Сам себе продавец: ритейл делает ставку на Self-checkout
С учетом роста интереса покупателей к системам самообслуживания и появления таких продуктовых магазинов, как «Amazon Go», розничную торговлю в ближайшие годы ждут большие изменения..
Украинские ритейлеры осторожны в подобных экспериментах и часто оглядываются на опыт заграничных коллег. Но если за рубежом переживают в том числе о том, что часть персонала потеряет работу и используют частичную занятость, то отечественные ритейлеры больше смотрят на экономические факторы — затраты и окупаемость. Непрерывный процесс модернизации и конкуренции среди поставщиков подобных решений приводит к появлению все более и более бюджетных решений.
На Retail & Development Business Summit 2017 компания Хамелеон Софт презентовала систему самообслуживания в супермаркетах «INDIGO», которая дает возможность рассчитываться в торговых сетях и ресторанах как банковскими картами, так и наличными.
Стоимость таких касс обслуживания начинается от 1800 евро, что значительно дешевле других аналогичных решений. Преимуществом является и быстрая окупаемость — начиная с 6 месяцев. Сдачу от операций с наличными расчетами в INDIGO покупатели могут направить на оплату коммунальных услуг, пополнение банковской карты, бонусного счета у ритейлера, печать скидочного купона. А при наличии дополнительного устройства сдача может быть выдана наличными.
В INDIGO доступны варианты комплектации как с контрольным взвешиванием, так и без, а интеграция кассы реализуется в любую учетную систему магазина.
Обслужи себя сам
По результатам исследования Global EPOS and Self-Checkout 2017 рынок касс самообслуживания показывает рост на 67%. В 2016 году во всем мире было поставлено 49 000 единиц касс самообслуживания. Первая десятка ритейлеров США добилась роста продаж через такие кассы в 155%.
Согласно исследованию RBR Research, к 2022 году в мире будет работать 400 000 касс самообслуживания, что на 53% больше, чем сегодня. В 2017 еще ряд мировых ритейлеров начал активно внедрять данный инструмент. В Санкт-Петербурге в конце марта торговая сеть «МЕТРО Кэш энд Керри» запустила пилотный проект по внедрению касс самообслуживания в одном из своих магазинов. В компании говорят, что только за первую неделю работы кассами самообслуживания воспользовались более 1 000 человек.
Весной стало известно, что японские мини-маркеты Seven-Eleven и четыре других розничных оператора планируют внедрить единые self-checkout метки, которые позволяют автоматически считывать покупки из покупательской корзинки. В Японии это является одним из способов справиться с острой нехваткой и дороговизной рабочей силы.
Начала экспериментировать с Self-checkout в 2016 и ZARA: по данным Retail&loyalty кассы самообслуживания появились в трех магазинах сети. В ноябре 2017 американский розничный гигант Walmart сообщил о планах увеличить количество установленных роботизированных постаматов по выдаче онлайн-заказов Pick up до 500 устройств. Пока использовать кассы самообслуживания категорически отказывается Lidl. Представители этой розничной сети заявляют, что для них важно прямое общение с клиентами через персонал магазина, и уверяют, что благодаря работникам в магазинах Lidl процесс покупки является простым и быстрым.
Self-checkout по-украински
Директор компании Ustor Сергей Залкин после визита на выставку Euroshop среди основных трендов, которые будут определять развитие торговых пространств назвал магазины без продавцов. “Медиаэкраны, кассы самообслуживания, электронные ценники — это инструменты, позволяющие уменьшить влияние человеческого фактора на продажи: избежать проблем с продавцами-консультантами, кассирами и другим обслуживающим персоналом, а также повысить вовлеченность посетителя в покупку”, — отмечал эксперт изданию Retailers.
Одним из первых украинских ритейлеров, который решился установить кассы самообслуживания, стала сеть Таврия В: в мае 2013 года там появились первые терминалы. В 2016 году в магазинах сети Таврия В работало 24 кассы самообслуживания.
В 2014 году начала внедрять кассы самообслуживания Ритейл Групп. В 2016 году в магазинах компании было установлено 153 кассы самообслуживания, 9 из которых работали с наличными деньгами.
«Self-service популярен среди украинцев — 70% безналичных платежей в сетях Велика Кишеня, Велмарт и ВК Экспресс идут через кассы самообслуживания. Для крупного ритейлера кассы самообслуживания — это возможность разгрузить кассовый отдел и оптимизировать работу персонала», — комментировал изданию Retailers.ua IT-директор Retail Group Николай Рясько. В интервью RAU он говорил,что в 2015 году 15% покупателей, то есть почти 11 миллионов человек, выбрали самостоятельную оплату покупок. “Формат себя полностью оправдал, поэтому мы планируем и дальше развивать собственное решение для оплат картой”, — отмечал IT-директор Retail Group.
В 2017 году эту технологию решили внедрять и в сети NOVUS: первые кассы самообслуживания в сети недавно были установлены в одном из крупнейших магазинов ритейлера – гипермаркете на ул. Здолбуновской, 7-Г в Киеве. В ближайшее время они заработают еще в одном столичном супермаркете NOVUS, расположенном возле станции метро Лесная.
