Складская мутация: как пандемия изменила подходы к построению логистических цепочек
Reuters Events в партнерстве с международной логистической компанией Maersk подготовили отчет о том, как модели спроса, которые не соответствуют историческим тенденциям, вызвали сдвиг в стратегической цепочке поставок ритейлеров и производителей.
Как утверждают эксперты A.P. Moller – Maersk, а также представители международных брендов и профильные специалисты, опрошенные Reuters Events, большая гибкость складских и распределительных операций могут стать ключом к обеспечению отказоустойчивой цепочки поставок. RAU публикует основные тезисы этого исследования, которое есть в распоряжении редакции.
На первый план при принятии управленческих решений вышли логистические цепочки, пандемия выдвинула такие ранее малоинтересные элементы как, например, распределительные центры. От способности стабильно обеспечивать товарами клиентов в удобном им месте и за короткое время зависит теперь успех всего бизнеса ритейлера. А также от его способности справляться со скачками спроса на доставку, как это было во время многих локдаунов.
Изменение сложившегося баланса в мировых цепочках поставок
Размещение крупных фабрик в странах с низкими затратами (в т.ч. дешевой рабочей силой) породило длинные цепочки поставок. Но чем дальше место производства, тем выше мултипликативный эффект сбоев.
«Пандемия отличалась от традиционной ситуации, когда можно было изучить риск отказа в одной точке цепи. Например, сбой поставщика, отсутствие компонента на складе или проблема с производством и т.д. Но во время пандемии у вас были «множественные переломы». Некоторые из них одновременно», — отмечает директор по исследованиям и глава Центра международного производства Кембриджского университета д-р Джаг Срай (Dr. Jag Srai).
Таким образом, концепция глобальных цепочек оказалась под серьезной угрозой, и в компаниях проводится переоценка того, имеют ли смысл длинные цепочки поставок.
С другой стороны, пока магазины были закрыты, потребительский спрос не упал. По оценкам исследовательской компании eMarketer, глобальные онлайн-продажи в 2020 году резко увеличились на 25,7%, а в отдельном исследовании подсчитано, что глобальный рынок логистики электронной коммерции вырос на 27,3%.
Руководитель отдела логистики электронной коммерции в Европе компании A.P. Moller – Maersk Науд Фрезе (Naud Frese), считает, что в будущем этот рост сохранится на уровне 8-15%.
Омниканальный подход означает, что компании нужны инструменты поддержки множества различных типов заказов и в то же время множества различных единиц складского учета (SKU).
Генеральный директор британской Ассоциации складских помещений (UKWA) Клэр Бутл (Clare Bottle), отмечает, что если во время пандемии потребители рационализировали свои покупки, то теперь они снова начинают возвращаться к разнообразию потребления.
Уникальное воздействие пандемии и реакции на ее последствия вынуждают менеджеров по логистике иначе выстраивать цепочки поставок в широком диапазоне продуктов, которые все без исключения должны продолжать поступать к конечному потребителю.
Борьба за место на складе
Неустойчивость спроса, сбои в цепочке поставок и взрывной рост в секторе электронной коммерции заставили производителей и ритейлеров лихорадочно искать место для хранения дополнительных запасов и обслуживания онлайн-покупателей.
В британском агентстве недвижимости Savills говорят, что спрос на складские площади рос в геометрической прогрессии, а доступность складских помещений снижалась самыми быстрыми темпами, которые «мы когда-либо видели». Новые склады строятся, но не достаточно быстро. Например, в июле 2021 года использование площадей в Уэст-Мидлендс выросло на 275% год к году, а объемы проектирования и создания новых площадей выросли на 675%.
Наиболее «жарко» сейчас вокруг важнейших логистических центров, способных обслуживать ключевые рынки. Проблема нехватки доступного пространства усугубляется дефицитом стройматериалов (сталь, бетон, облицовка, древесина). Дефицит площадей и рост нагрузки на логистику фундаментально меняет складское пространство и то, как оно воспринимается.
