Андрей Лотоцкий, RDA: Лучше не браться за проект, чем не оправдать доверие заказчика
СЕО консалтинговой компании Retail&Development Advisor (RDA) рассказал, как украинским компаниям и производителям заходить в высококонкурентный европейский рынок и насколько международные ритейлеры заинтересованы в своем развитии в Украине.
В Youtube-программе «Бизнес Хирургия» СЕО консалтинговой компании Retail&Development Advisor Андрей Лотоцкий рассказал ведущему Max A. Wielcz, как мотивирует команду в войну, почему отказываются от некоторых проектов и дал советы украинским брендам, что нужно сделать перед тем, как начинать покорять европейский рынок. RAU публикует адаптированную версию материала.
– Насколько сложно собрать качественную команду и мотивировать ее в войну?
– Сама компания RDA существует на рынке уже более 10 лет. Я к ней присоединился в конце 2022 года. Все сотрудники команды подобраны по ценностям. Каждый воспринимает свой проект как собственный бизнес. Это очень хорошо и не нужно включать суперинструменты контроля. Уровень доверия вызывает пропорциональный уровень ответственности.
Относительно мотивации команды, в первую очередь, нужно чувствовать людей, а основной чертой менеджера должна быть эмпатия. Если всю ночь была тревога, люди в стрессе и не выспались, не надо их гнать на работу.
– Где вы берете аналитику рынка?
– Компания RDA работает с большинством торговых центров Украины и ритейлерами. Мы собираем информацию из открытых отчетов, что-то покупаем, а затем анализируем, что происходит на рынке и какие тренды.
Еще у нас есть принцип – мы должны быть надежными партнерами. В целом консалтинговый бизнес построен на доверии и репутации. Потому лучше не браться за проект, чем не оправдать доверие заказчика.
Есть периоды, когда у нас очень большая нагрузка. И мы вынуждены отказаться от каких-либо заказов. С одной стороны, мы понимаем, что многие заказы – это прибыль. С другой – надо делать все качественно.
– Что сейчас происходит с офисной недвижимостью и логистикой?
– Офисная недвижимость и логистика – одно из направлений, но не основное нашего бизнеса. Начали их около двух лет назад, но пока активно не развиваем. Дело в том, что пандемия коронавируса научила всех успешно работать удаленно или комбинировать. К тому же, из Украины из-за войной вышли международные бренды и IT-компании. То есть у офисов высокая вакантность, которая в столице колеблется примерно от 20-30%.
А основная логистическая недвижимость начала строиться во Львове и других регионах на западе нашей страны. Это логично, потому что многие бизнесы проводят релокацию с востока на запад, исходя из безопасности.
– Планируете ли в Польше открывать свое представительство?
– Очень скоро. У меня к Польше хорошее отношение. И сейчас мы развиваем еще одно направление компании – вывод европейских брендов на рынок Украины, потому что у нас тоже есть свои правила игры. На мероприятие CEE Retail Awards 2024 я приехал для знакомства с европейскими ритейлерами.
– Насколько ваша команда подготовлена, чтобы сейчас работать на уровне с польскими лидерами консалтинга?
– В команде есть разные люди со своими топовыми качествами. Когда у нас появляется проект, мы обсуждаем и решаем, кто его возглавит. У нас в команде нет авторитаризма. Конечно, те, кто знает языки, будут иметь дополнительные критерии, чтобы попасть в команду европейского офиса.
– При открытии представительства в Польше, готовы взять на обслуживание те украинские компании, которые уже здесь работают, но не очень успешно?
– От ошибок никто не застрахован. Задача – их минимизировать. Во-первых, следует анализировать новый рынок и изучать его особенности. Во-вторых, чтобы успешно выйти на новый рынок, важно найти свою точку дифференциации, которую следует превратить в конкретное преимущество. Иными словами, в среде, где много конкурентов, нужно найти свою фишку, которая будет интересна клиентам. После того, как первые два шага будут успешными, переходить к третьему – найти гида-проводника. И именно RDA может с этим помочь.
– Насколько украинские операторы могут быть конкурентоспособными и понравиться европейскому клиенту, у которого очень высокий user experience?
– Могут! Уже есть примеры, когда украинские бренды успешно работают. Большинство начинает с онлайн, чтобы минимизировать риски. А когда клиенты уже начинают узнавать и советовать, выходят в офлайн.
– Топовые ритейлеры заинтересованы в своем развитии в Украине?
– Очереди нет. Многие интересуются, но все с осторожностью. В свою очередь, мы постоянно рассказываем и поощряем заходить в Украину. Ведь качественные международные бренды – это инвестиция и сигнал другим, что в нашей стране можно развиваться.