Михаил Меркулов, Arricano: Глобальные изменения в принципах работы ТРЦ и как их использовать
Генеральный директор Arricano Real Estate Михаил Меркулов о «тектонических» изменениях в отрасли, главных трендах на рынке и новых возможностях.
СЕО Arricano Михаил Меркулов принял участие в «CIS BANKERS T10 Форум: банкинг, финансы, инвестиции, недвижимость», который состоялся 3 марта. В ходе события Михаил обратил внимание участников форума на то, что бизнес-модель торговых центров «построил-сдал-получаешь доход от аренды» последние несколько лет не работает: в отрасли начались серьезные изменения. По словам Меркулова, они привели к тому, что для многих банков финансирование недвижимости попало в «красную зону». Чтобы управлять изменениями, их необходимо понимать и использовать.
«На рынке, где происходит стагнация, Arricano второй год подряд показывает увеличение операционной прибыли в долларах более, чем на 20% благодаря тому, что мы учитываем изменения в отрасли и правильно выбираем точки приложения усилий управленческой команды», — подчеркнул Михаил Меркулов.
При этом он выделил ряд значимых изменений в отрасли, которые следует учитывать при развитии бизнес-моделей:
- Во всей отрасли — и в Украине, и в мире — происходит margin compression: в Украине повлияла экономическая ситуация, падение покупательского спроса, девальвация. В мире более отчетливо проявлен следующий факт: физическая дистрибуция товаров, которая происходит через торговые центры, перестала быть единственной дистрибуционной цепью. Сейчас можно сделать покупку, используя интернет и гаджеты, например, смартфон, игровую консоль. Физический оффлайн магазин превратился в медиаканал , где покупатель может получить brand experience и product experience. Факты говорят, что электронная коммерция растет на 25% в год, глобальная коммерция демонстрирует прирост на 5 % в год.
- Еще один аспект, который следует учитывать, — это персонализация, формат общения с покупателем, который обеспечивает маржу за счет customer experience, за счет улучшенного сервиса, за счет понимания своего клиента. Здесь маржа выше, но объем меньше. В западных торговых центрах вместо больших складов (а магазины масс-маркет – это не что иное, как склады) появляются шоу-румы. В Украине аналог шоу-рума — это brand store, например, магазин техники, где можно посмотреть на гаджет, попробовать функционал, проконсультироваться. То же самое в fashion ритейле: вас встречают шампанским, усаживают в кресло, создают атмосферу. Шоу рум – это элемент customer experience, который создает ритейлер. Трудоемко, но работает.
- Digital Divide – сегодня самая горячая тема, с которой оффлайн store еще предстоит научится работать. Покупатель избалован скоростью, услугами, качеством покупок. Покупатель ожидает от оффлайн магазина такой же скорости и качества, как в интернете. Сегодняшний посетитель торговых центров – представитель среднего класса, он социализирован, гаджетизирован, для него время дороже, чем деньги. Поэтому cервисный сегмент в торговых центрах – это аспект для развития.
- Традиционные для анализа бизнес-модели показатели развития объекта торговой недвижимости, например, размеры арендных ставок и трафик, уже не являются такими однозначными для оценки успешности объекта. Трафик может вводить в заблуждение. У нас по всем объектам группы в 2016 году трафик сохранился на том же уровне, что и в 2015 году, но арендный доход вырос, товарооборот арендаторов вырос.
Вывод простой – для оценки успешности объектов торговой недвижимости необходимо учитывать изменения в отрасли, глубже изучать бизнес-модель рантье, изменения показателей в динамике, стратегию развития объекта, качество управленческой команды, способной развивать бизнес и обеспечить достижение плановых показателей.
По материалам пресс-службы Arricano
Читайте также —
Кейс: як ТРК Arricano за рік збільшили кількість фоловерів в соцмережах на 90%