Почему Нова пошта осторожно относится к заимствованиям, собирается ли выходить на новые рынки, как готовится к появлению глобальных международных игроков и чувствует ли конкуренцию со стороны Укрпошта.
Портал Liga.net подготовил конспект рассказа соучредителя ведущей частной службы доставки Украины на пресс-встрече по итогам работы Нова пошта в 2018 году. RAU публикует сокращенную версию статьи.
-
Об осторожности перед внешними деньгами
Пока компания не планирует привлекать новых акционеров. Сейчас мы настолько нуждаемся в свободе принятия решений, что еще один мощный голос среди акционеров нам скорее навредит.
Мы крайне осторожно относимся к заемному капиталу. Для нас заемные средства могут быть инвестированы только в конкретный лучший проект. Их нельзя использовать как оборотный капитал. По нашему мнению, бизнес должен чувствовать постоянный голод.
Цель бизнеса – генерировать прибыль. И четко выбирать, куда ее инвестировать. Мы реинвестируем больше 60% прибыли — это четко прописанное правило. Собственники не могут рассчитывать на эти деньги.
2. О завоевании других рынков
Мы не спешим. Основной драйвер нашего роста — e-commerce. По многим прогнозам, он будет активно расти. Значит, ему нужна будет физическая доставка — и этим займемся мы. Плюс у нас растет Пост Финанс: во что превратится дальше финансовая компания, пока непонятно — начиная от украинского PayPal, заканчивая банком. Направление “фулфилмент” — только на старте. Также развивается международная доставка.
3. О крепостной стене перед Amazon
Украина пока не интересует Amazon — прежде всего, из-за размеров рынка. Пока у них есть альтернативные направления, и мы можем быть спокойны. С другой стороны, они уже в Польше. Поэтому рано или поздно они придут.
Когда ты знаешь, что война неизбежна, у тебя есть время, чтобы построить крепостную стену. Мы хотим выстроить бизнес так, чтобы западные игроки с нами договаривались. Но этой войны нам точно не избежать.
4. О работе в Грузии и Молдове
Идея Грузии и Молдовы — стать лидером по доставке на локальном рынке и откатать модель выхода на зарубежный рынок. Это, своего рода, тренировка. И там, и там мы уже в районе точки безубыточности. Есть куда развиваться, но обе страны растут на 300% в год.
В Молдове — три отделения, в Грузии — пять. Мы попробовали там развивать сеть — и оказалось, что это больше по душе украинскому потребителю. В Украине 80% клиентов приходят в отделения. А в Грузии и Молдове 90% пользуются доставкой “дверь-дверь”.
5. О доставке из Китая
В 2018 году мы привезли 2,7 млн посылок из-за рубежа. Лидер по штукам — однозначно Китай. Думаю, что он занимает процентов 90. Вторая часть — гораздо меньше по штукам, но гораздо больше по деньгам — это посылки из США через наш сервис NP Shopping. Так что Китай — объем и относительно небольшая маржа, США — больше маржи, но гораздо меньше по объему.
6. О походе в политику
Мы влюблены в свой бизнес, нам нравится хорошо возить посылки. Наше положение сейчас — это положение максимальной свободы. У нас прекрасный бизнес с хорошей репутацией. Мы меняем экономический ландшафт этой страны — и развиваем ее. Поэтому идти в политику нам не нужно, тем более, что на самом деле там влияние минимально.
7. Об отношениях с Укрпошта
В конкуренции мы Укрпочту практически не замечаем. Не скажу, что перемены сильно заметны где-то, кроме Facebook. По моему ощущению, пока рассказов о переменах больше, чем самих перемен.
8. О конкурентах и сложных методологиях
Есть мы — и есть где-то 5-6 компаний, которые далеко позади нас, но вместе составляют какие-то приличные цифры. Это Укрпошта, Деливери, Мист Экспресс, Интайм, Ночной Экспресс, САТ.
Сложность в подсчете доли рынка в том, что компании не совсем похожи друг на друга. В нашем объеме достаточно много считается не в штуках, а в весе и деньгах. Это большие грузы, которые, в принципе, почтой не являются, это не посылки. Если не получается сравнить оборот в деньгах, то в другом смысле сопоставить сложно. Ведь куда тогда считать Пост Финанс? Или как учесть пенсии в оборотах Укрпошта? Это сложно методологически.
9. О госкомпаниях и приватизации
По моему мнению, все госкомпании должны быть приватизированы максимально быстро. Это должна быть не попытка привлечь деньги. Просто зафиксировать убытки и пустить на эти рынки бизнес. Тот случай, в котором если не выйдешь скорее, то потеряешь еще больше. Я не верю в госкомпании, в Украине это тупиковая история.
10. О фокусе в бизнесе
Фокусировка на главном бизнесе продолжается. Мы верим в Нова пошта. Она очень многовариантна в плане развития: например, у нас развивается инжиниринговое подразделение, возможно, мы начнем делать оборудование. Еще мы потребляем такое количество упаковки, что для меня странно — почему мы до сих пор не купили картонную фабрику? Но пока просто не до этого.
Источник: Liga.net
Читайте также —
Больше, чем почтальоны: зачем Нова пошта собственная платежная система