Как управлять изменениями и генерировать новые бизнес-стратегии – опыт MTI и Intertop, Нова пошта и других
Руководители компаний, успешно переживших кризис 2020-го, поделились опытом как создавать и внедрять инновационные проекты в новой реальности и превращать сложности в новые возможности
2020 год проверил украинский бизнес на скорость реакции и прочность, выявив тех, кто не смог пережить кризис, и тех, кто виртуозно оседлал волну во время шторма. Владельцы и руководители успешных компаний в рамках «Business Thinkers Forum 2021: Лидерство. Стратегии. Принципы» поделились своим опытом и видением стратегии работы в новых условиях. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами выступления Владимира Цоя, совладельца и президента группы компаний MTI, Вячеслава Климова, одного из основателей компании Нова пошта, а также других представителей украинского бизнеса.
Быть технологичным
С одной стороны, кризис – это новые возможности, но с другой стороны к их использованию надо готовиться заранее. Если бизнес сделал ставку на какое-то одно направление, которое внезапно «врезалось в стену», например, из-за локдауна, то никакая харизма лидера или корпоративный дух не помогут пережить это. И тут выигрывают более технологичные компании. Как справедливо заметил Алексей Тимофеев, соучредитель инвестиционной компании Trident Acquisitions Corp, на международном рынке происходит глобальное переформатирование цепочек заказов. Украинским производителям товаров и услуг предоставляется уникальный шанс вклиниться в мировые цепочки поставок на очередном цикле деглобализации.
Это подтверждается и опытом Андрея Здесенко, основателя и президента корпорации «Биосфера», владельца Charisma Fashion Group, который со своей продукцией (товары для дома и личной гигиены) «стучался в сотни сетей» за границей.
«Теперь мы ежедневно продаем 1 млн шт единиц продукции в 30 странах мира, половина из которой произведена на пяти наших заводах. Но до того долгое время нашу продукцию игнорировали, предпочитая работать с многолетними партнерами из Турции, Китая и Израиля. А теперь существует гигантский спрос, например на антисептик или влажные салфетки», — говорит Здесенко.
Другое дело, что для реализации шанса, выпадающего раз в 10 лет, необходимо было подготовиться технологически – например, иметь возможность производить товар круглосуточно. Следующее перспективное направление – работа над новыми частными марками (СТМ), которые уже сейчас конкурируют с известными брендами. Об этом же, кстати, говорят и эксперты Deloitte.
Не техно единым
В то же время без сплоченной работы команды трудно достичь успеха, опираясь только на технологии. Такого мнения придерживается Владимир Цой, президент группы компаний MTI.
«Мы не делали перед кризисом «домашнее задание», так как никто не мог предвидеть коронакризис. Поэтому для нас было важно не сворачивать начатые проекты, много денег было инвестировано в информационные технологии и изменение структуры компании. Просто старались закончить их как можно скорее», — говорит совладелец MTI и Intertop.
По его словам, важным элементом стратегии выживания стало проявление эмпатии к сотрудникам, партнерам и клиентам компании, так сказать, поддержать их и словом, и делом. По возможности любыми способами. Надо было сделать так, чтобы они почувствовали эту поддержку.
И чем больше масштаб компании, тем труднее сделать даже простые действия, например, обеспечить 30 000 сотрудников Нова пошта масками в 8000 отделений. По словам Вячеслава Климова, одного из основателей компании Нова пошта, делая ставку на скорость обслуживания и технологичность внутри отделений было не просто организовать очереди на улице с соблюдением дистанции. В прошлом году в Нова пошта пришли к выводу, что компания должна быть еще более управляемой и в 2021-м серьезно занимаются модернизацией системы управления. Начиная от системы постановки задач и заканчивая мотивацией сотрудников, чтобы быть еще более готовыми к будущим кризисам.
«Технологии, безусловно важны. Но любой владелец бизнеса знает, что новые технологии требуют серьезных изменений, что многим не нравится. Поэтому чтобы внедрить новую технологию нужно очень настойчивое, жесткое желание владельца», — подчеркивает Владимир Цой.
О кризисном управлении
В трудные времена для бизнеса собственники часто берут управление в свои руки. Вячеслав Климов не видит ничего страшного в том, что владелец начинает «хвататься за руль», принимая больше участия в управлении предприятием. Грубо говоря, «у собственника дури больше», поэтому он всегда может смелее действовать в сложной ситуации по сравнению с CEO или членами набсовета. Запрос на лидерство в кризис больше и собственник должен отвечать на этот запрос.
Важно, как метко подметил Андрей Ставницер, акционер и основатель компаний «ТИС» и Neptune, партнер в SD Capital, отличать знаки судьбы от контекстной рекламы. Бывает, владелец создает больше проблем своими действиями, попав в так называемую ловушку основателя.
«Мы пять лет назад в группе компаний MTI приняли решение, что собственники будут постепенно отходить от операционного управления. Поэтому теперь я не занимаюсь операционной деятельностью и только «приглядываю» за бизнесом. Контролирую финансовые показатели, достижение запланированных целей и подбором топ-кадров в компанию», – поясняет Владимир Цой. По его словам, практически все собственники переоценивают свою роль в любом успехе, которая на самом деле не превышает обычно 15-20%. Главная задача собственника — подбор команды. В нынешние времена владельцу важнее не единолично принимать судьбоносные решения, а полностью вовлекать в процесс выработки решения всю команду.
«Сказать, что я чего-то не знаю, тоже надо иметь смелость», – считает Цой.
О перспективах диджитализации
Современный бизнес, в том числе и ритейл демонстрирует стирание границ между разными отраслями. За примерами далеко ходить не надо – достаточно взглянуть на бизнес Rozetka и Эпицентр. Для украинского производителя, по словам Андрея Здесенко, дистанционная работа – дополнительная трудность в организации переговоров с крупными поставщиками сырья, технологическое отставание из-за невозможности посещения выставок и производств и т.д. Что в конечном итоге приводит к снижению конкурентоспособности на глобальном уровне.
В то же время крупные ритейлеры, такие как MTI, куда входит и компания Intertop, не испытывают подобных проблем. В группе компаний реализуется с десяток различных технологических новинок. В прошлом году fashion-подразделение ударными темпами за девять месяцев внедрило единую технологическую платформу последнего поколения SAP S/4HANA, где применяется искусственный интеллект. Также стали активно развивать онлайн-коммерцию и сейчас это позволяет реализовать омниканальную стратегию, улучшая покупательский опыт. Также регулярно проводится внутренний аудит стратегии технологического развития компании и раз в 3-5 лет – внешний аудит при помощи международных компаний, таких как EY. В 2021 году планируется третья подобная инспекция.
И без развития технологий, в том числе онлайн коммерции, бизнес не выживет. Так, Вячеслав Климов считает, что со временем бизнес-платформы превратят остальных в commodity, если компании не будут диджитализироваться.
«У нас нет выбора. Если не внедрять цифровые технологии, то вскоре маржа будет стремиться к нулю, так как платформы будут отсекать вас от клиентов и забирать вашу маржу себе. Что наглядно продемонстрировал сервис доставки Glovo на ресторанном рынке», – говорит совладелец Нова пошта.
Эксперты прогнозируют, что порядка 10-11 профессий вскоре исчезнут благодаря развитию алгоритмов и цифровых платформ. К примеру, прямо на глазах исчезает экспедиторский бизнес. Теперь организовать оптимальную поставку можно при помощи приложения в смартфоне.
А на подходе автотранспорт без водителей и умные тележки в супермаркетах (например, от Amazon) вместо кассовых блоков.
Читайте также —
Цифровая трансформация ритейла: ретроспектива и прогнозы развития на 2021 год