2018-го финансового года составил 3,43 млрд евро.
Сейчас бренд Fornetti присутствует более чем в 26-ти странах мира и продолжает расширять географию.
Украинские реалии и перезагрузки
Как уже отмечалось, в Украине первые торговые точки под брендом Fornetti появились в 2004 году. Через год начали работу компания “Форнетти-Украина” и завод по производству выпечки глубокой заморозки на Черниговщине.
На то время культура уличной еды и бизнеса по франшизе в Украине только начинала развиваться, да и выпечка из листового теста была не слишком распространенной. Однако украинский рынок считался одним из крупнейших на постсоветском пространстве, поэтому материнская компания решила развиваться именно на нем несмотря на все риски.
В настоящее время в Fornetti насчитывается более 550 пекарен почти во всех регионах страны. Стоимость лицензии для франчайзи стартует от 30 000 грн. А в оборудование и запуск пекарни в зависимости от формата придется инвестировать от 160 000 до 460 000 грн. При этом владелец франшизы не требует от партнеров уплаты роялти или маркетинговых отчислений.
Сначала прямых конкурентов у компании не было. Теперь ощутимо на пятки наступают Aroma Kava, в восточном регионе — сеть “Кулиничи”, также является активной криворожская компания Fedets family bakery развивающий “Франс.уа”, “Булочная №1”, “Семейная пекарня”. В 2015 году заработала сеть “Львовские круассаны”, которая динамично развивается не только в Украине, но и на международных рынках. Поэтому конкуренция растет с каждым днем.
Для Fornetti продажа франшиз – это лишь одно из направлений деятельности. В компании утверждают, что каждый день их покупают выпечку более 2 млн украинцев. В среднем на заводе в Козельце производится 1000 — 1200 тонн продукции. Часть идет на украинский рынок, а часть – к соседних стран, в том числе Словакии, Чехии, Молдовы. В первую очередь выпечку Fornetti продают в мини-пекарнях франчайзи и хлебобулочных отделах супермаркетов.
Также компания имеет B2B направление. Завод выпекает продукцию собственных торговых марок для продуктовых ритейлеров: АТБ, Fozzy, EKO-маркет, Billa, VARUS, Велика Кишеня и других.
До конца 2019 года в компании планируют обновить по крайней мере половину работающих точек и начать открывать партнерские мини-пекарни в новом формате.
В 2017-м компания “Форнетти-Украина” официально сменила название на “Bakery Food Industry” (BFI) и анонсировала расширение и переформатирование. Основной торговой маркой пока остается Fornetti. Хотя летом прошлого года в BFI объявили о масштабном ребрендинге, который, похоже, коснется и новых, и “старых” франчайзи. Например, ассортимент точек расширяют, добавляя к выпечке кофе, чай и другие напитки. Учитывая спрос на “кофейные” франшизы и их высокую маржинальность, такой шаг выглядит логично.
Менеджмент BFI не исключает, что с частью партнеров придется прекратить отношения. До конца текущего года в компании планируют обновить по крайней мере половину работающих точек и начать открывать партнерские мини-пекарни в новом формате.
Читайте также
Быть лучшим: как украинцы открыли рестораны Vapiano по франшизе и стали лучшими в мире