Шопоголики пошли по миру: треть онлайн-покупок украинцы делают за рубежом

Шопоголики пошли по миру: треть онлайн-покупок украинцы делают за рубежом

28.12.2016 01:04
  1652
Ukrainian Retail Association

Примерно $ 350–400 млн украинцы оставили в этом году в магазинах, которых в стране нет.

Читайте також українською.

Тем не менее их названия — китайский AliЕxpress, американские Ebay, Amazon и 6pm — известны миллионам отечественных шоперов, пишет Екатерина Шаповал в статье для журнала Новое время. И эта армия постоянно растет — украинцы с каждым годом все чаще выбирают иностранные интернет-магазины, покупая там все: от бытовых мелочей и одежды до габаритной техники.

По прогнозу Валентина Калашника, президента Украинской ассоциации директ-маркетинга (УАДМ), по итогам этого года доля трансграничных операций составит около трети всего украинского e-commerce (электронной коммерции), показав небольшой рост в сравнении с прошлым годом.

В денежном выражении суммы, которые украинцы перевели на счета иностранных онлайн-торговцев, за год выросли на 15–20 % и достигли как раз тех самых $ 350–400 млн.

Дыхание заграницы стало столь ощутимо, что в конце осени отечественная Ассоциация предприятий интернет-торговли (АПИТУ) предложила снизить с € 150 до € 22 лимит на беспошлинный ввоз товаров. Эта мера якобы должна была остановить приграничных “челноков”, но в первую очередь она коснулась бы покупок, сделанных на зарубежных сайтах.

Возмущенные покупатели тут же объявили бойкот ресурсам, входящим в АПИТУ, а это десяток популярных украинских интернет-магазинов вроде Repka, Foхtrot, Allo и другие. И те дали задний ход.

Рост трансграничной онлайн-торговли — мировой тренд, говорит Калашник. Ведь 27 % мировой электронной коммерции — это как раз международные сделки. “И что бы ни творили наши законодатели, эта категория в долгосрочной перспективе будет расти”, — резюмирует президент УАДМ.

Китайский привет

Разница в цене — вот ключевой драйвер интереса украинцев к китайским и американским онлайн-магазинам. И это не просто выводы торговцев, а факт, доказанный социологическими исследованиями компании GfK. Особенно если речь идет о приобретении аксессуаров, электроники, бытовой техники, товаров для дома, а также одежды.

Блогер Элеонора Дегтярева, активный онлайн-шопер, приводит в пример духовку Bosch CMG6764W1. Ее цена в Украине составляет 30–35 тыс. грн. А точно такая же, но в польском интернет-магазине Ceneo, обойдется почти на 8–9 тыс. грн дешевле. Или еще пример: ботинки Clarks, которые на американском сайте 6pm стоят около 2,6 тыс. грн, что на 1 тыс. грн меньше, чем в украинских магазинах.

Самые привлекательные цены выставляет китайский гигант AliExpress. Именно там, по словам Калашника, делают большую часть зарубежных онлайн-покупок украинцы.

По данным Максима Рабиновича, директора по развитию Нова Пошта, ежедневно в Украину заходит 30–40 тыс. посылок с этого ресурса. Их средняя стоимость — $ 13–14, вес до 150 г. У Нова Пошта количественно доля Ali в международных грузах составила в этом году 80 %. Примерно такая же история по товарам из Китая у крупнейшего оператора страны — госкомпании Укр­почта.

“Покупают большое количество гаджетов, периферии, какие‑то шнурочки, проводочки, флеш-накопители, — рассказывает Александр Перцовский, первый заместитель главы Укрпочты. — Но идет и крупная техника, телефоны”. По его словам, объем покупок с AliExpress растет быстрее, чем в целом трансграничная онлайн-торговля в стране.

Ярче всего стремление экономить проявилось в черную пятницу 11 ноября 2016 года, когда AliExpress продавал товары с максимальными скидками. В системе ПриватБанка тогда зарегистрировали 6 млн покупок на этом сайте. А по словам Перцовского, количество заказов из Украины на AliExpress выросло сразу на 50 % по сравнению с тем же днем, но годом ранее.

