Василий Даниляк, ОККО: Изменения на рынке труда диктуют изменения в бизнесе

Василий Даниляк, ОККО: Изменения на рынке труда диктуют изменения в бизнесе

12.12.2023 08:45
  236
rau

Один из главных вопросов, который беспокоит ныне ритейлеров – это острый дефицит кадров. Во время RAU Summit 2023 об этом говорил практически каждый спикер. Миграция, мобилизация, оккупация части территорий привели к масштабному сокращению рынка труда. Как справляется с этим автозаправочная сеть Украины ОККО, придут ли на замену операторам АЗС «холодные» заправки и в чем сейчас главное расхождение между крупнейшими топливными трейдерами — рассказал на саммите СЕО ОККО Василий Даниляк.

О кадровом дефиците

У большинства бизнесов сегодня абсолютно одни и те же проблемы с закрытием вакансий. Например, в нашей компании за почти два года полномасштабной войны сокращение штата не происходило и набор новых работников не останавливался ни дня. Однако претендентов на вакансии стало гораздо меньше.

В общей сложности в ОККО работает 10 000 человек, из них 5500-6000 – это работники заправок. На АЗК немного легче, потому как водители могли заметить, за несколько последних лет персонал на заправках стал преимущественно женским. Так что вакансии персонала на заправках в целом закрываются нормально. Хотя уровень текучести кадров здесь уже вернулся практически до довоенного уровня. В то время как в 2022 году наблюдалось определенное снижение текучести.

Значительно больше проблем с закрытием вакансий офисного персонала. Единственные вакансии, которые в этих сегментах сейчас закрываем без труда – это инженерные.

Огромной проблемой стало найти стабильного подрядчика на строительно-отделочные работы. В 2023 году мы произвели реконструкцию 50 наших объектов. Но через год было уже три случая, когда бригаду строителей забирали в ТЦК прямо с объекта. Поэтому сейчас очень сложно планировать какую-нибудь реконструкцию, развитие.

О зарплатном диссонансе

На рынок труда, к сожалению, массово возвращаются «зарплаты в конвертах». Например: компаний, на которые приходится две трети розничного рынка нефтепродуктов Украины, меньше десятка. Но разница между теми, кто платит официальную и неофициальную зарплату, колоссальная, просто пропасть. Если сравнивать такие показатели как сумма уплаченных налогов на одну заправку, на один литр, на одного работника. К примеру, в ОККО уровень уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, военного сбора и налога на доходы физических лиц составляет сейчас 9693 грн на каждого сотрудника в месяц. В некоторых других АЗС-сетях эти цифры в разы меньше. И не перестаешь удивляться, почему государственным органам не хватает времени, чтобы сесть и просто проанализировать эти тренды.

О холодных заправках

Многие в Европе, особенно в Италии, Франции, широко применяют АЗС на самообслуживании, так называемые «холодные заправки». Во Франции, скажем, лидерами топливного рынка стали гипермаркеты. Заправкам самообслуживания у гипермаркетов принадлежит 60% этого рынка. Казалось бы, в этом есть и решение проблемы с персоналом. Но психотип наших клиентов таков, что не любит холодных вещей. Поэтому мы уверены: персонал на АЗК должен быть. Но и диджитализация должна быть тоже. Синергия в том, чтобы диджитализация в этом бизнесе упрощала жизнь работникам, была им помощником, проводником, а не заменителем.

О клиентоцентричности

Все уже привыкли, что у сети ОККО есть возможность заправиться и заплатить за горючее непосредственно на колонке с помощью сервиса OKKO Pay. В этом году мы начали внедрять двусторонние кассы, где кассир выступает консультантом для клиента. А все покупки можно совершить самостоятельно. Однако существует большая категория клиентов, которым проще, удобнее взаимодействовать с человеком, а не с машиной, расспросить, послушать советы. Наша задача – предложить максимум удобных вариантов для каждого.

На первый взгляд может показаться нетипичным, но во время полномасштабной войны наша компания выросла не только в рыночной доле, но и в тоннажах продаж, хотя сам рынок вообще просел. У меня есть объяснение, почему это произошло: на ОККО мы ставим клиента в центре всего. Весной прошлого года в один момент были уравнены все правила на нашем рынке: акцизы, уменьшен НДС, исчезли разные «схемы». Тогда все очутились в условиях голой конкуренции. И потребитель выбирал того продавца, который ему больше всего заходит. Поэтому сейчас и человеческий фактор, и цифровые инновации работают в одном направлении – чтобы еще больше нравиться клиенту.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка