
Сеть EVA закрыла сделку по приобретению складского комплекса Омега-1 в Броварах


Украинский журнал Forbes опубликовал очередной рейтинг 100 крупнейших частных компаний страны по объему выручки. Как и в прошлом году, в первую пятерку попали АТБ и Fozzy Group, а всего в списке 21 компания ритейла и смежных сфер.
Издание Forbes Ukraine в своем октябрьском номере представило рейтинг 100 крупнейших частных компаний, работающих в Украине, по размеру дохода. Среди них есть 21 компания сферы розничной торговли и смежных отраслей (включая сети АЗК), e-commerce и ресторанного ритейла. Согласно расчетам редакции, совокупная выручка всех участников рейтинга выросла за год на 8% до 2,3 трлн грн. И не последнюю роль в этом играют операторы розничной торговли. После вхождения в первую пятерку компаний АТБ и Fozzy Group в прошлом году эти ритейлеры продолжают активное развитие. Сеть магазинов формата DIY — Эпицентр К — после попадания в первую десятку за год улучшила свою позицию, заняв 9-е место.
В августе 2021 АТБ открыл в супермаркете под Киевом первое полноценное кафе. В меню 42 позиции: салаты, гарниры, мясо, рыба и сладости. В общем ритейлер планирует открыть 25 подобных заведений. Кафе — еще один способ повысить привлекательность АТБ для среднего класса. Процесс стартовал в 2016-м, когда компания запустила проект «черный АТБ», дополнив бело-синие АТБ, которые бедненько выглядели, супермаркетами с черной облицовкой. С начала года АТБ обновил 26 магазинов. Теперь в сети треть модернизированных торговых точек. Кроме редизайна, АТБ увеличил ассортимент товаров средней ценовой категории, и внедрил новые сервисы — пекарни, кофе-пойнты и тому подобное.
С начала 2021-го АТБ открыл 61 магазин, всего в сети 1257 супермаркетов. В фокусе Одесская, Киевская и Львовская области. За шесть месяцев 2021 года товарооборот АТБ вырос на 20% до 85,3 млрд грн.
Один из крупнейших продуктовых ритейлеров страны энергично осваивает новые направления. В 2020-м Fozzy Group зашла сразу в две торговые ниши, запустив сеть товаров для хобби OffTop и мини-маркеты FoodPod. В первом формате работает уже 10 точек в Киеве, во втором — пять магазинов в столице и пригороде.
Также Fozzy Group открывает спортивные клубы Apollo Next. Фишка заведения — групповые тренировки по новой для Украины методике Les Mills. Основной бизнес Fozzy, сеть Сільпо, развивает собственную доставку. Причем не только в Киеве, где хорошо развиты подобные сервисы, но и в пяти десятках меньших городов. Летом 2021 года компания открыла виртуальный ресторан с доставкой Сільпо Resto. Блюда в нем готовятся «из-под ножа», а время от заказа до доставки занимает не более 40 минут: в структуре девять dark kitchen. Сервис доступен только в Киеве, в планах — Одесса и Львов.
В начале года крупнейший в Украине производитель курятины сменил название с Мироновский хлебопродукт на МХП. Это часть трансформации компании из сырьевой в кулинарную, которую Юрий Косюк задумал в 2019 году. В 2020 году птицеводство принесло компании 68% дохода. Компания хочет производить больше готовой пищи и полуфабрикатов. Летом 2020-го МХП открыл R&D центр в Вишневом под Киевом. Проектом занимается жена основателя Елена Косюк. Здесь разрабатывают продукты ready to cook и ready to eat, создают упаковки, тестируют качество, обучают поваров. Кроме мяса птицы в новых продуктах будут использовать говядину — сырье обеспечит Лубнымясо, за 51% акций которого МХП заплатил $788 000. Компания избавляется от неперспективных активов: за $ 2,7 млн продана Снятинская птицефабрика за $671 000 — Добропольский элеватор.
Наибольший непродуктовый ритейлер Украины переживает период реновации. Вместо отделов — теперь shop-in-shop с новым дизайном и готовыми интерьерными решениями. В Эпицентр открылись студии света, сна, интерьеров. Ритейлер также развивает новые направления — аптеку и продуктовый маркет, где продаются свежая выпечка и деликатесы. Чтобы идти в ногу со временем, компания начала открывать точки выдачи и запустила собственный маркетплейс. Долгосрочная цель команды digital — маркетплейс должен давать 25% оборота Эпицентр.
Розничная торговля нефтепродуктами на 400 АЗС под брендом ОККО остается основным бизнесом концерна Галнафтогаз. В 2020 году компания сократила долю на рынке на 3%, до 16%, сохранив второе место в топливной рознице после Укрнафта. Реализация всех видов топлива снизилась в среднем на 10%. «Причина — сокращение мобильности из-за карантина», — констатирует пресс-служба компании. В 2020 году ОККО нарастила в продаже долю товаров нетопливного сегмента с 20% до 25%. Цель — довести этот показатель до 30% в ближайшие годы.
Группа не оставляет планов строительства горнолыжного курорта в Славском, в 70 км от Стрыя — малой родины основателя группы Виталия Антонова. Стоимость проекта — около $500 млн. Работы должны начаться в 2019 году, но из-за проблем с выкупом земли старт перенесли на 2021-й, а затем — на весну 2022 года. Но и эта дата не окончательная — на закрытие всех земельных вопросов и получение необходимых разрешений может потребоваться больше времени.
Крупнейшим украинским продавцам топлива тесно в профильном бизнесе. «Происходит соревнование в построении convenience store — небольших круглосуточных магазинов с мини-кафе», — говорит аналитик консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко. Продажа «нетопливных товаров» через WOG Market и WOG Cafe приносит 20% оборота сети. Цель — довести этот показатель до 30%. С начала 2020 года в 15-ти городах можно заказать доставку продуктов и еды из магазинов WOG. В марте 2021-го на двух АЗС открыли фуд-холл «Семьи ресторанов Дмитрия Борисова». К концу года учреждения от Борисова появятся еще на пяти АЗС.
WOG входит в тройку крупнейших в Украине по количеству заправок, занимая, по собственной оценке, 10% нефтепродуктового рынка. В структуре группы 20 нефтебаз, более 400 АЗК, 245 WOG Market, 388 WOG Cafe. «В планах на 2021 — строительство пяти концептуально новых объектов, — рассказала RAU операционный директор WOG Владлена Русина. — Будет модернизировано до 20-ти работающих АЗК ».
Roshen занимает 29-е место в рейтинге крупнейших мировых производителей сладостей Global Top 100 Candy Companies за 2021. Кондитерская компания Петра Порошенко значительно опережает конкурентов по украинскому рынку — Millennium и Конти, которые занимают в мировом рейтинге 73 и 89 места. В конце 2019 года корпорация планировала открывать по 10 фирменных магазинов ежегодно, но вмешалась эпидемия. В 2020 году сеть не расширилась, в ней, как и раньше, 71 магазин в 11 городах. Компания не публикует консолидированную отчетность. Судя по годовых результатам дочернего предприятия УК «Рошен», на которое приходится около двух третей выручки холдинга, кондитерский бизнес Порошенко стабильно наращивает доходы. В 2015 году предприятие продало сладостей на 10,6 млрд грн, а в 2020-м — на 17,4 млрд грн.
В Metro Cash & Carry 26 гипермаркетов в 18 городах. Компания делает ставку на собственные торговые марки. К 2026 году их доля в ассортименте должна вырасти минимум на 7%, до 24%.
Сайт Rozetka — четвертый по популярности в Украине. Конкуренты-ритейлеры далеко позади. По данным аналитической компании Kantar, интернет-магазин Эпицентр на 15-м месте, маркетплейс Allo — на 23-м. Компания расширяет свое физическое присутствие. Зимой 2021-го Rozetka объявила о запуске франшизы и за первые шесть месяцев открыла 15 партнерских точек. Список желающих сотрудничать длинный — в листе ожидания около 1500 человек, готовых совокупно вложить в развитие сети $40 млн, говорил основатель компании «Франч» Роман Кирилович, который помогал Rozetka запустить партнерскую сеть. «Емкость рынка — более 1000 точек», — уверяет Владислав Чечеткин.
Samsung впервые подробно объяснил, чем занимается его R&D подразделение в Украине. С момента основания в 2009 году компания инвестировала в киевский центр разработки $365 млн и заняла около 600 человек, рассказал в июне 2021-го CTO Samsung R & D Institute Ukraine Андрей Фусиенко. Подразделение фокусируется на разработках в сфере компьютерного зрения, графики и кибербезопасности. С момента основания центр подал 232 патентные заявки. Компания вложила $1 млн в программы сотрудничества с киевскими КНУ и КПИ, харьковскими ХАИ и ХНУ.
Стабильный рост Нова пошта почти затмили два колоссальные штрафа на 326 млн грн, которые выписало компании харьковское подразделение Госпродпотребслужбы. Одного клиента якобы обсчитали в отделении в Чугуеве, другому не вернули 500 грн за разбитый аквариум. «Рэкет в законе», назвал решение чиновников соучредитель Нова пошта Вячеслав Климов. «Такого штрафа не будет. Потому что он неадекватный нарушению », — сообщила после рассмотрения глава Госпродпотребслужбы Владислава Магалецкая.
В течение остального времени на повестке дня — быстрое масштабирование и технологические решения. К концу 2021-го Нова пошта планирует увеличить количество почтоматов с 7000 до 17 000. Для сравнения: самый крупный логист Польши, компания InPost, оперирует сетью из 15 000 почтоматов. В январе InPost вышла на Амстердамскую биржу с капитализацией $9,7 млрд. Другая точка роста — платежная система NovaPay. В 2020 году через нее провели денежных переводов на 121 млрд грн. «Собственная платежная система — это уверенность в завтрашнем дне, — говорит директор NovaPay Андрей Кривошапко. — Идея в том, что мы можем сами управлять своим ключевым бизнесом».
Продавец электроники и бытовой техники начал торговать детскими товарами. В сентябре 2021-го на его сайте появился большой раздел Comfy Kids. Кроме игрушек в ассортименте товары для будущих мам и безопасности детей, памперсы, детский текстиль, мебель и транспорт — от колясок до самокатов и велосипедов. В мае 2021-го в одном из киевских торговых залов Comfy открылся Apple Shop площадью 80 кв. м. Сеть насчитывает 86 магазинов. По данным компании, они продают около 800 товаров в час.
Один из крупнейших продавцов электроники и бытовой техники наращивает темп. Фокстрот доставляет интернет-заказ не более чем за два часа, а собирает их за 30 минут. У покупателей также появилась возможность получать потребительские кредиты по предоставлению электронных документов в приложении «Дія». Как и конкуренты, ритейлер расширяет виртуальную витрину — она насчитывает около 100 000 наименований товаров. В ассортименте не только профильная продукция, но и товары для спорта, отдыха, ремонта и сада. В сеть входит 165 магазинов общей площадью более 153 000 кв. м.
Украинская сеть Ашан насчитывает 28 гипермаркетов. Три из них открыли в первой половине 2021 года, указывается в отчете холдинга ELO, который владеет торговой сетью. Ритейлер вернулся к физической экспансии после трехлетней паузы. «Большие форматы на 10 000 — 15 000 кв. м будут теперь исключением», — констатирует на форуме RAU Invesment директор по развитию сети Игорь Ковалев. Ритейлер будет развивать формат pick-up-point и попробует себя в уличном ритейле.
Сеть EVA, крупнейший в Украине игрок на рынке drogerie, в 2020 году из-за карантина не выполнила план по открытию новых торговых точек, зато в шесть раз нарастила продажи онлайн. Компания реорганизовала склад интернет-магазина в Броварах и модернизировала распределительный центр во Львове. «Мы адаптировались к дистанционной работе, сохранили магазины и сотрудников», — говорит исполнительный директор EVA Ольга Шевченко. Развитие онлайн-розницы остается приоритетом компании и на 2022 год. Другая важная задача — строительство распределительного центра в Одессе.
В конце 2020 года сеть из Днепра открыла сотый магазин. А уже летом 2022-го владельцы планируют иметь 200 торговых точек. Развитие сети ускоряет изменение потребительского поведения — люди предпочитают магазины у дома. Чтобы удовлетворить спрос Varus строит супермаркеты площадью 300-700 кв. м и переформатирует большие магазины. В нескольких из них часть торговых залов выделили под рабочую зону для сборщиков онлайн-заказов, чтобы сократить количество несвоевременно собранных пакетов (35% от всех заказов). В следующем году Varus планирует открыть dark store, что позволит снизить долю задержек до 1-2%. Varus сотрудничает с сервисом Glovo и тестирует собственную доставку.
Главный фокус продуктового ритейлера в 2021 году — интеграция 35-ти магазинов Billa, которые компания выкупила в прошлом году. Поглощение Billa обошлось Novus, по оценке операционного директора сети Алексея Панасенко, в сумму около $100 млн. В ребрендинг каждого магазина компания вкладывает 12-15 млн грн, говорит он. В сентябре 2021 Novus насчитывает 82 супермаркета, большая их часть — в Киеве и Киевской области.
Сеть Retail Group насчитывает 62 продуктовых супермаркета: 10 работают под брендом Велика кишеня, 35 — Велмарт, 15 — ВК Экспресс, один — ВК Select. «Мы отходим от бренда Велика кишеня и проводим ребрендинг части магазинов ВК», — говорит директор по маркетингу Елена Грабовская.
Со временем все магазины Велика кишеня переформатируют в дисконтные гипермаркеты Велмарт. Новая модель управления предполагает делегирование полномочий на уровень магазинов, чтобы оперативно реагировать на требования покупателя. «Каждый магазин будет самостоятельно определять ассортимент, ценовую политику, привлекать поставщиков», — объясняет Грабовская.
Сеть Виктора Полищука покидает территорию низких цен. «Конкурировать на уровне широкой полки и цены нет возможности», — объясняет CEO Вера Витинская. Eldorado меняет подход к сервису: место выдачи интернет-заказов разместили у входа в магазин, кассу и зону Hi-Technic — в центре, детскую и лаунж — недалеко от столиков выдачи кредитов. Это позволяет равномерно распределять трафик покупателей и не оставить ни один отдел «холодным». В 2020 году сеть открыла девять магазинов и насчитывает более 120 точек в 59-ти городах. В первой половине 2021-го, по данным компании, их посетило около 10 млн человек.
В сеть UPG входит 73 автозаправки в 17 областях — по этому показателю компания в десятке крупнейших операторов украинского топливного рынка. В 2020 году UPG открыла семь АЗС — вдвое меньше запланированного. Скорректировать планы заставило снижение мобильности из-за пандемии. «Год был тяжелым, но мы развиваемся», — говорит владелец компании Владимир Петренко. С начала 2021 года UPG открыла еще пять АЗС. Петренко не привлекают заемный капитал, финансируя расширение благодаря прибыли. Одна заправка ему обходится в $1,5-2 млн. К концу 2021-го UPG планирует установить на всех своих АЗС зарядные станции для электромобилей.
Сеть супермаркетов Таврия В братьев Музалевых запустила новое направление — минимаркеты у дома Таврия В Express Уже работает четыре объекта в Одессе и Хмельницком. Площадь торговых точек — от 150 кв. м, ассортимент — около 2500 наименований.
В 2020 году наибольшая по обороту компания в сфере общественного питания не досчиталась 20% посетителей. Как и у всего рынка, доставка стала для McDonald’s главным каналом роста во время пандемии. Продажи через McDelivery выросли в 4,5 раза. В 2020-м McDonald’s открыл в Украине 10 ресторанов — вдвое больше, чем годом ранее. Компания инвестировала в новые заведения $68 млн, увеличив свою долю рынка на 0,5 процентного пункта, до 14%. Стратегическая цель — расширение сети в городах-миллионниках, их пригородах и областных центрах.
«Мы намерены полностью закрыть все сателлиты Киева», — сказал директор по развитию украинского McDonald’s Виталий Стефурак. Ключевой критерий размещения — большой поток людей и возможность организации McDrive. На очереди открытие ресторанов быстрого питания в Кропивницком, Мариуполе, Черновцах и Ужгороде. Это будут заведения нового формата: диджитализованные, с выразительным дизайном. McDonald’s рассчитывает воспользоваться возможностями, которые открывает бизнесу программа «Велике будівництво», и договаривается с сетями АЗС об открытии ресторанов вдоль автомагистралей. «Дороги в Украине активно обновляются. Мы видим рост внутреннего туризма, — говорит Стефурак. — Количество транспорта проезжающего в том или ином направлении, позволяет инвестировать и получить нормальный срок окупаемости».
Читайте также —
Топ-15 самых доходных торговых сетей Украины по версии Forbes