Выход есть: Юлия Шилова и Дмитрий Джеджула об изменениях и трендах в ритейле в 2021 году

Выход есть: Юлия Шилова и Дмитрий Джеджула об изменениях и трендах в ритейле в 2021 году

18.12.2020 08:30
  526
Дарія Осіїк

Что изменилось в потреблении из-за пандемии коронавируса, что будет актуально в 2021 году, какие выводы должен сделать бизнес уже сегодня, чтобы остаться на плаву в ближайшие годы.

Читати українською

16 декабря на традиционной предновогодней ритейл-среде, организованной компанией IDNT, совладельцы Dzh-Shi Marketing Family Юлия Шилова и Дмитрий Джеджула рассказали об изменениях в ритейле, актуальных тенденциях и  трендах 2021 года. RAU предлагает ознакомиться с самыми интересными тезисами их выступления. 

Локдаун и ковид-19: что поменялось?

По оценкам экспертов McKinsey&Company, за 3-5 недель мы прошли путь развития, который в обычное время занял бы около 10-ти лет. В сферах медицины, фармацевтики, ритейла, обучения и работы произошел колоссальный скачок вверх. 

Главные изменения, которые произошли в 2020-м:
  • Диджитализация. Многие запустили свои онлайн-магазины, внедрили бесконтактную оплату и создали омниканальные платформы.
  • Изменение в потреблении и пути клиента. В марте и апреле мы все ходили в супермаркет чуть ли не в броне и все обрабатывали санитайзерами. В июне расслабились, и поехали к морю. А  к октябрю все опять резко вернулось назад. И, скорее всего, эти карусели будут продолжаться еще какое-то время. 
  • Future is NOW. Весь фокус внимания на настоящем.

Тенденции-2020

Что поменялось:
  • Работа. Выросла безработица. Многие перешли на удаленку. Это повлекло за собой значительное снижение потребления on-the-go, потому что люди практически перестали покупать разные снэки по дороге в офис и домой. 
  • Обучение. Появилось много обучающих курсов. Те, кто остались без работы или оказались на грани увольнения, начали смотреть на развитие в смежных дисциплинах. Эта сфера сейчас на сильном подъеме. Также актуальной стала удаленная учеба. 
  • Информация и коммуникация. Общения глаза-в-глаза стало намного меньше. Поэтому оставшееся общение должно быть очень качественным и нести позитивный опыт. Особенно это касается бизнеса, который зависит от физического контакта с клиентами. Также произошли серьезные изменения в медиа-потреблении: каналы out of the home (наружная реклама, например) сильно просели, опять взлетело вверх ТВ, ну и диджитал продолжает расти.
  • Путешествия и мобильность. В этом году все остались без путешествий за границей, соответственно, внешний туризм упал, а внутренний, наоборот, вырос. Также упала туристическая розница. Этот тренд, в основном, популярен в европейских странах. Там люди часто отправляются в shopping travel, чтобы сделать выгодные покупки в аутлетах. Сейчас этот канал сильно упал, и когда он вернется на свои докризисные обороты не известно. 
  • Шопинг. E-commerce очень быстро растет. Интересно, что в этом году значительно увеличился объем потребительской корзины и при этом упала частота покупки. Если раньше мы ходили в супермаркет каждый день, сейчас мы это делаем раз в одну-две недели в магазинах рядом с домом.  
  • Дом. Здесь главный тренд — «гнездование». Те, кто занимается продажей текстиля, одежды и товаров для дома в этом году увидели невиданный всплеск продаж. Даже несмотря на закрытую розницу, они очень хорошо торговали онлайн. Тренд «гнездования» останется актуальным и в следующем году — люди и дальше будут улучшать свои дома. 
  • Развлечения. В этом году очень упало кино, а вот стриминг, цифровые развлечения и игры сильно выросли.
  • Здоровье. Здесь наблюдается фокус на гигиене, также усилились тренды на органику, экологичность и натуральность. Люди начали массово читать этикетки в супермаркетах. Также появились такие тренды как Е-фармацевтика и Е-медицина.

Что это значит для бизнеса: 

Далеко не все эти тренды останутся навсегда. Вынужденное поведение может превратиться в привычку только при условии высокой удовлетворенности от нового опыта. В противном случае — потребители вернутся к своему обычному поведению.

Тренды, которые будут важны в 2021 году:

  • E-commerce и омниканальные бренды и дальше будут очень релевантными.
  • Для продвижения лучше всего использовать диджитал и ТВ, поскольку каналы out of the home и живое общение продолжат падать. 
  • Для потребителя на первом месте будут здоровье, гигиена и экологичность. И, в основном, они будут выбирать А-бренды (супер-бренды) и локальные бренды. 
  • Также очень важно понимать, что сейчас происходят глубинные изменения ценностей. Если раньше доверие было важно не всегда, то сейчас доверие, уверенность и безопасность превалируют.

Многие беспокоятся, что эра брендов подходит к концу. На самом деле это не так. Сейчас, когда мир так нестабилен, роль выдающихся брендов стала еще важнее, потому что они придают уверенности и энергии.

Задачи бизнеса в 2021 году: 

  • В продажах стоит: создавать омниканальность и точки продаж без людей; выстраивать безопасный и не напрягающий покупательский опыт в торговых точка; сделать реконфигурацию кассовых зон; внедрять такие опции как Click&Collect и Drive-through;
  • В маркетинге важно быть релевантными в выборе сообщений и медиа, а также работать над построением доверительных отношений с клиентами;
  • В ассортименте: делать мини и джамбо-упаковки, создавать товары с безопасным составом и в экологичной упаковке, не забывать о value for money.

Читайте также:

Как потребители принимают решения о покупках в период пандемии COVID-19


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка