Кейс Varus: когда и почему ритейлеру лучше отдавать управление складами на аутсорс
Почему ритейлер отдал управление распределительным центром на аутсорс, как это помогает компании справляться с вызовами на рынке и расширять сеть.
Во время выступления на секции «Логистические решения. Оптимизация бизнес-процессов в ритейле» на RDBExpo-2019 Юрий Поенко, директор департамента по логистике Varus, и Александр Питенко, генеральный директор логистической компании УВК, рассказали о том, зачем продуктовому ритейлеру переходить на аутсорсинг распределительных центров, и какие эффективные решения используют эти компании.
Как отметил Юрий Поенко, Varus — одна из немногих сетей в Украине, которая в 95% случаев передает операционные процессы на аусорсинг. По большинству проектов партнером ритейлера выступает компания УВК — один из ведущих 3PL-операторов страны.
Аутсорсинговая история Varus
Сеть Varus состоит из 70 супермаркетов, которые расположены в Сичеславской, Киевской, Запорожской и Кировоградской областях. Торговая площадь магазинов сети составляет более 70 000 кв. м, а оборот компании в 2018 году достиг показателя более 10 млрд грн.
Ассортимент супермаркета Varus обычно варьируется в пределах 25 000 позиций и больше в зависимости от формата магазина. В компании работает более 5000 сотрудников.
Вся система логистики супермаркета Varus построена на двух точках:
- в Киеве расположены сухой склад, РЦ Hold, РЦ заморозка и РЦ овощи — все на аутсорсинге. В Киеве полностью все группы товаров, независимо от температурного режима, находятся на складах аутсорсинговой компании;
- в Днепре работает аналогичная структура:
Компания выбрала аутсорсинг по нескольким причинам:
- это позволяет ритейлеру сфокусироваться на основной деятельности, а именно — на розничной торговле;
- нет необходимости инвестировать в логистические ресурсы — постройку складов, покупку транспорта и т. д.;
- появляется возможность управления переменными затратами, благодаря чему компания “мягко” проходит сезон. Для примера: для розничной сети Новый год и Пасха загружают дополнительно 50% логистических единиц.
Ритейлер начал сотрудничать с УВК в 2010 году с открытия склада в Днепре, а в 2014 был открыт склад в Киеве.
Сейчас площадь склада в Днепре достигает 15 000 кв. м, и он обрабатывает около 15 000 SKU, киевский склад площадью в 5000 кв. м обрабатывает 7000 SKU.
Как отмечает Юрий Поенко, модель сотрудничества с УВК подразумевает работу складов в режиме 24/7, полную интеграцию и автоматизацию всех процессов между УВК и Varus: ни одно действие на складе не производится руками. Кроме того, УВК обеспечивает для Varus отгрузку продукции во все супермаркеты ежедневно, что дает возможность поставить один и тот же товар в супермаркет 7 раз в неделю. Если это необходимо.
Комплектация товара остается одной из самых трудоемких операций на складе. Согласно договоренностям, УВК делает комплектацию для ритейлера в форматах — поштучно, в ящиках, мешках или палетах, по заданному ритейлером алгоритму (зоны, наполнение грузомест и т.п.)
Товар может перемещаться с помощью одного из вариантов:
- по схеме ответственного хранения: поставщик привез на склад товар, который хранится и по заявкам ритейлера едет в магазины;
- согласно PBL — поставщик привез товар, на складе его под ноль разобрали на 70 супермаркетов и развезли;
- схема кросс-докинга — которая предполагает принятие грузовых мест от поставщиков и дальнейшую доставку в магазины.
Одним из проектов, которому в компании Varus уделили много времени и ресурсов, стала безакцептная приемка товара на складе магазина (полностью решен вопрос передачи материальной ответственности)
«На данный момент все поставки с аутсорсингового РЦ в наши магазины проходят без приемки товара в магазинах — весь контроль проводится на складе, за счет чего мы сократили время движения товара от приема на рампе до кассовой зоны», — говорит Юрий Поенко.
На данный момент продуктовая сеть поставляет товар в магазины на двух типах тары — на поддонах и на Roll-Cage. Проект Roll-Cage — одна из инноваций, внедряемых в компании.
«Мы хотим сократить в магазине все непродуктивные операции: для этого товар загружается на аутсорсинговом складе в специальный Roll-Cage. Его размеры подбираются таким образом, чтобы попасть в ряд в магазине и его было удобно выкладывать на полку. Магазин при приеме товара сканирует штрих-код и на этом вся приемка товара заканчивается», — рассказывает директор департамента по логистике Varus.
Еще одним из текущих проектов стало увеличение доли штучного товара в отгрузке. Штучный товар — самый тяжелый в отгрузке и больное место для всей розницы. С увеличением точек формата «магазин у дома» и маленьких магазинов каждый из них требует, чтобы товар приходил часто, каждый день, и в минимальных количествах. Компания УВК обеспечивает компании Varus значительную долю штучной комплектации товара.
KPI сотрудничества
В компании Varus работают два ключевых показателя, которые позволяют оценить качество работы логистического партнера:
- Своевременность комплектации. В январе 2019-го этот показатель достиг 99%, а по результатам февраля увеличился почти до 100%.
- Точность комплектации. Показывает как заявки торговой сети исполняются логистическим партнером. Эта цифра сейчас составляет 99,87%.
Зачем Varus логистика на аутсорсе
- Логистические затраты находятся в пределах бюджетных показателей компании. Благодаря этому их могут грамотно спрогнозировать, отслеживать, и понимают какая цена будет послезавтра, какая будет на ресурсы через полгода и через год.
- Уровень полноты выполнения заказов и своевременной загрузки очень высокий — 99,2%. Своевременность отгрузки – 99,4%. «Мы бы наверное смогли бы добиться таких цифр, если бы это был наш склад, но с абсолютно другими цифрами по затратам», — добавляет Юрий Поенко.
- Возможность масштабировать логистические решения на другие регионы. Чтобы зайти в Киев, ритейлер купил сеть магазинов из 14 точек. Была поставлена задача в течение месяца открыть склад в Киеве. Имея опыт работы в Днепре, буквально за две недели ритейлер, при помощи УВК , организовал склад в городе Киев и на третью неделю запустили поставки на склад. То есть увеличение сети (объемов отгрузки) не требует значительных дополнительных трудоресурсов и времени.
«Если завтра мы войдем в южный регион, то я знаю партнера с которым я буду дальше работать в новом регионе для нас», — отметил топ-менеджер сети.
Читайте также —
CBRE: обзор рынка складской недвижимости Киева за 2018 год (факты и инфографика)