Секрет фирмы: почему заведения российского эрзаца «Вкусно и точка» никогда не смогут стать McDonald’s
После закрытия российских ресторанов McDonald’s на их месте помпезно открылась сеть Вкусно и точка. Всего за три недели в ресторанах появились пиво, плесень на булочках и просроченный сырный соус.
На Пушкинской площади в Москве, где в 90-х открылся первый в России ресторан McDonald’s, 12 июня 2022 года состоялось открытие ресторана новой сети со странным названием «Вкусно и точка», которая должна была заменить ушедший с рынка России McDonald’s. Но как пишет журнал НВ, замена получилась не равноценной. Уже через три недели цены в заведении выросли в среднем на 10%, в булочках появилась плесень, к картофелю-фри начали подавать просроченный соус. Российский менеджмент, годами работавший в международной компании, допускает грубые ошибки.
«Импортозамещение» в действии
С момента открытия первого заведения McDonald’s в январе 1990 года за три десятка лет американская сеть быстрого питания открыла более 850 заведений. Из них только в Москве — 126. После вторжения россии в Украину компания пересмотрела свое отношение к местному рынку и уже 8 марта 2022 года рестораны с яркой буквой M остановили работу, а спустя еще два месяца (16 мая) компания заявила об окончательном выходе с российского рынка.
Бизнес продали Александру Говору — одному из местных партнеров компании, который развивал сеть в Сибири на условиях франчайзинга. Новый владелец решил перезапустить сеть в кратчайшие сроки — первые рестораны открыли двери уже 12 июня. Название «Вкусно и точка» вызвало удивление и много шуток. «Это просто вредит бизнесу называть сеть именно так», – уверена генеральный директор компании Ресторанный консалтинг Ольга Насонова. Кстати, это плохое название еще и потому, что оно даже не склоняется и трудно, например, сказать, откуда нужно доставить еду. Но это далеко не самое плохое, что произошло.
Что-то пошло не так
Меню в новых заведениях русского клона McDonolad’s похоже на оригинальное. К примеру, здесь можно заказать бургеры Гранд, Двойной Гранд и Гранд Де Люкс, нагетсы, пирожок с вишней, вафельный рожок, мороженое, молочный коктейль, яблочное пюре. Вместо продукции Coca-Cola, которая не производится и не поставляется в Россию, в заведениях разливают местный лимонад.
А потом в российских телеграмм-каналах появились фотографии, судя по которым эти рестораны начали продавать пиво. Впоследствии в пресс-службе сети эту информацию опровергли, заявив, что пиво посетителям предложили бывшие франчайзи и к ним они не имеют никакого отношения.
Посетительница ресторана в Москве опубликовала фото бургера с плесенью. Кроме того, в тульском ресторане посетителю продали бургер без мяса. А российская журналистка Ксения Собчак в своем телеграмм-канале опубликовала фото просроченного соуса в картофеле-фри в ресторане на Арбате. В сети признали, что просроченные соусы действительно были, и сообщили, что изъяли их из ассортимента.
Наконец недавно стало известно, что в части вновь созданных ресторанов временно не будет картошки фри. Как сообщили в пресс-службе компании, иногда также может быть недоступна картошка по-селянски. Объясняется это тем, что прошлый год стал неурожайным для сортов картофеля, который используется для производства картофеля на предприятиях сети. «В последние 8 лет компания ориентировалась на российских поставщиков и закупала продукты у них. Кроме того, стал невозможен импорт с рынков, которые могли бы стать временными поставщиками картофеля для предприятий в Россию», — объяснили в компании. В полном объеме картофель появится в меню в начале следующего урожайного года осенью 2022 года. Потребители уже едко прокомментировали, что 32 года урожай был, а теперь – нет.
Почему российскому клону не удается повторить успех McDonald’s
Совладелец сети Pesto Café Дмитрий Погребицкий, который за 6,5 лет прошел путь в McDonald’s от обычного работника до директора ресторана, отмечает, что жесткие стандарты, касающиеся работы менеджмента, качества продукции и обслуживания уже начали нарушаться. «Они нарушают концепцию и размывают аудиторию. McDonald’s – это семейный ресторан, где празднуют детские дни рождения. Но как это делать, если за соседним столиком пьют пиво?» — говорит Погребицкий. Несмотря на то, что менеджмент, технологии и оборудование остались и известны стандарты работы, новая сеть работает все хуже. «При таком подходе к ресторанному бизнесу владельцу придется его закрыть или нести убытки», — считает Насонова.
Некоторые россияне также проанализировали причины случившегося и тоже сделали неутешительные выводы. Во-первых, за два месяца открыть новую сеть, которая могла бы просуществовать достаточно долго, невозможно. Это известно многим рестораторам. А использовать силу известного иностранного бренда, в разработку и развитие которого в течение многих лет вкладывались огромные средства, уже не получится. Больше нет поддержки материнской компании и многих контрагентов, работавших на эксклюзивных условиях (от поставок оборудования до обеспечения обучения персонала). Именно поэтому, кстати, условия получения франшизы от McDonald’s в России были очень жесткие, а сумма необходимых вложений стартовала от $570 000.
Для создания нового бренда недостаточно просто наклеить новый логотип (над которым тоже много потешались) и использовать оборудование, помещение и запасы предшественника. Кстати, просроченный соус как раз и мог быть из старых запасов.
Новый владелец бывших помещений McDonald’s мог бы и не покупать раньше франшизу, а самостоятельно открыть какую-нибудь бургерную. Но бренд задавал стандарты, ниже которых нельзя было падать, потому что клиент пойдет туда, где лучше кормят и обслуживают. Поэтому закономерно, что постепенно из бургеров начнет исчезать мясо, персонал хамить и т.д. Хотя владельцу, судя по всему, нравится. Говор пообещал увеличить количество заведений до 1000 в ближайшие 5-6 лет. Впрочем, для Александра Говора фастфуд — лишь один из бизнесов. Ему также принадлежит сеть частных клиник Гранд Медика в Новокузнецке, отель Park Inn. Главный актив – нефтеперерабатывающая компания НефтеХимСервис.
Читайте также –
«Вкусно – и точка»: как в соцсетях шутили над новым брендом российских ресторанов McDonald’s