Восток и Запад. Продовольственные сети больше не ставят на Киев
Продовольственные сети открывают новые магазины в регионах страны. В столице самые привлекательные площади уже заняты.
Украинские продовольственные ритейлеры растут несмотря на кризис. Как пишет Александра Некращук в материале для LIGA.net, в прошлом году продовольственные сети открыли 577 магазинов, что примерно на 30% больше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные исследовательской компании GT Partners Ukraine.
С чем связан бурный рост? Основные причины — готовность собственников небольших сетей продавать свои активы и увеличение товарооборота.
Против течения
Продовольственные ритейлеры открыли больше магазинов, чем мы прогнозировали, признает директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля. Аналитики компании предполагали, что в Украине откроется до 400 новых объектов.
На первый взгляд эта тенденция выглядит парадоксальной. Потребители приобретают дешевые продукты, например гречку и рис, отказываются даже от алкоголя, отмечает совладелец сетей Таврия-В и Космос Борис Музалев. Как можно объяснить рост?
Одна из главных причин для стремительного развития — увеличение количества сделок на продовольственном рынке, считает совладелец консалтинговой компании RetaiNet Александр Ланецкий. «Самой громкой сделкой прошлого года была покупка АТБ сети Барвинок в Западной Украине», — напоминает эксперт.
Помимо этого, киевская сеть Лоток стала собственником трех супермаркетов Домашний 2/15, а также пяти магазинов Европейский в столице и области. Рынок продовольственного ритейла в прошлом году достиг своего дна, и накопившиеся проблемы заставили отдельных бизнесменов отказаться от своих активов, считает партнер компании Atlas Advisors Алексей Ращупкин. «Это привело к консолидации рынка», — отмечает он.
В прошлом году розничный товарооборот вырос на 4,1% по сравнению с 2015-м. Годом ранее он сократился на 20,7% по сравнению с 2014-м. «Цены в магазинах за прошлый год выросли в среднем на 15%, что привело к росту товарооборота. У ритейлеров появились деньги для развития», — добавляет директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
Лидером по темпам развития стала сеть АТБ, которая в прошлом году открыла 111 магазинов, отмечается в исследовании GT Partners Ukraine. На втором месте — Fozzy Group (Сильпо, Фора, Fozzy C&C), которая открыла 59 новых точек и приступила к развитию сети дискаунтеров Thrash!. В тройке лидеров также луцкий ритейлер Наш Край.
Смена лидера
Наиболее привлекательным регионом для развития ритейлеров в прошлом году оказался запад Украины. Там открылось 25,6% от общего количества новых магазинов, свидетельствуют данные GT Partners Ukraine. Как ранее писала LIGA.net, это связано со слабой конкуренцией в регионе и большим количеством трудовых мигрантов, которые пересылают деньги в валюте своим родственникам. За границей трудится около 5 млн украинцев.
На втором месте неожиданно оказалась Восточная Украина (с учетом оккупированных территорий), где открылось 23,8% от общего числа торговых точек. Объекты ушедших с оккупированных территорий украинских сетей активно осваивают боевики. Например, на месте АТБ открываются магазины Первого республиканского супермаркета. Популярную сеть контролирует помощник главаря «ДНР» Александра Захарченко — Ставрос Багателий. На месте «магазинов у дома» Брусничка Рината Ахметова на Донбассе открываются магазины Авоська.
На третьем месте оказался юг страны с показателем 15,1%. Киев потерял лидерство. Столица заняла четвертое место среди наиболее привлекательных для развития регионов. Виновата высокая конкуренция. Самые привлекательные места уже заняты, объясняют собеседники LIGA.net.
Источник: LIGA.net
Читайте также —