Максим Гаврюшин, Budhouse Group: Новых ТРЦ в Черкассах ждать не стоит
Коммерческий директор Budhouse Group, управляющей компании черкасского ТРЦ Любава и херсонского ТРЦ Fabrika, о региональных особенностях ритейла, показателях работы в 2017 году и перспективах рынка торговой недвижимости Черкасс.
На прошедшей 14 сентября 2017 года церемонии награждения Retail&Development Business Awards черкасский ТРЦ Любава был признан лучшим малым торгово-развлекательным центром Украины (арендная площадь от 10 000 до 19 999 кв. м). В интервью RAU глава девелопера проекта – Budhouse Group – Максим Гаврюшин рассказал об особенностях работы на рынке Черкасс, факторах успеха ТРЦ Любава и дальнейших планах развития ТРЦ.
— Какие результаты работы ТРЦ Любава за первое полугодие 2017 года?
— Мы довольны результатами роботы за первое полугодие 2017 года. Любава остается главным торговым центром Черкасс и продолжает наращивать обороты. Рост товарооборота ТРЦ за январь-июнь 2017 года по сравнению с тем же периодом 2016 года составил 39%. Посещаемость центра увеличилась за первое полугодие почти на 10% по сравнению с первым полугодием 2016 года.
— Какая сейчас посещаемость торгового центра?
— Сейчас ТРЦ посещают в месяц в среднем около 500 000 человек. В будний день порядка 14-16 000, в выходной 16-18 000 человек. Мы прогнозируем, что по итогу 2017 года посещаемость ТРЦ превысит 6 млн, что является очень неплохим показателем для малого ТРЦ арендной площадью всего 18 200 кв. м в региональном городе.
— Кто является основным генератором трафика в ТРЦ?
— Главными якорями являются Сільпо, Comfy, Мультиплекс и в целом развлекательная зона (боулинг, детский развлекательный центр).
— Какой уровень вакантности?
— Свободных помещений нет, 0%.
— Ротация арендаторов за все время проводилась? Какой процент?
— За 2016-2017 год ротации практически не было. За 7 месяцев 2017 года у нас было всего 2 новых арендатора, это менее 3% арендаторов или менее 1% площадей.
— Любава отпраздновала весной четырехлетие. Довольны результатами работы? Ожидания оправдались?
— Да, мы довольны. Все показатели ТРЦ растут, растут наши доходы, растут обороты наших партнеров-арендаторов. В этом году у нас практически нет арендаторов, у которых бы наблюдалась отрицательная динамика по оборотам: их всего двое и отсутствие прироста в торговле связано с системными проблемами сетей этих магазинов.
— Объект уже окупился?
— Нет, к сожалению, происходящие в стране события увеличивают сроки окупаемости
— На какие результаты планируете выйти в конце года?
— Прирост оборотов и доходности не менее чем на 30%, посещаемость не менее 6 млн чел.
— Дайте оценку ритейла и девелопмента Черкасс: какие особенности работы в этом регионе, тенденции, чего ждать дальше?
— Это очень малоемкий розничный рынок. Открытие ТРЦ Любава серьезно подкосило работу ряда торговых объектов города. Сегодня центр занимает лидирующие позиции на рынке и ждать появление новых серьезных игроков в обозримом будущем, наверное, не стоит. Поэтому говорить о будущем девелопменте в городе не приходится. Это было бы связано с большими рисками. Что касается ритейла, то существенных особенностей здесь нет. Все украинские региональные центры такого размера более или менее схожи.
— Как за последние годы изменилось лицо черкасского ритейла?
— С открытием Любавы в городе появились новые бренды, которых никогда не было, это бренды группы Inditex, LPP и другие. Это серьезно повлияло на культуру шоппинга в городе.
— Насколько Черкассы насыщенные качественными торговыми центрами?
— По классификации ICSC в Черкассах можно выделить 7 торговых объектов с общей арендной площадью 120 000 кв .м. Но более 45 000 кв. м из этих площадей пустуют (в основном из-за закрытого сейчас ТРЦ Экватор). По уровню насыщенности всего в городе на 1000 жителей приходится более 400 кв. м торговых площадей в ТРЦ. Это высокий показатель для украинского регионального центра.
— Кого видите конкурентами для себя? Каково ваше конкурентное преимущество?
— Пока что мы не чувствуем конкуренции, наши преимущества — расположение, современная концепция, уникальные для города арендаторы, грамотное продвижение.
— Какой принцип формирования арендной платы в ТРЦ Любава?
— Рыночный: фиксированная арендная плата и % от товарооборота
— В ТРЦ Любава есть какие дисконтные программы, бонусы для ритейлеров? В кризисные годы шли навстречу арендаторам?
— Да, практически со всеми нашими арендаторами мы нашли общий язык.
— Проводите вместе с арендаторами какие активности?
— Да, постоянно и много, в год мы проводим более 100 различных мероприятий. как грандиозных, так и небольших.
— У вас представлены бренды made in Ukraine? Интерес к ним есть?
— Представлены и показывают очень хорошие результаты, например GOLDI.
— В соцсетях вы представлены? Насколько считаете важной присутствие в интернете, соцсетях?
— Конечно, по результатам исследования ICSC в Украине UA Shopping Centers Online опубликованного в начале 2017 года, Любава занимала второе место в Украине по суммарному размеру групп в социальных сетях в городах с населением менее 1 млн человек.
— Какие планы у вашего ТРЦ в дальнейшем?
— Расти во всех отношениях и радовать наших посетителей.
Читайте также —