Капитаны торговли: лучшие топ-менеджеры в ритейле по версии Delo.ua

Капитаны торговли: лучшие топ-менеджеры в ритейле по версии Delo.ua

2 дней назад
  69
Костянтин Симоненко

В топ-15 наиболее успешных руководителей в украинском ритейле по версии издания Delo вошли представители АТБ, Аврора, Novus, Eva, Metro Украина, Эпицентр, Ukrnafta, Varus и другие.

Редакция журнала «Топ-100. Рейтинги крупнейших» вместе с экспертами и читателями интернет-ресурса Delo.ua составили рейтинг лучших руководителей украинских компаний. Всего за право войти в топ-50 СЕО соперничали представители 124 компаний. На первом этапе путем онлайн-голосования были определены первые 50 руководителей, имевших наибольший показатель узнаваемости. На втором этапе экспертное жюри оценивало руководителей компаний по пяти критериям: стаж на руководящих должностях в отрасли, навыки антикризисного менеджмента, использование новаций в работе, лидерский потенциал, компетенция по управлению изменениями. Среди 50 лучших CEO Украины около трети приходится на представителей ритейла и причастных к нему сфер. RAU публикует список представленных в рейтинге топ-менеджеров из сферы ритейла и e-commerce.

Борис Марков, член совета директоров корпорации АТБ

Борис Марков, АТБ: Як мережа розвивається у війну та утримує лідерські позиції

В новый 2025 год корпорация АТБ вступила с незаурядными достижениями. В частности, объем инвестиций компании составил около 7 млрд. грн. Товарооборот сети АТБ в 2024 году составил 248,8 млрд грн, что на 15%, чем в 2023 году. За этот период открыто 47 новых магазинов, еще в 11 проведена реконструкция. На начало 2025 года в сети действовало 1257 торговых объектов. Число сотрудников корпорации АТБ на начало 2025-го составляет 56 000 человек. Оказана благотворительная помощь защитникам на сумму более 2 млрд грн.

27-28 марта 2025 года корпорация АТБ завершила полуторагодовой процесс реформации структуры управления группой предприятий, входящих в ее состав. Цель реформы – окончательная децентрализация управления и предоставление максимально широких полномочий Совету директоров, сформированному акционерами. В этой связи была отменена должность генерального директора, которую с 2004 года занимал Борис Марков. Введена должность исполнительного директора (им стал Игорь Яцута), который подчиняется Совету директоров всех предприятий корпорации, куда вошли Борис Марков, Александр Токарь и Дмитрий Евтеев.

Александр Комаров, СЕО (президент) Киевстар

Киевстар — крупнейший украинский оператор электронных коммуникаций, который по состоянию на начало 2025 года обслуживал более 23,3 млн абонентов мобильной связи и более 1,1 млн абонентов «Домашнего интернета». Компания также предоставляет услуги по Big Data, Cloud solutions, сервисы для киберзащиты, цифровое ТВ и т.д.

Киевстар развивает в Украине новые телеком-технологии и в течение 2023-27 годов планирует инвестировать в это направление $1 млрд. В рамках построения встроенной цифровой экосистемы Киевстар 2 апреля закрыл соглашение по приобретению 97% корпоративных прав онлайн-сервиса такси Uklon за $155,2 млн.

Кроме этого, в монобрендовой сети Киевстар работает 450 магазинов и в планах на 2025 год – открытие еще 10-ти и обновление 20 точек. В 2024 году обновили 19 магазинов и разрабатывают новые форматы.

Тарас Панасенко, соучредитель и генеральный директор сети мультимаркетов Аврора

Тарас Панасенко, Аврора: Чому Румунія, хто конкуренти, чому немає франшизи

Выручка крупнейшей сети магазинов в формате one dollar store Аврора в 2024 году выросла на 42,5% и достигла 38,5 млрд грн без НДС (или 46,2 млрд грн с НДС). В 2024 году сеть уплатила совокупно 6,4 млрд грн налогов и сборов. Аврора инвестировала в развитие своего бизнеса 2,5 млрд грн. Открыто 283 новых точек, в целом работает 1545 магазинов, где задействовано более 15 000 человек.

Компания снова планирует открыть в 2025 году в Украине 340-350 новых магазинов и закрепить свой успех в Румынии.

Также в 2024 году Аврора внесла свой первый прямой масштабный вклад в восстановление страны, приобретя в Стоянке под Киевом логистический комплекс West Gate Logistic, разрушенный во время войны. Комплекс включает в себя земельный участок площадью 14,4 га, склад площадью 7400 кв. м и разрушенное помещение площадью 90 000 кв. м. Первая часть уже работает, а полноценный запуск инновационного логистического комплекса должен произойти до конца 2026 года.

Александр Бульба, СЕО Нова пошта

Олександр Бульба, СЕО Нова пошта: наприкінці вересня плануємо вийти на ринок у Польщі

В2024 году Нова пошта увеличила сеть в Украине до 37 210 точек сервиса. Так, к началу 2025 года было уже 13 208 отделений и 24 002 почтомата в более чем 10 000 населенных пунктов по всей Украине. За последний год оператор открыл 1747 новых отделений и установил 8410 почтоматов.

В 2024 году на развитие сети Нова пошта потратила 1,8 млрд грн, что на 35% больше, чем в 2023 году. В планах на 2025 год вложить еще 1,2 млрд грн и открыть еще 11 000 точек, среди которых почтоматы, пункты сервиса и отделения.

Активное расширение сети принесло свои плоды: в прошлом году Нова пошта установила новый рекорд по доставке, совершив 480 млн отправлений против 412 млн в 2023-м, что на 16% больше. В том числе компания доставила 19 млн международных посылок – это на 86% больше, чем в 2023 году.

Напомним, по состоянию на начало 2025 года Нова пошта  была представлена ​​уже в 16 странах Европы, в частности во Франции, Соединенном Королевстве, Испании, Польше, Италии, Германии и других. Нова пошта доставила между разными странами мира уже 4 млн международных отправлений.

Ольга Шевченко, исполнительный директор сети магазинов Eva

Ольга Шевченко управляет сетью EVA с 2010 года. В 2024 году под ее руководством компания открыла 65 новых магазинов, создала около 700 рабочих мест. Инвестиции в развитие бизнеса с начала полномасштабной войны составили уже около 3,7 млрд. грн., а более 100 млн. грн. направлено вместе с клиентами на поддержку Сил обороны Украины, гражданского населения и на инициативы по защите животных.

В 2025 году планируется активно развивать маркетплейс Eva.ua, в частности, расширить свой ассортимент по меньшей мере на 50 000 новых SKU и привлечь еще больше мерчантов.

Также в планах открытие 60-65 новых магазинов, в том числе нескольких Eva Beauty.

Марк Петкевич, СЕО Novus Украина

Марк Петкевич, СЕО Novus: В пріоритеті якісний продукт, розширення мережі та поліпшення процесів

Под его руководством в 2024 году Novus программа энергонезависимости, на которую уже направлено 130 млн грн, дала существенные результаты. Все магазины сети оборудованы генераторами, позволяющими работать и сохранять свежесть продуктов. Через два года 30 супермаркетов должны оснастить СЭС.

За год сеть открыла 18 новых супермаркетов – 2 магазина Novus и 16 Ми Маркет – компактных маркетов формата у дома.

За первые шесть месяцев 2024 года сеть Novus увеличила выручку на 26%, до 13,4 млрд грн, что сделало компанию лидером по динамике развития среди крупных продуктовых ритейлеров. Также активно развиваются магазины небольшого формата Mi маркет, сейчас уже работает 33 точки. Открытие нового логистического центра площадью 50 000 кв. м с 18 температурными зонами стало одним из самых значимых событий года. Главным вызовом на 2025 год топ-менеджер считает достижение максимальной эффективности бизнеса.

Василий Даниляк, СЕО ОККО Group

Василь Даниляк, ОККО: В галузі почнуться масові закриття та банкрутства

По итогам деятельности в 2024 году компании, входящие в состав группы ОККО, суммарно заплатили 21,1 млрд грн налогов в бюджет и государственные фонды. Это на 5,6 млрд грн, или на 36% больше, чем в 2023 году. Во время полномасштабной войны компания выросла не только в рыночной доле, но и в тоннажах продаж, хотя сам рынок просел. Главный секрет, по словам CEO, – поставить клиента в центре всех процессов.

Сейчас компания развивает новые направления – производство и хранение электроэнергии, строительство биоэтанольного завода и агробизнес. В октябре 2024-го ОККО Group также сообщила о начале строительства нового всесезонного горного курорта международного формата GORO Mountain Resort во Львовской области. Инвестиции в проект составят $1,5 млрд.

Людмила Севрюк, директор Brocard-Украина

По словам Людмилы Севрюк, возглавляющей компанию с 1999 года, прошлый 2024-й стал годом адаптации к реалиям войны. Внедрение систем DWH, CRM, ERP Business Central позволило провести оптимизацию бизнес-процессов и существенно повысить эффективность взаимодействия с клиентами. Миграция на новую ERP-систему и CRM-платформу стала фундаментом для внедрения ИИ. В результате взаимодействие с клиентами вышло на качественно новый уровень. В компании сейчас готовятся к открытию магазина принципиально нового формата, где будет воплощено много технологических новинок.