«Кассы самообслуживания – это хороший пример доверительных взаимоотношений между покупателем и магазином. Пока мы запустили кассы только в одном магазине, но в планах компании установить кассы самообслуживания еще в 14 магазинах сети», — говорит операционный директор сети NОVUS Алексей Панасенко.
Сумму инвестиций в новое оборудование в NOVUS не разглашают, однако по информации RAU, стоимость одного терминала самообслуживания, установленного в супермаркете, может достигать $20 000 без учета затрат на разработку персонализированного решения.
Не только ритейлеры, но компании из банковской сферы, логистические компании, сети ресторанов тестируют такие решения. Нова пошта идет навстречу клиентам и разгружает очереди в своих отделениях за счет автоматизации процессов самообслуживания. Недавно логистическая компания открыла концептуальное отделение, где главной особенностью является большая зона самообслуживания с почтоматами собственной сети Нова пошта.
В украинских ресторанах McDonald’s терминалы появились с ноября 2015 года. В мае 2016 года менеджер проектов операционного отдела McDonald’s Украина Леся Шумна говорила, что компания инвестировала в проект два миллиона гривень (два терминала).
Коммерческий директор МакДональдз в Украине Евгений Кочетов конкретизировал цифру: в ресторане на Осокорках доля оплаты картами составляет около 10%, из них уже 27% приходится на терминалы самообслуживания. Он связывал это с ростом популярности безналичных платежей.
Украинское решение
Кассы самообслуживания INDIGO разрабатывает Хамелеон Софт. Она создает решения для автоматизации розничной торговли в магазинах, супермаркетах, кафе, ресторанах. Программное обеспечение Chameleon для автоматизации розничной торговли используется в более чем на 3500 торговых точках. Услугами процессингового комплекса компании — COLIBRI пользуется более 10 000 пользователей.
Хамелеон софт работает в нескольких странах — Украина, Беларусь, Россия, Польша и планирует выйти на рынки других стран СНГ, Европы и Америки.
Перспективными направлениями развития для компании являются выпуск программного обеспечения для кассы самообслуживания и нового комплекса для ресторанов и кафе.
INDIGO работает на базе Linux-технологий, это открытая и документированная система управления базами данных, с удобным и интуитивно понятным интерфейсом. Она принимает любые формы платежей: наличные, банковские карты, бонусы, подарочные сертификаты.
На фото — возможности программного обеспечения: оформление покупки, расчет, программа лояльности, документация, отчетность и др.
По словам Дмитрия Агапова, директора Хамелеон Софт, интеграция возможна в любую уже существующую IT-инфраструктуру магазина, программное обеспечение работает с любым торговым оборудованием. “Наше программное обеспечение для супермаркетов способно увеличить количество покупателей и средний чек минимум на 20% благодаря новой системе управления акциями и лояльностью”, — отмечает преимущества софта Дмитрий Агапов.
Кассы самообслуживания — далеко не единственный продукт компании. Часть клиентов Хамелеон Софт, перешла на программное обеспечение украинской разработки с системы 1С. Причиной смены софта послужила разработка индивидуальных решений компании для торговых сетей и ресторанов.
“1С изначально является центрально-учетной системой, поэтому ее адекватная работа на точках продаж не гарантирована. Если клиент поставит там наш софт, и при этом даже сохранит 1С в центральном офисе, он получит ряд преимуществ”, — говорит Дмитрий Агапов.
По его словам, одной из главных характеристик является быстродействие — транспортировка данных со всех точек происходит практически в реальном времени и занимает меньше минуты. Софт работает через один сервер, тогда как для работы 1С при большом количестве точек продаж часто приходится подключать дополнительные серверы, что, как минимум, увеличивает расходы компании на их поддержку.
Программное обеспечение позволяет работать на любых каналах связи, в то время как 1С требовательна к качеству связи. “При плохом соединении она просто перестает работать. Наш софт легче, и для нормального обмена данными нам достаточно просто наличия интернет-соединения”, — отмечает Агапов.
Ритейлер не будет иметь проблем с лицензией и обновлениями, поскольку весь софт ориентирован на Linux-технологии и лицензирован. “Он обновляется так же просто, как приложения через Appstore или Playmarket. Обновление софта на всех точках может занять меньше часа, даже если их порядка 300”, — добавляет директор компании. К тому же программное обеспечение имеет адаптивный интерфейс, с которым удобно работать с любого средства связи ПК, планшета, смартфона.
Один из клиентов компании заменив софт на точках продаж существенно оптимизировал затраты: со 8000 евро до 1700 евро в месяц. До внедрения ПО Хамелеон Софт эта компания использовала на двухста точках продаж систему 1С. Для обеспечения разработки и обмена данными с торговыми точками штат разработчиков и обслуживающего персонала вырос до 15 человек.
“При этом данные с торговых точек офис получал с задержками до суток, существовало значительное количество ручных операций, в том числе звонки на торговые точки. Затраты на содержание структуры превышали эквивалент 8000 евро в месяц, и это не учитывая затраты на дополнительные серверные мощности”, — отмечает Дмитрий Агапов.
После внедрения решений от Хамелеон Софт была усовершенствована IT- инфраструктура, данные были перенесены на единый сервер, который полностью в автоматическом режиме обслуживал все кассы. Затраты на обслуживание системы упали с 8000 евро до 1700 евро в месяц, не считая экономии на ликвидации сложной структуры промежуточных серверов.