Технологии, форматы или поведение: топ-8 трендов в ритейле на 2021 год
Тенденции, которые будут влиять на мировую розничную торговлю в 2021-м и еще несколько лет после: новые форматы, изменение поведения потребителей, другие принципы взаимодействия.
Ритейл всегда ближе всех стоял к потребителю. Любое изменение потребительских привычек незамедлительно отзывается на розничной торговле, поэтому в этой сфере сейчас наблюдается невероятная скорость изменений. Портал NR сделал обзор восьми трендов, которые будут определять развитие торговли в 2021 году.
Ритейл идет по домам
Ритейлу уже «не сидеть» в комфортных торговых комплексах, ситуация его стремительно подталкивает к домохозяйствам, к подъездам. Поэтому торговые сети будут активно открывать пункты самовывоза товаров, размещая их рядом с домами своих клиентов.
Банки уводят покупателей
Ритейл оказался не настолько проворным в изобретении новых форматов: все усилия сейчас уходят на оптимизацию дряхлеющих бизнес-моделей, а на новые модели не остается сил. Банки, высокотехнологичные компании активно выходят в новые для себя сферы и постепенно забирают традиционную аудиторию розничных сетей, предлагая новые форматы.
Если ритейл и дальше будет упускать инициативу в новых форматах, то скоро можно будет говорить о формировании новой реальности. Где на вершине пирамиды будут банки и технологичные компании, а не торговые сети. Ритейлерам стоит обратить внимание на эту ситуацию уже в 2021 году.
Изобилие технологий: выстроить систему приоритетов
Розничную торговлю ждет активное внедрение инноваций на всех его уровнях, во всех сегментах, в борьбе за выживание и повышение эффективности, ритейл вынужден начать активный поиск инновационных решений, в первую очередь IT-решений. Сложностью, с какой столкнутся торговые сети в этом году, станет изобилие технологий и отсутствие критериев выбора решений.
Предложений много, и решают они множество задач, но при ограниченном бюджете сложно выбрать технологию, которую нужно внедрять в первую очередь, а какую — во вторую. 2021 год – это проблема приоритетов. Возрастает роль консультантов, которые помогут подобрать решения и выстроить приоритеты
Производители влияют на стратегии борьбы за покупателя
Офлайн-ритейл долго пренебрегал организацией обратной связи между потребителем и производителем. Такое пренебрежение может поставить торговые сети в очень сложное положение, т.к. производитель видит очень демократичные каналы выхода напрямую на потребителя, и в этих каналах он получает обратную связь для улучшения своего продукта, а также — большую прибыль.
Наиболее прозорливые ритейлеры сделают своей стратегией не блокирование связи производителя и покупателя, а сосредоточатся на выстраивании удобного интерфейса общения.
У магазинов в большинстве случаев товар не свой, а у производителя нет доступа к покупателю, его монополизировал ритейл. В 2021 году мы увидим процессы изменения стратегии производителя в направлении работы с покупателем напрямую и, как следствие, изменение стратегий ритейла, чтобы уменьшить ущерб от новых стратегий производителя.
Дискаунтеры наступают
У потребителя всегда был запрос на справедливую цену, но удовлетворить его не спешили, т.к. не складывались для этого условия. Жесткие дискаунтеры во всех сегментах будут занимать все большую долю. В ближайшие 3-5 лет она может перевалить за 20%. Благоприятным условием для развития дискаунтеров является не столько падение доходов населения, сколько усталость многих покупателей от брендов. Покупатель просто не видит разницы между торговыми марками, и решающим фактором для него становится только цена. Важно понимать, что жесткий дискаунтер – это в первую очередь удовлетворение спроса на справедливую цену, а потом уже все остальное.
Мобилизация
Продолжится мобилизация всего и вся, будет лавина разработок мобильных приложений: для покупателя, для продавца, для офисных сотрудников ритейла. Мы все уходим в маленькие экраны, а доступность 24/7 становится новым стандартом.
Кассы самообслуживания
В ритейле продолжится тренд на развитие касс самообслуживания. В ближайшие 3-5 лет доля чеков, пробиваемых через такие кассы, может дойти в среднем до 30-40%.
IT-аутсорсинг
Часть ритейла, которая активно вошла в собственные разработки IT-продуктов начнет их сворачивать в пользу аутсорсинговых решений. Многие компании увидят, что собственная разработка хорошо может отражать проблемы конкретного бизнеса, но сильно отставать от общерыночных задач, и это уже непосильная задача для непрофильного подразделения в ритейле. Те же компании, которые продолжат активные разработки, в следующие пять лет станут поставщиками Iрешений для рынка и начнут активно менять свою бизнес-модель в сторону развития в качестве IT-компаний.
Читайте также —
Пять трендов shopper-маркетинга, которые будут актуальны в 2021 году