Выход есть: Юлия Шилова и Дмитрий Джеджула об изменениях и трендах в ритейле в 2021 году
Что изменилось в потреблении из-за пандемии коронавируса, что будет актуально в 2021 году, какие выводы должен сделать бизнес уже сегодня, чтобы остаться на плаву в ближайшие годы.
16 декабря на традиционной предновогодней ритейл-среде, организованной компанией IDNT, совладельцы Dzh-Shi Marketing Family Юлия Шилова и Дмитрий Джеджула рассказали об изменениях в ритейле, актуальных тенденциях и трендах 2021 года. RAU предлагает ознакомиться с самыми интересными тезисами их выступления.
Локдаун и ковид-19: что поменялось?
По оценкам экспертов McKinsey&Company, за 3-5 недель мы прошли путь развития, который в обычное время занял бы около 10-ти лет. В сферах медицины, фармацевтики, ритейла, обучения и работы произошел колоссальный скачок вверх.
Главные изменения, которые произошли в 2020-м:
- Диджитализация. Многие запустили свои онлайн-магазины, внедрили бесконтактную оплату и создали омниканальные платформы.
- Изменение в потреблении и пути клиента. В марте и апреле мы все ходили в супермаркет чуть ли не в броне и все обрабатывали санитайзерами. В июне расслабились, и поехали к морю. А к октябрю все опять резко вернулось назад. И, скорее всего, эти карусели будут продолжаться еще какое-то время.
- Future is NOW. Весь фокус внимания на настоящем.
Тенденции-2020
Что поменялось:
- Работа. Выросла безработица. Многие перешли на удаленку. Это повлекло за собой значительное снижение потребления on-the-go, потому что люди практически перестали покупать разные снэки по дороге в офис и домой.
- Обучение. Появилось много обучающих курсов. Те, кто остались без работы или оказались на грани увольнения, начали смотреть на развитие в смежных дисциплинах. Эта сфера сейчас на сильном подъеме. Также актуальной стала удаленная учеба.
- Информация и коммуникация. Общения глаза-в-глаза стало намного меньше. Поэтому оставшееся общение должно быть очень качественным и нести позитивный опыт. Особенно это касается бизнеса, который зависит от физического контакта с клиентами. Также произошли серьезные изменения в медиа-потреблении: каналы out of the home (наружная реклама, например) сильно просели, опять взлетело вверх ТВ, ну и диджитал продолжает расти.
- Путешествия и мобильность. В этом году все остались без путешествий за границей, соответственно, внешний туризм упал, а внутренний, наоборот, вырос. Также упала туристическая розница. Этот тренд, в основном, популярен в европейских странах. Там люди часто отправляются в shopping travel, чтобы сделать выгодные покупки в аутлетах. Сейчас этот канал сильно упал, и когда он вернется на свои докризисные обороты не известно.
- Шопинг. E-commerce очень быстро растет. Интересно, что в этом году значительно увеличился объем потребительской корзины и при этом упала частота покупки. Если раньше мы ходили в супермаркет каждый день, сейчас мы это делаем раз в одну-две недели в магазинах рядом с домом.
- Дом. Здесь главный тренд — «гнездование». Те, кто занимается продажей текстиля, одежды и товаров для дома в этом году увидели невиданный всплеск продаж. Даже несмотря на закрытую розницу, они очень хорошо торговали онлайн. Тренд «гнездования» останется актуальным и в следующем году — люди и дальше будут улучшать свои дома.
- Развлечения. В этом году очень упало кино, а вот стриминг, цифровые развлечения и игры сильно выросли.
- Здоровье. Здесь наблюдается фокус на гигиене, также усилились тренды на органику, экологичность и натуральность. Люди начали массово читать этикетки в супермаркетах. Также появились такие тренды как Е-фармацевтика и Е-медицина.
Что это значит для бизнеса:
Далеко не все эти тренды останутся навсегда. Вынужденное поведение может превратиться в привычку только при условии высокой удовлетворенности от нового опыта. В противном случае — потребители вернутся к своему обычному поведению.
Тренды, которые будут важны в 2021 году:
- E-commerce и омниканальные бренды и дальше будут очень релевантными.
- Для продвижения лучше всего использовать диджитал и ТВ, поскольку каналы out of the home и живое общение продолжат падать.
- Для потребителя на первом месте будут здоровье, гигиена и экологичность. И, в основном, они будут выбирать А-бренды (супер-бренды) и локальные бренды.
- Также очень важно понимать, что сейчас происходят глубинные изменения ценностей. Если раньше доверие было важно не всегда, то сейчас доверие, уверенность и безопасность превалируют.
Многие беспокоятся, что эра брендов подходит к концу. На самом деле это не так. Сейчас, когда мир так нестабилен, роль выдающихся брендов стала еще важнее, потому что они придают уверенности и энергии.
Задачи бизнеса в 2021 году:
- В продажах стоит: создавать омниканальность и точки продаж без людей; выстраивать безопасный и не напрягающий покупательский опыт в торговых точка; сделать реконфигурацию кассовых зон; внедрять такие опции как Click&Collect и Drive-through;
- В маркетинге важно быть релевантными в выборе сообщений и медиа, а также работать над построением доверительных отношений с клиентами;
- В ассортименте: делать мини и джамбо-упаковки, создавать товары с безопасным составом и в экологичной упаковке, не забывать о value for money.
Читайте также:
Как потребители принимают решения о покупках в период пандемии COVID-19