Топ-10 продуктовых сетей Украины по количеству работающих магазинов в 2023 году
Кто из FMCG-операторов украинского ритейла, несмотря на войну, смог не только возобновить работу торговых точек, но и открыл больше новых магазинов за 2022 год и первый квартал 2023 года.
Как свидетельствуют данные ежемесячного исследования, проводимого среди членов Ассоциации ритейлеров Украины, через 12 месяцев полномасштабной войны отечественные FMCG-операторы возобновили работу 96% своих сетей. Эта часть критической инфраструктуры и самая многочисленная отрасль ритейла по количеству игроков и торговых точек не только выстояла, но продолжает активно развиваться.
Основываясь на статистике, предоставленной игроками рынка, RAU составила свой топ-10 продовольственных сетей по количеству работающих магазинов по состоянию на конец марта 2023 года по сравнению с мартом 2022 года. В частности, сравнив количество торговых точек до 24 февраля 2022 года и в настоящее время, что позволяет оценить общую динамику и отдельные тенденции развития продовольственной розницы Украины и определить лучших по динамике расширения.
Незыблемая троица
Уже много лет первая тройка продовольственного ритейла остается неизменной. Несмотря на серьезные потери, понесенные сетями там, где велись и продолжаются активные боевые действия, в том числе на оккупированных территориях, они смогли сохранить лидерство за счет запаса прочности национальных операторов и большого количества торговых точек. И хотя за последние 12 месяцев сети достаточно живо возобновляли работу закрытых магазинов, общее количество у каждого из этих игроков меньше, чем до войны.
Так, несмотря на сокращение общего количества торговых точек на 122 магазина по сравнению с довоенной порой, лидером по этому показателю остается сеть АТБ (Днепр). По состоянию на март 2023 года здесь работало 1176 магазинов, что на 12% больше аналогичного показателя марта 2022 года. Следом за АТБ по-прежнему идет компания Fozzy Group (Киев), объединяющая сети Сільпо, Фора, Fozzy Cash&Carry, Le Silpo и Thrash!Траш!, суммарно дающих 726 магазинов против 785, работавших перед войной. С марта прошлого года компании удалось возобновить работу почти 41% магазинов и это самая большая динамика обновления среди трех основных игроков.
Третий ключевой игрок по количеству торговых точек – компания VolWest Retail (Луцк), объединяющая сети Наш Край и Spar, тоже не избежала потерь и теперь насчитывает всего 258 магазинов против 267, работавших до войны. Относительно небольшой процент возобновления работы торговых точек (+5,7%) продиктован прежде всего географией преимущественного расположения их в центральных и западных регионах страны.
Передовики и отстающие
В первую пятерку лидеров входит также сеть КОЛО (Киев), которая до войны насчитывала 249 магазинов, расположенных в Киевском и Одесском регионах. К сожалению, ритейлер, когда-то очень динамично развивавший сеть магазинов «у дома», теперь вынужденно сокращает количество торговых точек для сохранения эффективности работы бизнеса. По сравнению с довоенным периодом количество действующих точек уменьшилось почти на 11% и составляет 222 магазина. Однако динамика восстановления впечатляет: с марта прошлого года количество действующих торговых точек увеличилось на 141,3% (с 92 до 222 магазинов).
В то же время компания МХП, находящаяся на этапе трансформации в кулинарную компанию, активно продолжает развитие своего ритейл-проекта – сети магазинов М’ясомаркет (Киев). Если в преддверии полномасштабного вторжения сеть насчитывала 179 торговых точек, то уже в марте 2022-го работало чуть больше половины. Но за следующие 12 месяцев открытых М’ясомаркетов увеличилось почти на 153%. И теперь их больше на 66 точек, чем до большой войны. Во многом это обусловлено выбранной моделью развития по франшизе и активной поддержкой материнской компании. Как результат – четвертое место по количеству магазинов.
Успех М’ясомаркета вытеснил из пятерки лидеров львовскую сеть магазинов Рукавичка, даже несмотря на то, что она масштабировалась со 185 магазинов до 200 (с приростом в 8%).
В то же время на втором месте среди самых быстрых есть луцкий ритейлер Сім23, который имеет уже 179 магазинов в западных регионах страны и почти ежемесячно открывает новые. Это на 47 точек больше, чем было до войны и на 57% больше показателей марта прошлого года. Юбилейный 150-й магазин сети маркет Сім23, работающий в формате convenience store, открылся осенью прошлого года в Луцке – городе, с которого ритейлер начинал свое развитие.
Еще один ритейлер, демонстрирующий хорошую динамику развития – сеть Файно маркет из Кропивницкого, нарастившая сеть до 148 магазинов или почти на 14%. Замыкают рейтинг сети Делві (Киев) и ЕКО маркет, несколько уменьшивших количество магазинов за последние 12 месяцев.