Brocard – крупнейшая парфюмерно-косметическая сеть премиального сегмента в Украине: 63 магазина классического формата в 22 городах и 3 бутика нишевой парфюмерии Brocard Niche Bar во Львове, Одессе и Харькове. Компании пришлось закрыть многие магазины на временно оккупированных территориях. Показатели продаж имеют положительную динамику, но это связано не с улучшением настроений потребителей, а усилиями маркетинга. Поэтому главный упор теперь – персональная консультация нового уровня.

Юлия Бадритдинова, генеральный директор McDonald’s Украина

Менеджерські інсайти СЕО українського McDonaldʼs Юлії Бадрітдінової

После возобновления работы в Украине в конце 2022 года McDonald’s открыл 21 новый ресторан: три в 2022 году, еще десять в 2023 году и восемь в 2024 году. В 2024 году шесть из них появились в больших городах: Черновцах, Одессе, Львове, Виннице и два в Киеве и еще два в меньших городах: Боярке и Ковеле. В настоящее время в Украине работают 109 ресторанов из 124, а 15 существующих заведений – в Харькове, Запорожье, Николаеве и Сумах – остаются закрытыми из-за ситуации безопасности.

Это повлияло на количество посетителей. В конце 2024-го их все еще было на 20% меньше довоенных показателей. Но компания снова работает в плюс. В 2023 году McDonald’s в Украине получил 12,9 млрд грн выручки и 1,2 млрд грн прибыли. В первом полугодии 2024-го выручка сети выросла на 44%, до 7,8 млрд грн, прибыль компании достигла 875 млн грн.

Ольга Устинова, генеральный директор Vodafone Украина

С 2018 года Vodafone Украина на базе 30 центров обслуживания клиентов, принадлежавших непосредственно оператору Vodafone, создала сеть полноценных магазинов. В настоящее время компания имеет 92 собственных магазина в разных регионах Украины, 5 из них в прошлом году заработали в обновленном формате. Еще около 400 торговых точек входят в франчайзинговую сеть и работают под брендом Vodafone.

По итогам прошлого года магазины вышли на показатели выручки в 2021 году. Это при том, что работающих магазинов до полномасштабного вторжения было больше, а покупательная способность клиентов выше. Это произошло благодаря наращиванию эффективности каждой торговой точки. В прошлом году магазины показали прирост 68%.

В магазинах старого образца в среднем представлено 74 бренда, в обновленных – 107. В компании работают над увеличением товарных групп. Расширяют ассортимент электросамокатов, телевизоров, мелкой бытовой техники, включая девайсы для кухни и красоты. В планах на ближайшее будущее – перезапуск 24 торговых точек в обновленном формате и открытие 10 новых магазинов.

Петр Михайлишин, генеральный директор Эпицентр

Петр Михайлишин, Эпицентр: Сейчас не работают 10 наших торговых центров, большинство из которых полностью разрушены

Под его руководством 28 сентября 2024 один из ведущих ритейлеров Украины – сеть ТЦ Эпицентр – открыла свой первый полномасштабный ТРЦ, где кроме проектов самой компании будут представлены многочисленные арендаторы. Общая площадь двухэтажного ТРЦ составила более 96 000 кв. м. Сеть торговых центров Эпицентр вышла в новое для себя направление: открыла семейный парк развлечений Epiland в Киеве. Он работает в столице по улице Полярной, 20 Д.

Также ритейлер начал развивать новую нишу – магазины у дома Эпицентр Express. Новые магазины размером 200–300 кв. м с достаточно широким ассортиментом товаров напоминают одновременно маленький формат торговли DIY или большую точку выдачи. Очевидно, компания Эпицентр начала большой эксперимент с гибридным форматом, чтобы «зайти» поближе к потребителю.

По мнению Михайлишина, все больше торговых центров будут превращаться из мест для шопинга в центры досуга и социального взаимодействия. Это приведет к росту роли фуд-кортов, развлекательных зон и сервисных услуг. Компания планирует развивать собственные ТРЦ с детскими зонами, VR-аттракционами и интерактивными пространствами.

Напомним, у компании есть 72 ТЦ Эпицентр и Новая линия общей площадью 2,2 млн кв. м. Но, по словам Петра Михайлишина, в настоящее время не работает 10 торговых центров, большинство из которых полностью разрушены.

Сергей Корецкий, директор Ukrnafta

Сергей Корецкий, WOG: Нетопливные продажи – якорь для потребителя

Ukrnafta – это не только добыча углеводородов, но и самая крупная монобрендовая сеть АЗК в Украине. По состоянию на 1 марта 2024 года объединяла 460 действующих АЗК во многих регионах Украины. Год назад компании передали в управление 83 заправочные станции сети Glusco, а в ноябре 2024 года компания приобрела 118 АЗС сети Shell, покинувшей украинский рынок. В настоящее время Ukrnafta оперирует 746 заправочными станциями. Госкомпания стала самым крупным игроком рынка, заменив группу Приват.

Если в 2022 году сеть закрывала 2,5-3% продаж топлива на розничном рынке, то в 2023-м эта доля выросла до 4,8-5%. К моменту приобретения сети Shell доля рынка собственной сети Ukrnafta составляла 6,8-7%. А вместе с заправками Glusco закрывается 7-8% рынка топливного ритейла.

В 2023 году компания приступила к трансформации розничного бизнеса путем наращивания нетопливных продаж и создания новых дополнительных сервисов. Цель – стать мощным игроком в сфере ритейла.

Елена Вдовиченко, генеральный директор Metro Украина

Олена Вдовиченко, Metro Україна: бачимо зростання цін на 15−20%, є групи товарів, які подорожчали майже вдвічі

Metro Украина вышла на украинский рынок в 2003 году. Компания управляет 21 классическим центрами оптовой торговли Metro Cash & Carry в Киеве, Днепре, Одессе, Харькове, Львове, Кривом Рогу, Полтаве, Виннице, Запорожье, Черновцах, Николаеве, Ровно, Ивано-Франковске и Житомире; и тремя магазинами смарт-формата в Тернополе, Луцке и Чернигове. Metro Cash & Carry (ООО «Метро кэш энд кери Украина») увеличило выручку за 2024 год на 12,5%, до 28,7 млрд грн. Компания вышла из убытка в 422,5 млн грн в прибыль 178,4 млн грн. Выручка ритейлера в 2023 году составила 25,5 млрд грн.

Наталья Азюковская, исполнительный директор Varus

Наталія Азюковська, Varus: Дефіциту на соціально значущі товари немає

В 2024 году компания открыла девять новых супермаркетов общей торговой площадью 6264 кв. м. Совокупные инвестиции в запуск этих объектов составляли почти $7,5 млн. Кроме этого, значительное внимание уделено обновлению уже имеющихся магазинов: на их модернизацию и реконструкцию направлено $2,5 млн. Varus находится на этапе подписания договора с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) $53,1 млн. для масштабного расширения собственной розничной сети. 28 марта в Одессе открылся еще один супермаркет по адресу Французский бульвар, 22. Общее количество точек в сети — 112 супермаркетов в разных городах Украины и DarkStore в Киеве. Сеть Varus работает в нескольких форматах: классические супермаркеты, магазины To Go и сервис осознанных покупок Varus.ua.

Евгений Мамай, СЕО ЦУМ Киев

Генеральним директором ЦУМ Київ призначено екс-СЕО преміального бутіка Sanahunt

В октябре 2018 года генеральным директором ЦУМ Киев назначен экс-СЭО премиального бутика Sanahunt Евгений Мамай. Он сменил на этом посту Брайана Хендли, решившего вернуться в Великобританию из-за личных обстоятельств.

За это время в главном универмаге столицы были открыты такие успешные проекты как Multiplex, Milk Bar, Aromateque, обновлен пул арендаторов, увеличена доходность направления аренды.

Напомним, ЦУМ Киев – первый и единственный торговый объект формата department store в Украине, расположенный в самом центре Киева. Общая площадь объекта составляет 45 000 кв. м, арендная площадь – 23 500 кв. м.

Портфель брендов универмага включает 121 бренд собственной закупки: Mugler, Maison Margiela, Patou, Nina Ricci, Lanvin, Coperni, Wolford и многие другие. Департамент украинских дизайнеров насчитывает 268 брендов, среди которых Bevza, Frolov, Gunia, Ruslan Baginskiy, Kachorovska, Anna October и многие другие. Более 1000 брендов арендаторов и более 350 брендов представлены в интернет-магазине tsum.ua. С 2022 года ЦУМ Киев также развивает направление собственных торговых марок (Casa #38, Basix) и ЦУМ Киев под которым универмаг выпускает декор, подарки, игрушки и т.д.


К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка