Реакция на кризис: как изменится рынок розничной торговли после карантина
Когда откроется ТРЦ Retroville, насколько упали продажи в сетях техники и электроники, почему сейчас как никогда важна кооперация и коллаборация, а также что ждет ритейл после снятия карантинных ограничений.
Директор BT Invest Ukraine (сеть Novus, ТРЦ и БЦ Retaroville) Игорь Ланда, соучредитель и СЕО сети АЛЛО Дмитрий Деревицкий, СЕО Intertop Ukraine Сергей Бадритдинов и другие эксперты обсудили ситуацию в ритейле сейчас и что ждать после отмены карантина.
В ходе онлайн-конференции «Потребительские настроения: реакции на кризис», организованной Европейской бизнес ассоциацией (ЕБА), топ-менеджеры украинского ритейла и смежных отраслей поделились своим опытом адаптации к новым условиям и переоценкой приоритетов. RAU традиционно выбрала самое интересное из их рассказа.
Потребители меняют стратегию покупок
Как только начались карантинные ограничения, украинцы прогнозируемо кинулись делать запасы на «черный день». Как сообщил Игорь Ланда, директор BT Invest Ukraine, жители Киева и области за последнюю неделю марта обеспечили сети супермаркетов Novus товарооборот, превышающий предновогодние продажи. Такого никто не ожидал.
Когда ажиотажный спрос утих, выяснилось, что покупатели теперь предпочитают «затариваться» один раз в неделю в крупных магазинах с большим ассортиментом. Так, если прежде покупатель в среднем совершал 2,5 похода в магазин в неделю (основная закупка на выходных и еще один-два раза посреди недели, чтобы докупить что-то по мелочи), то теперь покупатели по большей части игнорируют магазины у дома и небольшие торговые точки, стараясь купить все за один раз и с запасом. Соответственно, вырос и средний чек покупки.
Второй приятный сюрприз для FMCG-ритейлеров: пока не заметно снижение платежеспособного спроса. В компании BT Invest Ukraine объясняют это тем, что потребители вынужденно тратят на продукты деньги, предназначавшиеся для покупки, например, одежды.
Кроме того, по данным сети Novus, одним из важных изменений стал рост безналичных расчетов в магазинах банковскими карточками – за последний месяц он превысил 70%.
Что чаще покупают
Вполне ожидаемо растут онлайн-продажи товаров. Особенно тех, что нельзя купить в обычных магазинах, закрытых на карантин. Но и здесь заметно смещение приоритетов.
Как отмечает глава набсовета группы компаний Алло Дмитрий Деревицкий, наибольший спад продаж наблюдается в сегменте смартфонов: «Ждем, что этот отложенный спрос будет реализован после окончания карантина. Также заметен спад по крупной бытовой технике — 30%».
По его словам, сейчас интенсивно покупают мелкую технику, которой можно пользоваться дома: фены, блендеры, машинки для стрижки, даже морозильные камеры. Продажи ноутбуков также сильно выросли – сразу на 20%, что обусловлено переходом большого количества специалистов на работу из дома. Однако этот рост не так существенен, как в Китае, где в период 2-7 недель после введения карантина обычная торговля обвалилась на 67%, а продажи ноутбуков выросли на 50%.
Большой спрос на тренажеры, орбитреки и прочие приспособления, заменяющие походы в спортзал, а также персональный электротранспорт. И только после ослабления режима изоляции ожидается рост спроса на смарт-часы и фитнес-трекеры. Тогда же восстановится спрос и на потребительскую электронику.
В новых условиях потребители изменили свое отношение к качеству покупаемых вещей и все меньше готовы идти на компромиссы. То есть берут более дорогой товар, если он полностью удовлетворяет их запросы и прослужит дольше.
Дмитрий Деревицкий также отмечает, что растет спрос на новую категорию – специальные обеззараживающие боксы. «Мы привезем боксы для обеззараживания ультрафиолетом мелких предметов таких как мобильные телефоны, ключи, часы, термометры и т.п. Эта новая категория растет и, по нашему мнению, будет пользоваться спросом», – говорит руководитель сети Алло.
Для дополнительного стимулирования спроса и привлечения покупателей такие боксы будут установлены в действующих магазинах Алло, где покупатели смогут продезинфицировать свой гаджет, например.
Все будет онлайн
Несмотря на то, что в сети Алло 80% торговых точек продолжили работу, продажи в них упали на 50%. Зато торговля на маркетплейсе компании выросла в два раза. «За последнюю неделю мы превратились в онлайн-ритейлера, так как 56% продаж у нас теперь происходит в онлайн. До карантина общая пропорция офлайн против онлайн была 60 на 40. Теперь все наоборот», – поясняет новые реалии Дмитрий Деревицкий. Кроме того, компания запускает собственную курьерскую доставку: пока в Днепре, а впоследствии она будет расширена на другие города-миллионники.
«При наличии товара в магазине и размещении заказа до 16 часов наш куръер доставит товар в Днепре день в день. С конца недели в городах-миллионниках мы расширяем эту программу», — сказал Деревицкий. Это позволит задействовать довольно большой штат, который раньше работал в офлайн-магазинах сети.
Генеральный директор платежной системы Portmone.com Святослав Комаха отмечает большой рост запросов на подключение онлайн-платежей. «У нас выросло на 30 или 40% количество заявок. Мы видим много новых клиентов, подключаемых к нам онлайн. В том числе это и пожилые люди. У нас есть клиенты по 70-75 лет, которые звонят нам на линию поддержки и ежемесячно платят коммуналку», – говорит Комаха.
Дмитрий Деревицкий полагает, что будущее ритейла за моделью Apple: когда небольшое количество флагманских магазинов служит для компании витриной, тестовой зоной, где все можно попробовать в деле, а основной упор в продажах будет на онлайн и колл-центры. «Это будет наиболее востребовано и хорошо для многих ритейлеров», – считает эксперт.
Сергей Бадритдинов, генеральный директор Intertop Ukraine, также говорит о необходимости перехода на новую модель торговли. «Мы давно утвердили fashion-стратегию, которая предполагает омниканальные продажи не только обуви, но и прочих товаров категории «мода»: одежда, белье, beauty-товары. Для этого активизировали работу в данном направлении», — говорит гендиректор Intertop Ukraine.
Компания предложила свою площадку в интернете для всех дистрибьюторов и ритейлеров категории fashion, у которых не развит онлайн-канал продаж. И в первый же день получила больше сотни предложений. Многие из них уже на сайте и каждый день подключаются все новые категории и товары. «Там пока нет особого заработка, но это позволяет выжить. Офлайн будет развиваться меньше, чем онлайн. У нас доля омниканальности была 40% продаж. То есть мы готовились к работе онлайн уже лет пять. Но сейчас все закрыли двери. Будем радикально быстрее развиваться в онлайн. Не знаем, насколько хватит запаса прочности», – говорят в компании.
О рынке работодателя
В то же время есть и позитивные моменты для ритейлеров. Как отмечает Наталья Панкратова, генеральный директор Work.ua, рынок труда очень долго шел к так называемому рынку соискателей, когда компании боролись за сотрудников. Но буквально за несколько дней он снова стал рынком работодателя. В середине марта количество полученных компанией резюме было 80 000. Через месяц их стало всего 50 000. То есть сокращение подачи резюме – 30%. При уменьшении числа вакансий вдвое.
«Мы думаем, что падение количества поданных резюме связано с тем, что отсеялись те, кто раньше просматривал возможные варианты смены работы. Сотрудники компаний сейчас очень держатся за свое место работы и больше не оставляют свои резюме», – поясняет Панкратова.
Для ритейла на время оказался снят вопрос дефицита кадров. Например, в сети Novus за последний месяц количество пришедших на работу на 25-30% больше, чем ушедших. Речь о работниках, которые постоянно мигрируют между сетями – кассиры, продавцы, др. Если раньше их не хватало, то сейчас, по словам Игоря Ланда, резко закрывают все вакансии.
Что касается размера зарплаты, то каких-то особых изменений кадровики не заметили. Впрочем, можно предположить, что оклады все-таки снизили. Особенно у бизнесов, которые не могут нормально функционировать. Так, по словам Сергея Бадритдинова, его зарплата ужалась на 30%, как и оклады многих сотрудников.
В сети супермаркетов Novus, зарплаты у front-line персонала не изменились, а формально даже выросли. «Мы сократили время работы наших магазинов на два часа (вместо 8.00-23.00 теперь магазины открыты с 9.00 до 22.00), организовали подвоз сотрудников на работу и обеспечили их питанием, средствами защиты и дезинфекции», – рассказал Игорь Ланда.
В то же время сеть Алло намерена сократить 25% офисных сотрудников и на 25% сократить оставшимся сотрудникам зарплаты, при этом сокращения зарплаты не касаются задействованого в работе сети персонала, тогда как сотрудники на удаленной работе получают 50% зарплаты.
«Идея такая: сократить 25% офисного персонала и сократить в среднем фонд оплаты труда на 25%… Мы не выполним эту цель полностью — офисный персонал не может сжиматься линейно сокращению продаж. И мы оставили определенные сферы, куда мы продолжаем инвестировать», — указал Деревницкий. Это сфера IT, онлайн-торговля, курьерская доставка и т.п
В расчете на отложенный спрос
По словам ритейлеров, кризис привел к тому, что стало больше альянсов, уровень кооперации вырос (с арендодателями, службами доставки и надо договориться с банками, потому что ритейл не может платить за обслуживание карточек больше, чем зарабатывает).
Тем не менее, компании надеются на отложенный спрос. «К примеру, в Вильнюсе, после открытия магазинов одежды, у которых есть отдельный вход, образовались очереди. И это не в самой богатой европейской стране. Потому что люди соскучились за совершением покупок», – поясняет Игорь Ланда.
Поэтому несмотря на остановку девелоперского направления бизнеса, которое приносило 35-40% общего дохода, в BT Invest Ukraine продолжают готовиться к открытию первой очереди ТРЦ Retroville 29 мая. «Как мы сейчас поведем себя с партнерами, так и они потом будут относиться к нам. Надо работать с PNL (прибыли и убытки), ориентируясь на показатели октября-ноября, а не думать о сиюминутной выгоде», – говорит Игорь Ланда. Там же в Retroville намерен открыть в мае свой магазин и Intertop.
Читайте также —
Как прогнозировать спрос в период коронавируса: 6 важных советов