Посткарантинные тренды на рынке торговой недвижимости: аналитика Cushman&Wakefield
Руководитель департамента агентских и консультационных услуг в сфере торговой недвижимости Cushman&Wakefield в Украине Екатерина Весна о том, что ожидает рынок коммерческой недвижимости в 2020 году и какие меры стоит предпринять.
28 мая Ассоциация ритейлеров Украины провела вебинар “Восстановление рынка ритейла и ТРЦ. Тенденции и прогнозы”, в ходе которого с презентацией выступила руководитель департамента агентских и консультационных услуг в сфере торговой недвижимости Cushman&Wakefield в Украине Екатерина Весна. Собрали самое интересное из ее доклада.
Итоги первого квартала года
Ожидания от 2020 года в целом были позитивны: с прогнозом по росту розничного товарооборота и позитивными потребительскими настроениями, которые присущи населению в условиях стабильной экономической ситуации. Начало 2020 года характеризовалось высокой деловой активностью среди ритейлеров и девелоперов. Много торговых сетей анонсировали свои планы развития, которые в большинстве случаев распространялись почти на всю территорию Украины. В связи с нетипично теплой зимой арендаторы и собственники ТРЦ отмечали снижение продаж зимних коллекций в сравнении с показателями аналогичного периода 2019 года.
Вакантность в первом квартале снижалась. После открытия ТРЦ Blockbaster она составила 9,3% по Киеву и составляла в конце первого квартала уже 7,7%. Cushman&Wakefield прогнозировали повышение вакантности на второй квартал, поскольку ожидалось открытие нового достаточно крупного проекта – ТРЦ Retroville.
До объявления карантина ставки были стабильны и максимальная ставка составляла $75 -100 за 1 кв. м на площадь от 100 до 200 кв. м для fashion-операторов.
Новые объекты и ожидания
По данным Cushman&Wakefield, по состоянию на первый квартал 2020-го общий объем рынка торговой недвижимости в Киеве составляет 2 029 940 кв. м. За год за счет новых открытий предложение выросло на 159 450 кв. м, хотя первый квартал 2020 года на эту цифру никак не повлиял.
Сегодня наблюдается замедление темпов строительства, хотя официальных переносов открытий новых объектов коммерческой недвижимости через карантинные условия пока нет. По другим причинам есть официальный перенос открытия харьковского ТРЦ Никольский с конца этого года на начало следующего. Также дата открытия ТРЦ Alexander Plaza сместилась на третий-четвертый квартал 2021 года. Все остальные сроки сохраняются.
В 2020 году ожидается расширение в Тернополе (вторая фаза ТРЦ Подоляни), Виннице (вторая фаза ТРЦ Мегамолл) и в Днепре (вторая фаза ТРЦ Appolo), а также открытие небольшой части ТРЦ April Mall в Киеве.
По данным Нацбанка и Investment Capital Ukraine потребления домохозяйств и долгосрочные инвестиции в 2020 году могут упасть на 10-15% и 30-35% соответственно. Часть экономических показателей может быть отброшена до уровня 2015-16 годов. До периода стабилизации, когда возможность прогнозирования станет более реальной, рыночные обороты будут ниже, ведь через вероятность повторения изоляции потребление станет более умеренным.
Однако есть и позитивные ожидания, ведь у населения есть стремление к социализации, а привычка покупать в ТРЦ быстро вернет людей к привычному укладу. Появится необходимость удовлетворить потребности, которые были отложены.
Кризис – это возможности
Несмотря на все потери, все же карантин и посткарантинный период можно провести для объектов коммерческой недвижимости с пользой. Например, открылась возможность проведения ремонтных работ, что приведет к повышению комфорта посетителей, созданию новых преимуществ и снижению ОРЕХ в последующих периодах. Реализация реконструкций в этот период позволяет избежать потерь от остановки денежного потока.
Предлагаем спектр мероприятий, связанных в том посткарантинным периодом:
- Разработка новых средств здравоохранения и техники безопасности, применяемых в торговом центре.
- Реорганизация функциональных возможностей торгового центра и навигационных маршрутов для обеспечения социальной дистанции.
- Прозрачная и современная коммуникация с арендаторами, покупателями и акционерами.
- Обновление новых нормативно-правовых актов и обеспечение их усвоения и соблюдения персоналом. Создание и реализация процедур и политик, связанных с профилактикой.
- План реагирования на появление COVID-19 в торговом центре, с обеспечением непрерывности бизнеса.
- Сотрудничество между арендодателями и арендаторами, направлено на достижение устойчивых отношений и обеспечение оборота.
- Пересмотр бюджетов OPEX, CAPEX и MAREX.
- Поведенческий анализ изменения покупательских привычек и новых адаптивных тенденций.
- Новые подходы к PR и маркетингу.
Читайте также
Дослідження Nielsen: як змінюються споживачі в період карантину