
Сеть EVA закрыла сделку по приобретению складского комплекса Омега-1 в Броварах


Что будет со спросом и предложением торговых площадей, как изменятся арендные ставки в крупнейших ТРЦ, какие бренды могут появиться в Украине в 2019-м и почему выход IKEA в страну может перенестись на более поздний срок.
Международная консалтинговая компания CBRE Ukraine представила отчет о развитии рынка торговой недвижимости Киева за прошлый год. Как отмечают аналитики компании, в столице наблюдался устойчивый рост розничного товарооборота (+2,7% год к году), что способствовало повышению спроса на торговые площади со стороны новых и существующих ритейлеров.
Рост спроса на торговые помещения привел к дальнейшему снижению средней вакантности в столичных ТЦ — с 5% до 3%. Несмотря на ввод в эксплуатацию около 54 000 кв. м торговых площадей в 2018 году, новые помещения были почти полностью заполнены. Как следствие, базовые арендные ставки на лучшие торговые помещения Киева варьировались в диапазоне от $75 до $95/кв. м в месяц, а нижняя граница ставок выросла приблизительно на 15% год к году.
Как прогнозируют в CBRE, в 2019 году украинские и международные ритейлеры продолжат реализацию стратегии расширения своего присутствия.
А значит, будут сохраняться и перспективы растущего арендного спроса. При этом укрепление уровня внутреннего потребления, прежде всего в Киеве, будет оставаться двигателем для выхода на рынок новых международных брендов. В CBRE ожидают, что в 2019-м свои первые магазины в Киеве откроет целый ряд новых зарубежных брендов. Среди наиболее значимых в компании отмечают французский бренд премиум-класса Claudie Pierlot, уже открывший первые бутики в столице, и американский бренд специализированной одежды Steve Madden.
В то же время, ранее заявленный к выходу в 2019 году бренд IKEA, по информации CBRE, может появиться в Украине позже в связи с высокой вероятностью задержки ввода в эксплуатацию ТРЦ Ocean Mall, где ритейлер планировал открыть свой первый магазин. Важно отметить, что в самой IKEA ранее сообщали о возможности скорректировать свои планы развития в стране в связи с задержкой строительства ТРЦ Ocean Mall.
Относительно нового предложения в 2019 году, то как отмечают в CBRE, на этот год девелоперы заявили ввод в эксплуатацию более 400 000 кв. м торговых площадей.
«Предполагая, что вышеупомянутые проекты будут введены в эксплуатацию как планировалось, к концу 2019-го общее предложение торговых площадей Киева вырастет на 37% — до 1,51 млн кв. м, создавая благоприятные рыночные условия для ритейлеров. Как следствие, рост арендных ставок, вероятно, замедлится, что приведет к более благоприятному рынку для арендаторов», — комментирует старший консультант з торговой недвижимости CBRE Ukraine Анна Марсова.
По ее словам, также прогнозируется дальнейший рост инвестиционных настроений со снижением ставки капитализации. Однако экономическая неопределенность накануне президентских выборов может приостановить активность инвесторов в первой половине 2019 года.
Читайте также –
Наталья Кравец, Dragon Capital: Как развивался и куда движется рынок торговой недвижимости Украины