Вячеслав Климов, Нова пошта: Большинство игроков украинского e-commerce руководилась очень любительски

Вячеслав Климов, Нова пошта: Большинство игроков украинского e-commerce руководилась очень любительски

04.07.2022 08:45
  524
Дарія Осіїк

Сооснователь Нова пошта Вячеслав Климов в интервью для Youtube-канала PromTalks рассказал о трансформации компании во время военного времени, об экспортных возможностях для украинского бизнеса и собственных уроках войны. RAU предлагает главные тезисы этой беседы.

О трансформации Нова пошта

Нова пошта сейчас действительно другая компания. Возможно, это не чувствуют наши клиенты, поскольку сервис остался на том же уровне, что и до войны. Но внутри это совсем другая компания.

Через четыре месяца войны Нова пошта стала намного лучше: мы стали намного быстрее и значительно сократились в управленческих процессах.

Иногда мы с моим партнером даже получали кайф от того, насколько реактивно управлялась компания. Почти три месяца проработали вместе с нашим центральным офисом (около 50 человек) на площади в 150 кв. м, где проводили все время. Это напомнило 2003 год, когда мы активно занимались оперативным управлением компании. Поэтому в каком-то смысле мы даже вернулись в молодость.

В настоящее время решения принимаются молниеносно. Нам это нравится. И мы стараемся не потерять эти молниеносные управленческие открытия, которые совершили за это время.

Об адаптации украинского бизнеса к новым условиям

На мой взгляд, украинский бизнес очень быстро возобновляется. Очень быстро восстанавливается ритейл и сервисы. Сложнее возобновляется производство, но они тоже догоняют.

После освобождения Гостомеля я приехал посмотреть на наше отделение №3 в этом городке, который находится на пути к знаменитому аэродрому. И увидел как владельцы здания, которые сдавали нам в аренду помещение, самостоятельно ремонтировали крышу поврежденного дома. Оказалось, что они получили сообщение, что 1 июня Нова пошта уже должна работать, так что просто не могли медлить с ремонтом здания.

Эта история для меня символ украинского бизнеса, который может быстро восстановиться после самых страшных катастроф и повреждений.

Вообще я считаю, что украинский бизнес в очередной раз проявил себя чрезвычайно патриотическим и чрезвычайно живучим.

О возможностях экспорта для Нова пошта и украинских компаний

Уже сейчас понятно, что объемы нашего рынка будут меньше, чем до войны. По крайней мере, в течение какого-то времени. Поэтому бизнес должен диверсифицироваться и обязательно заниматься экспансией на западные рынки. Нова пошта это уже делает. В течение трех месяцев мы открыли компанию в Польше. Большим драйвером в этом была гуманитарная логистика, поскольку открылись там для того, чтобы возить гуманитарные грузы. Но постепенно компания будет наращивать и коммерческую логистику.

О потенциальной длительности войны

Война уже проходит восемь лет. Кроме того, это вопрос сценариев, и каждый бизнес должен разрабатывать несколько сценариев и несколько бюджетов. Мы запланировали несколько сценариев, и именно под них мы запланировали инвестиции и готовим развитие.

Работать можно даже в войну. Это меняет потребителей и потребление, но война – это тоже состояние жизни. И задача бизнеса – продолжать существовать в тех условиях, которые ему достались.

В скорый сценарий завершения войны я не верю. Кроме того, нам не изменить географию. Нам придется жить с агрессивным, милитаристским, имперским соседом. Даже если изменятся его границы, к сожалению, он никуда не денется. Поэтому я призываю просто привыкать к этому состоянию и продолжать работать.

О курсе доллара в корпоративном бюджете на 2022 год и увеличении учетной ставки НБУ до 25%

Мы не закладываем курс доллара, поскольку компания в основном генерирует свои доходы в гривне. У нас есть международное направление Nova Poshta Global, имеющее доходы и расходы в долларах, поэтому там тоже нет смысла закладывать курс.

В общем, мы не зависим от курса. Другое дело, что у нас есть статьи расходов, которые очень четко реагируют на курс доллара, в частности топливо. Обычно компания пытается искать резервы в своей эффективности и только потом реагирует поднятием тарифов.

Относительно увеличения учетной ставки НБУ до 25% – это, однозначно, охлаждение экономики. Это сигнал практически всем бизнесам, что кредитования не будет и сигнал для выживания на своих ресурсах.

Мы не видим у себя прямых соперников. Мы всегда считали, что главным конкурентом Нова пошта является Нова пошта. А наши ошибки спровоцированы только нашими неправильными действиями.

Относительно тарифов они достаточно четко отражают наши расходы и растущие расходы на топливо.

Пока компания не имеет никаких задолженностей. В первые два критических месяца войны мы попросили у своих поставщиков задержать некоторые платежи. Но сейчас компания на 100% вернулась к тем срокам, которые указаны в договорах.

О работе с военными рисками

У нас 24/7 работает штаб, который, например, открывает и закрывает отделения на востоке Украины. Несколько дополнительных отделений в Лозовой, находящейся под постоянными обстрелами, были открыты по просьбам наших военных медиков, которым нужно отгружать медицинские препараты для военных. Для нас военные риски выглядят именно так.

Что касается менеджмента военных рисков, по моему мнению, здесь есть роль государства, которое может посредством привлечения разных доноров предоставлять определенные гарантии по возобновлению поврежденного бизнеса.

О психологической помощи работникам

Масштабы привлечения нашей компании в войну огромны. Сейчас уже мобилизовано более 2400 наших сотрудников. Все они продолжают получать заработную плату компании. Кроме того, мы продолжаем платить налоги с их заработной платы.

А для людей, которые потеряли свои дома и вынуждены были переехать в безопасные места, в компании работают внутренние психологические сервисы.

О возобновлении сегмента электронной коммерции

По-моему, e-commerce очень плохо справился с военным кризисом. Почему да, пусть они анализируют самостоятельно. Но большинство интернет-проектов просто легли, хотя они по своей природе должны быть намного более устойчивыми, чем «кирпичные» бизнесы.

Я думаю, что главная причина была управленческая. Большинство этих бизнесов управлялось очень любительски. И большинство из них были огромными частными предпринимателями, у которых все управление завязано на одного или двух человек.

Сейчас этот сегмент уже постепенно восстанавливается. Я очень болею и за Rozetka, и за OLX, и за Prom.ua. Просто им придется сделать выводы о модели управления. Предыдущая модель их управления стресс-тест не прошла.

О личных уроках войны

Во-первых, я понял, что произойти может все. Я думаю, не было ни одной компании в Украине, которая в своем SWOT-анализе закладывала войну. По крайней мере, я не знаю таких компаний.

Во-вторых, я сделал вывод о себе, что у меня гораздо больше ресурса, чем я себе представлял.

Я очень горжусь компанией, потому что убедился, что и она имеет гораздо больше ресурса, чем я себе представлял. В компании работают фантастические люди, выдерживающие огромную нагрузку.

В-третьих, я понял, что сейчас нет времени на пустые разговоры и пустые действия. У меня фантастически выросло ощущение ценности времени.

И последнее. За эти четыре месяца я имел счастье ездить по отделениям Новая почта, поскольку понял, что меня должны видеть люди на местах. Все это время я провел за рулем, путешествуя по Украине.

Именно сейчас, возможно, впервые в жизни я осознал, что за нашу страну стоит бороться. Только сейчас я в полной мере понял всю ценность Украины.

Читайте также — 

Игорь Хижняк, Comfy: Мы ожидаем дефицит товаров практически во всех категориях


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка