Куда инвестировали ТРЦ в 2024 году и какие потребительские тренды наблюдали
Третий год полномасштабного вторжения четко показал, что и украинский бизнес, и украинцы могут адаптироваться к сегодняшним реалиям. Какие направления для инвестиций выбрали ТРЦ и что изменилось в поведении посетителей?
Об инвестициях
Из-за обстрелов россии, многие ТРЦ в Украине были повреждены, поэтому инвестиции были направлены на восстановление. Также ввиду того, что в 2024 году рф возобновила свои попытки уничтожить энергетическую инфраструктуру Украины, ТРЦ продолжали инвестировать в энергетическую независимость. Некоторые начали закупать импортную электроэнергию, которая, к сожалению, не решает вопрос полностью. Ведь импорт электроэнергии имеет свои ограничения и все равно нужен мощный генератор. Да и для некоторых ТРЦ страны возможность закупать импортную электроэнергию – еще тот квест. По словам Натальи Кравец, коммерческого директора Dragon Capital PM небольшие ТРЦ в столице, принадлежащие компании (Smart Plaza Obolon, Piramida, Aladdin и Караван Outlet) не имеют отдельной линии питания, сооружение которой стоит слишком дорого. А во Львове ни один объект не может договориться с облэнерго. И, если в составе БФК есть жилье, тоже возможность закупать импортную электроэнергию фактически сводится к нулю. Что касается генераторов, то производители отмечают, что они должны работать не более четырех часов. Если не соблюдать, ломаются и трудно (читайте – почти «невозможно») найти человека, который бы починил.
«Более $1 млн мы вложили в энергетическую независимость – мощные генераторы и их обслуживание», — комментирует Юлия Щаслива генеральный директор столичного ТРЦ Respublika Park.
Все объекты Arricano оборудованы дизель-генераторами и топливными емкостями. «С декабря 2024 в ТРК Сонячна Галерея в Кривом Роге и в ТРК Проспект в Киеве работаем на импортной электроэнергии. По двум другим торговым центрам ожидаем ответа от оператора городских электросетей относительно технической возможности работы по договору поставки импортной электроэнергии. Рассматриваем вопрос установки солнечных панелей на тех проектах, где это технически возможно», — говорит Инна Морозова, директор по маркетингу Arricano.
Также очевидно, что из-за полномасштабной войны растет количество людей с инвалидностью, поэтому ТРЦ инвестировали в инклюзивность и безбарьерность. К примеру, столичный ТРК Проспект и запорожский ТРК Сонячна Галерея получили экспертную оценку соответствия стандартам инклюзивности. Совместно с ОО «Доступно.UA» команда Arricano провела тест-эксперимент в торговом комплексе Проспект. «Мы пригласили в гости людей с ограниченными физическими возможностями: в колесном кресле, с протезом ноги и маму с детской коляской, и вместе прошли весь путь по возможным маршрутам передвижения посетителей, чтобы услышать замечания и идеи, как можно улучшить пребывание в торговом комплексе», — дополняет Инна Морозова.
«Особое внимание в ТРЦ Respublika Park уделили безбарьерности: внедрили комплексную программу по улучшению доступности, обучаем персонал. Также на постоянной основе ТРЦ и парк развлечений Neopolis принимает детей, которые опекают различные благотворительные фонды и общественные организации на безвозмездной основе», — дополняет Щаслива.
Также, по словам Анны Корягиной, международного коммерческого директора Nhood Holding, в 2024 году инвестиции были направлены еще на несколько ключевых направлений. Многие ТРЦ инвестировали в модернизацию собственных объектов, включая обновление фасадов, внутренних помещений и инженерных систем. Некоторые ТРЦ расширяли свои площади, добавляя новые торговые зоны, развлекательные комплексы и зоны отдыха. Инвестировали в цифровые технологии, такие как системы управления зданиями, автоматизация процессов, внедрение инновационных решений по улучшению обслуживания клиентов, например, системы «умного паркинга» и интерактивные информационные панели.
Были инвестиции в системы безопасности, включая видеонаблюдение, системы контроля доступа и пожарную безопасность. Кроме солнечной генерации и генераторов, ТРЦ инвестировали и в другие экологические решения, такие как системы сбора и утилизации дождевой воды, энергоэффективное освещение и использование экологически чистых материалов в строительстве. И, конечно, вкладывались в социальные инициативы, такие как создание общественных пространств, организация культурных и образовательных мероприятий, а также поддержка местных организаций.
ТРЦ Respublika Park вместе с партнерами продолжили развитие инфраструктуры для электромобилей – зарядных станций 1UP, инвестировали в технологические прогрессивные решения для управления ТРЦ и взаимодействия с арендаторами и клиентами. Финансировались и социальные проекты. «В I полугодии 2024 оказали благотворительную финансовую помощь на проведение операций онкобольным детям. Во II полугодии начали сотрудничество с реабилитационным центром Tytanovi и предоставляем финансирование для проведения высокотехнологичных операций по остеоинтеграции ветеранам со сложными ампутациями, стоимость каждой сделки составляет около 23 000 евро», – говорит Юлия Щаслива. Также в ТРЦ Respublika Park открылось уникальное кафе Tytanovi, который создан ветеранами войны и является частью масштабного реабилитационного проекта. Здесь посетителям предлагают не только качественные напитки, но и создают возможности социальной адаптации Защитников Украины.
О потребительских трендах
«Основной потребительский тренд – необходимость в положительных эмоциях. И те ТРЦ, которые смогли привлечь посетителей интересными нововведениями: развлечениями, инфраструктурой, интересными форматами новых арендаторов или реновациями действующих и маркетинговых активностей, те имели и растущий трафик на 20%», — говорит Андрей Лотоцкий, СЕО консалтинговой компании Retail&Development Advisor.
По словам Инны Морозовой, на третий год полномасштабного вторжения потребители все больше ищут уникальные впечатления. Поэтому в объектах Arricano организуют уникальные события и проводят разнообразные активности – мастер-классы, воркшопы, встречи с профессионалами своего дела, создают интерактивные пространства на мероприятиях – зоны виртуальной реальности, арт-инсталляции и усиливают все тематическими ивентами, например ярмарками. Среди трендов – фокус на семью и детей: развитие семейных зон, организация развлечений для всей семьи, программы для детей, направленные на обучение, популяризация украинских брендов и продукции, интеграция AR и VR для взаимодействия с брендами или товарами, больше зон для отдыха. Учитывая экономическую ситуацию и снижение покупательной способности, то есть запрос на доступные цены и акции.
В ТРЦ Respublika Park 2024 показал интересные изменения в поведении посетителей. Воздушные тревоги сформировался современный тренд – люди стараются решить максимум дел в одном месте. «Родители очень стараются дать детям возможность отвлечься. И в парке развлечений Neopolis был установлен рекорд – 70 000 посетителей в марте 2024 года. В аэротрубе Aerodium Kyiv даже установили мировой рекорд – более 10 часов в полете. Также среди трендов – активный растущий трафик в будние дни, люди все чаще выбирают ТРЦ не только для выходного шопинга, но и для ежедневных дел и нужд. Также видим рост спроса на заведения питания и досуга. Популярные стали и тематические фестивали и маркеты украинских производителей, и мы создали наш собственный бренд – Respublika Fest», — говорит Щаслива.