Укрупнение складов как следствие автоматизации
Благодаря автоматизации операторы складов устанавливают дополнительные вспомогательные системы, чтобы максимально увеличить эффективность каждого объекта. Так, более старые здания складов дольше ждут своего арендатора, ведь у этих зданий может не быть нужной высоты или нужных мощностей.
То есть наблюдается переориентация на более качественных арендаторов, которых заботит не столько цена аренды, сколько качество складских помещений, отвечающих современным требованиям и соответствующих целевому назначению.
Это особенно верно, когда речь идет об автоматизации. Необходимость иметь оборудование, которое позволяет быстро выполнить онлайн-заказ, означает, что склады становятся все больше, так как более крупные объекты увеличивают экономию за счет масштаба.
Уже сейчас склады видоизменяются, благодаря автоматизации. По данным Association for Advancing Automation, уровень заказов на промышленных роботов в Северной Америке увеличился на 20% г/г в І квартале 2021 года, при этом сектор продуктов питания и потребительских товаров разместил на 32% больше заказов, что подчеркивает, как этот сектор был преобразован электронной коммерцией.
Применение роботов уже «поднимает» склады вверх. Так, средняя высота карниза сейчас составляет около 13,5 метров, что значительно выше, чем в среднем даже пять лет назад. Застройщики сейчас строят до 21 метра, хотя пока это не стало стандартом.
Работа в условиях повышенного риска и высоких требований
Современный потребитель быстро замечает, что если цена аналогична, но доставка осуществляется быстрее по каналам A, B или C, то он тратит свои деньги там, где удобнее получить товар. При этом конкурентным преимуществом по-прежнему остаются стоимость, эффективность, предсказуемость и надежность цепочки поставок. Просто все ускоряется и усложняется. 2020 год показал «узкие места» практически на каждом участке пути к конечному потребителю и множество категорий риска, которые необходимо учитывать.
Очевидные рисковые точки, которые подтверждаются многочисленными примерами за последние два года, включают:
- Производственные мощности
- Стабильность поставщика
- Доступные порты и загруженность портов
- Стабильность торговых условий
- Пропускная способность маршрута доставки
- Ограничения на рабочую силу
- Точность прогнозов спроса
- Имеющиеся объекты распределения
- Возможности фулфилмент-партнеров.
Следовательно, хотя они должны оцениваться индивидуально, всю цепочку поставок следует рассматривать как единое целое, с компенсационными механизмами на случай непредвиденных обстоятельств.
Немаловажно также постоянно оценивать возможности системы поставок в целом: способна ли она будет справиться со скачком спроса и в какой степени. Снизить такой риск можно путем поиска альтернативных поставщиков поближе к рынку сбыта.
Рост онлайн-заказов и клиентских ожиданий требует уверенности, что вы можете активировать запасы быстрее по всей цепочке поставок, чтобы они были расположены ближе к вашим потребителям.
Гибкость прежде всего
В Maersk заметили, что повышение гибкости логистической сети даже более важно, чем затраты. До 2020 года главным было обеспечить дешевое снабжение, хранение и поддержание низкого уровня запасов. Теперь все меняется: уже есть логистические модели, которые могут отреагировать на изменения спроса не в течение трех дней, а в течение следующих двух часов.
Многоканальное выполнение заказов в настоящее время стало важной частью потребительского опыта, и его нельзя игнорировать, особенно потому, что добавление емкости для доставки и обработки возвратов становится все более важным конкурентным преимуществом.
Как показал опрос ARC Advisory Group, менее трети ритейлеров могут обрабатывать онлайн-возврат в магазинах или перераспределять запасы между магазинами (28%), а менее четверти смогли выполнить заказ из магазина, альтернативного тому, где был размещен заказ (22%).
Аналогичным образом, другое исследование, проведенное в 2020 году, показало что 41% не готовы использовать магазины в качестве центров выполнения заказов.
Однако те, кому удается оптимизировать этот процесс, уже пожинают плоды. Опрос, проведенный Manhattan Associates и IHL Group, показал, что те, кто смог оптимизировать возврат, получение товара в магазине и отгрузку из других магазинов, испытали заметное увеличение прибыли через эти каналы.
Очевидно, что существует разрыв между быстрой эволюцией потребностей клиентов, потенциалом, который это открывает для брендов, и реальной ситуацией в цепочках поставок.
Как создать надежную цепочку поставок
Прежде всего, надо проанализировать, что нужно изменить для удовлетворения нужд клиентов.
Директор по цепочке поставок Nestlé UK&I Эндрю Шоу (Andrew Shaw) советует оценить потенциал спроса и вероятные масштабы его роста. Затем понять, насколько сложен этот продукт для продвижения по цепочке поставок. Каковы ожидаемые параметры доставки и так ли критически важно сократить время доставки до часа (получаса) или клиент готов немного подождать.
Исследование Nestlé показывает, что потребители многих товаров повседневного спроса готовы немного подождать. Это даст понимание географии клиентской базы и понимание стоимости эксплуатации.
Анализ затрат и выгод должен учитывать эффект масштаба. Например, если масштаб огромен, можно расположить товар ближе к потребителю, в противном случае лучше объединить и сохранить товары на оптовом складе, а затем компенсировать транспортные расходы за счет выгоды от использования складского оборудования только в одном месте. Так что все зависит от объема прямых продаж в конкретном месте.
Поэтому нельзя просто использовать одно эмпирическое правило для выбора систем распределения по широкой базе продуктов. Вместо этого придется проанализировать массу информации по разным продуктам, чтобы принять правильное решение по каждому из них. Могут быть разные решения для разных групп или категорий продуктов.
После того, как стало ясно, какие товары и при каких условиях должны быть на определенном складе, можно переходить к созданию структуры, которая может работать быстро и одновременно снижать уязвимость. Обычно это лучше всего достигается путем использования подхода «ступица и спица». Бренды стараются поместить свои товары-бестселлеры глубже в цепочку поставок, ближе к потребителю и обслуживают свои поставки из центра.
В Европе, например, центральный склад площадью 400 000 кв. м будет в Бельгии, а затем используются вспомогательные хабы, скажем, в Испании, Италии, Великобритании, может быть, даже в Германии, которые обслуживают напрямую потребителей (для ускорения доставки).
Эти вспомогательные объекты обычно принимают ограниченное количество SKU, исходя из непосредственного спроса в их окрестностях. Ограниченные запасы размещены максимум в сутках-полутора езды от центрального склада.
Модель «ступица и спица» в сочетании с операцией кросс-докинга может поддержать цепочку поставок, чтобы повысить скорость и снизить затраты.
Обработка внезапных изменений
Компании также вводят критический уровень отказоустойчивости в свои системы, создавая избыточность, увеличивая пропускную способность и улучшая способность реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Размещая запасы ближе к рынку сбыта, ритейлер уменьшает риск того, что перевозчики не смогут перевезти товары из Бельгии в Испанию или в Италии. К тому же имея региональный склад, можно использовать не транснациональных перевозчиков, а более широкую палитру местных компаний. Что снижает риски и, конечно же, оптимизирует качество обслуживания клиентов.
Вспомогательные системы управления запасами и прогнозирования также должны играть роль в успешном реагировании на изменяющиеся обстоятельства. Системы управления складом связываются с системами прогнозирования спроса и показывают, когда товар должен поступить в продажу.
Устойчивость цепочек поставок — это, по сути, процесс повышения эффективности и предотвращения потерь. Например, система управления складом, должна помочь убедиться, что все, что движется, будь то вилочный погрузчик, конвейер или кран, не перемещается пустым.
Устойчивость может быть связана с элегантными, но простыми решениями. На одном из своих новых складов, которые Maersk собираются построить в Роттердаме, будет «сухой» склад, а непосредственно рядом с ним — холодильный склад. Тепло, производимое холодильной камерой, будет использоваться для обогрева обычного склада.
На крыше складов будут установлены солнечные батареи, чтобы обеспечивать энергией складские потребности. В отдаленной перспективе, когда состоится массовый переход на электротранспорт, придется также позаботиться о том, чтобы на складе было достаточно энергии, чтобы заряжать весь этот автопарк электрогрузовиков и средств развозки заказов.
Читайте также —
Сбои в глобальных цепочках поставок продлятся в первой половине 2022 года — Bloomberg