Однако украинцы выбирают для шопинга заграничные интернет-магазины не только из‑за цены. Еще одним фактором стало более высокое качество продукции. Согласно исследованию соцгруппы Gfk, качество — вторая по важности мотивация для тех, кто покупает за рубежом обувь, одежду, спортивные и детские товары. Киевлянка Анна, которая уже шесть лет за небольшую комиссию помогает клиентам совершать покупки на иностранных онлайн-площадках, объясняет: качество — это не просто более высокие потребительские характеристики товара, а наилучшее соотношение цена/уровень. “За такие деньги, как за рубежом, хороших вещей в Украине не купишь, — говорит она. — Они здесь стоят гораздо дороже”.

А в категории “техника и электроника” стремление получить качественную вещь, по данным GfK, сменяет другой мотив — недоступность нужного товара в Украине.

Регионы тоже хотят

Дополнительным стимулом для отечественных онлайн-шоперов стало проникновение интернета и запуск сетей 3G, что позволило пользователям заказывать товары с мобильных устройств.

За этим будущее онлайн-шопинга: около 80 % мировых заказов на AliExpress в скидочный день 11 ноября сделали именно со смартфонов, говорит Перцовский.

К тому же, поясняет он, украинцы, получив успешный опыт, начинают больше доверять покупкам в интернете. “Люди увидели, что это нестрашно”, — рассказывает топ-менеджер Укрпочты.

Поняли это уже даже в небольших украинских городах, говорит Рабинович из Нова Пошта. “Конечно, Киев будет еще долго на первом месте по покупкам, но очень много покупают и людей из областных центров, маленьких населенных пунктов”, — рассказывает он.

В этом году Нова Пошта открыла услугу по доставке из-за рубежа — NP Shopping. По ее статистике, 35 % отправлений доставили в Киев, по 8 % — в Днепр и область, а также в Харьков.

И регионы будут все активнее закупаться на иностранных интернет-площадках, говорят собеседники НВ: в Украине более 45 % онлайн-покупателей живут в городах с населением менее 100 тыс. человек.

Быстрее, надежней, проще

Топ-менеджеры крупнейшего украинского оператора — Укр­почты — раз в неделю делают заказы на AliExpress. Причем выбирают товары не только для себя, но и пересылают родственникам в регионы Украины. И это все не ради экономии, а для того, чтобы выявить проблемы в доставке. И попытаться ее ускорить — ведь в среднем заказанный из Китая товар идет в Украину почти месяц.

Перцовский рассказывает: гос­компания перестраивает логистическую цепочку таким образом, чтобы контролировать скорость доставки посылки не только на территории Украины, но и вне страны. “Мы договариваемся с авиакомпанией МАУ о хорошем тарифе, чтобы отправлять посылки напрямую из Китая в Украину”, — приводит он пример того, что делает Укрпочта.

А чтобы повысить надежность международных отправлений, компания заключила соглашение с аэропортом Борисполь о том, чтобы сотрудники почтовой службы присутствовали на разгрузке посылок. “Борисполь пошел нам навстречу”, — говорит топ-менеджер Укрпочты.

Частный почтовый оператор Нова Пошта развивается и в другую сторону. Компания упрощает возможность покупки на американских и европейских онлайн-площадках. Раньше для того, чтобы купить книгу или гаджет на большинстве американских или европейских сайтов, нужно было иметь знакомых в США или ЕС. На территорию Украины прямой доставки не было, либо она была очень дорогой. Теперь же за дело взялась Нова Пошта.

Впрочем, некоторые украинские онлайн-магазины помогают своим клиентам покупать технику в польских магазинах. К примеру, такую услугу предоставляет сайт Rozetka.ua, который осуществляет и гарантийное обслуживание техники.

А в начале следующего года Нова Пошта собирается привлечь в ряды любителей заграничного онлайн-шопинга даже тех, кто все еще боится покупать за рубежом. Компания запускает услугу по выкупу товара с зарубежных сайтов за клиента.

Все эти упрощения еще шире отворят окно в Европу, США и Китай для украинских покупателей. И их самих станет еще больше. “Тренд нарастающий, он будет идти волной”, — резюмирует Рабинович из Нова Пошта.

Источник: Новое время

Читайте также — 

Цифровий рік: успіхи і невдачі в українському e-commerce за 2016-й


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка