
20% мерчантов пользуются новой услугой маркетплейса — доставляют заказы в точки выдачи Алло


RAU узнала у сетей Novus, Metro, Varus, McDonald’s и Аврора насколько выросла популярность использования касс самообслуживания среди клиентов и кто является целевой аудиторией.
Кассы самообслуживания (КСО) уже давно не воспринимаются как нечто новое или сложное. Для потребителей это возможность быстро рассчитаться, особенно в часы пик или в канун праздников. И, учитывая, что полномасштабное вторжение усилило кадровый кризис в стране, КСО значительно снижают нагрузку на работников магазинов.
Сейчас в сети Novus работает более 130 таких касс, и покупатели все чаще выбирают именно этот формат из-за его скорости и удобства. Активнее всего ими пользуется аудитория молодого и среднего возраста – в основном для мелких и средних покупок. «В 2024 году в сети Novus доля транзакций через КСО выросла на 4% по сравнению с 2023-м, и в 2025 году мы ожидаем, что этот показатель достигнет 42%. Абсолютным же рекордсменом по количеству транзакций в сети Novus является магазин в ТЦ Retroville. Для нас это подтверждение, что инвестиции в технологии вполне оправданы и отвечают потребностям современного покупателя», – комментирует Дмитрий Москвичев, директор по продажам Novus.
По состоянию на 13 мая 2025 года в 112 заведениях сети McDonald’s, работающих в Украине, функционирует 1090 терминалов самообслуживания. С их помощью клиенты могут не только бесконтактно производить и оплачивать заказы, но и узнать о новинках в меню или получить информацию о составе продукции и аллергенах. Также интерфейс терминала самообслуживания приспособлен для людей с инвалидностью, в частности на кресле колесном, – для удобства заказа они смогут изменить формат экрана, опустив его ниже. «В 2023 году среди всех заказов, сделанных внутри ресторана, 71% приходился на терминалы самообслуживания. В 2024 году их доля выросла до 80%. С начала 2025 года по сегодняшний день 84% от всех заказов, осуществленных внутри ресторана, производят через терминалы самообслуживания. Этот тренд позволяет спрогнозировать рост доли заказов по терминалам самообслуживания до 86% до конца года», — говорят в пресс-службе McDonald’s.
В сети мультимаркетов Аврора по состоянию на май 2025 насчитывается более 3 000 касс самообслуживания, охвачены почти все магазины. Однако в магазинах в Румынии КСО нет. Это полностью собственная технология: оборудование и программное обеспечение созданы внутренней командой. Благодаря этому кассы дешевле стандартных рыночных решений. Это позволяет снижать издержки и минимизировать влияние на стоимость товаров для клиентов. Основная аудитория КСО – это молодые люди. В 2024 году по отношению к 2023 году доля безналичных чеков на КСО в сети Аврора выросла более чем на 35%. По планам на 2025 год ожидают рост данного показателя еще более чем на 15% до конца года. Также в сети есть три локации, стабильно держащиеся в топе по количеству чеков через кассы самообслуживания. Две из них – в Киеве, одна – во Львове.
«Все наши скорокассы оснащены голосовыми подсказками на некоторых этапах, на которые клиент должен обратить внимание при использовании. Это позволяет оперативно обновлять функционал и постоянно усовершенствовать решения для еще более комфортных покупок. Также есть информирование об украинском происхождении товаров. Эта функция является частью поддержки инициативы «Національний кешбек» и направлена на популяризацию украинских товаров. Еще из интересного – наши кассы самообслуживания недавно заговорили голосами Васи Байдака, Повара Данила, участников группы Курган & Agregat. Теперь покупателей встречают неожиданные и шутливые голосовые сообщения от любимых артистов, которые делают процесс оплаты более веселым и приятным», — отмечает Максим Незвиецкий, вицедиректор по маркетингу сети мультимаркетов Аврора.
В настоящее время в сети Varus 230 касс самообслуживания. Процент чеков в 2024 году вырос на 42% по сравнению с 2023 годом. А наибольшее количество клиентов на одну КСО – это магазин в г. Днепре в ТЦ Європа. За час в среднем на одной КСО совершают покупки 35 клиентов.
«Мы активно отслеживаем портрет целевой аудитории, использующей кассы самообслуживания в наших супермаркетах. Это преимущественно активные, технологически подкованные покупатели, которые ценят быстроту и удобство процесса. Пользователи касс самообслуживания – это люди, хорошо ориентирующиеся в цифровых технологиях, готовые самостоятельно оформлять покупки, стремящиеся максимально оптимизировать время покупок», — комментирует Сергей Плахтыря, IT-директор сети Varus.
В сети Metro Украина работает 72 кассы самообслуживания стандартного решения (по шесть в ТЦ Киева и по четыре в ТЦ других городов) и 12 касс самообслуживания инновационного сервиса Metro Fast Line. В этом году запланировано открытие еще 20 касс самообслуживания в пяти ТЦ и 18 Metro Fast Line в девяти ТЦ. Metro Fast Line – это первая в Украине бесконтактная система сканирования, взвешивания и оплаты товаров с помощью бесплатного мобильного приложения Metro Fast Line или специальных сканеров, расположенных на входе в ТЦ. В 2021 году система была запущена в пилотном торговом центре Metro в Киеве на Позняках. За этот период клиенты воспользовались ею более 400 000 раз, а среднее время для подтверждения покупки и проведения оплаты составило две минуты. В настоящее время услугой можно воспользоваться в мультиканальных центрах оптовой торговли Киева (Позняки, Почайна, Теремки), Винницы, Ивано-Франковска и Львова (Городоцкая).
«В 2024 году доля использования касс самообслуживания выросла на 34% по сравнению с 2023 годом. В 2025 году наша цель в использовании составляет 30%, что на 21% больше, чем в 2024 году. Нашей целевой аудиторией являются клиенты со средней корзиной в 20-25 товаров и безналичным типом оплаты. Наибольший процент использования клиентами касс самообслуживания в ТЦ Днепре также достаточно высокие показатели использования в Киеве на Почайной и во Львове (Джорджа Вашингтона)», — отмечает Любовь Гнатов, менеджер по операционным проектам Metro Украина.