Складне питання: как украинский ритейл переживает потерю части складов и как это изменяет логистику
В общем, компании, у которых есть склады в регионах, везут товары сначала туда. У кого не осталось склада возле столицы, переместились во Львов и уже оттуда развозят товар по магазинам. Но обычно крупные игроки используют гибридные схемы поставок.
Полномасштабное вторжение россии полностью изменило логистику ритейла. У кого-то на оккупированных территориях остались не только магазины, но и распределительные центры, кто-то потерял товар и возможности хранения в сгоревших и разбитых локациях, где-то вынужденно изменились поставщики. RAU опросила основных игроков рынка в различных сегментах (в первую очередь потребительских товаров) и экспертов в сфере логистики, чтобы узнать: как и где сейчас работают склады ведущих ритейлеров.
Оценка потерь
Учитывая количество повреждений, которые получила складская и логистическая инфраструктура в Украине, потребность в складах должна ощущаться уже сейчас. Основатель Watermelon Development Федор Арбузов оценивает разрушение более чем в 440 000 кв. м логистической недвижимости столичного региона. По его словам, больше всего пострадали направления, где происходили жестокие военные действия: Варшавское, Житомирское, Броварское. «Предложение качественной логистической недвижимости (класс «А» и «В») в столичном регионе к концу 2021 года достигло чуть более 2 млн кв. м, то есть можно говорить о повреждениях более 20% складов», — сообщил Арбузов, перечислив основные потери.
В частности, как сообщил начальник управления цепи поставок сети Фокстрот Вадим Осинский, в Гостомеле основной склад сети Фокстрот на 33 000 кв. м получил значительные повреждения во время боевых действий, был ограблен русскими захватчиками и сожжен.
В результате российского обстрела сгорел один из крупнейших логистических комплексов в Украине West Gate Logistic в с. Стоянка. Это складской комплекс класса А площадью почти 100 000 кв. м, принадлежащий компании Dragon Capital Томаша Фиалы. Вместе со зданием сгорели товары арендаторов – ритейлеров goodwine и Watsons, крупного дистрибьютора SAVService, поставщика шин Bohnenkamp Украина и логистических операторов Ekol Logistics Ukraine и Logistic Plus. Как сообщили в компании Watsons, здесь был основной и единственный склад общей площадью около 18 000 кв. м.
Также сильно пострадал распределительный центр АТБ в Копылове (Макаровский р-н) – из общей площади 35 000 кв. м сильно повреждено примерно 10 000 кв. м. Более подробно об этих и других складах можно прочитать здесь.
«Полностью или частично уничтожены два ключевых распределительных центра (РЦ), которые находились в Киевском регионе. Они обслуживали всю северную часть страны – Киевскую и Черниговскую области и центральную Украину. Полностью разрушен наш РЦ площадью около 25 000 кв. м, второй – наполовину», – рассказал начальник управления по корпоративным коммуникациям корпорации АТБ Сергей Демченко. По его словам, еще один распределительный центр, находящийся на территории Херсонской области, с первых же дней войны попал на неподконтрольную территорию. А харьковский РЦ, из-за близости к боевым действиям, стал работать на 20-30% от своей мощности.
Кроме вышеупомянутых площадей, также пострадал складской комплекс в Гостомеле площадью 12 000 кв. м, где хранился товар крупной фармацевтической компании, полностью уничтожен склад в Ирпене, принадлежавший компании БАДМ – национальному дистрибьютору фармацевтической продукции. Его площадь составляла 5200 кв. м. «Что касается других областей, также попавших под обстрелы, стоит отметить Одесский и Харьковский регионы. Но там потери складских площадей еще уточняются», – объясняет Федор Арбузов.
Релокация на запад
Вице президент и совладелец группы компаний МТI (куда входят розничная сеть Intertop и ряд других бизнесов) Сергей Башлаков ранее объяснял, что исторически сложилось так: во всех национальных сетях основные логистические центры были расположены в Киеве. Откуда буквально за один день можно было доставить товар в торговую точку. Учитывая, что столица Украины оказалась де-факто в зоне боевых действий, то приехать туда и загрузить товар стало проблематично (даже там, где только были слышны взрывы). Поэтому на замену централизованной модели пришла работа через региональные склады, поскольку они являются удобными, безопасными и альтернативными вариантами при форс-мажорных обстоятельствах. Благодаря этому в МТІ возобновили работу своих сетей не только в западном регионе, но и во всех городах, где нет активных боевых действий, в частности, в Одессе, Днепре, Запорожье и Полтаве.
Как комментирует Федор Арбузов, значительные потери складских площадей в столичном регионе заставили многих ритейлеров провести релокацию и арендовать практически все свободные площади, в частности во Львовской области. На западе страны почти невозможно найти свободное даже не очень качественное помещение. Некоторые пошли еще дальше, за границу и теперь даже в Польше нельзя найти свободный склад в радиусе 300 км от границы.
Так, сеть АТБ запустила две новые складские площадки в Днепровском и Львовском регионах, которые обеспечивают складскую и транспортную логистику для западных, северных и центральных регионов страны. «В течение мая будет запущен еще один новый распределительный центр в Киевском регионе, общей площадью 14 000 кв. м. В целом, по всей Украине складские и логистические потребности компании обеспечивают восемь распределительных центров», — говорит Сергей Демченко.
В сети Фокстрот также оперировали резервным складом в Днепре и сосредоточились на западном регионе, учитывая концентрацию своих мощностей и условную безопасность в этой части страны. «Сразу же столкнулись с повышенным спросом на аренду помещений: вакантность складской недвижимости в Тернопольской, Львовской и Ивано-Франковской областях, которая в довоенный период была на уровне 50-60%, сократилась практически до нулевых показателей, ставки аренды выросли в среднем в 1,5 -2 раза», – говорит Вадим Осинский.
По его словам, рассмотрели около 20 предложений в Луцке, Тернополе, Хмельницком, Червонограде, Ужгороде, Черновцах, Львове и пригороде, Ивано-Франковске и Трускавце. Исходя из своих нужд, остановили выбор на помещении во Львове площадью 3000 кв. м с перспективой его расширения в мае до 7000 кв. м.
Дефицитные площади
Директор по логистике ГК Алло Игорь Смирнов объяснил, что из-за начала боевых действий группа компаний Алло была вынуждена прекратить работу на складах в Киеве, ведь это стало рискованно и опасно для сотрудников и имущества компании. Поэтому переместили склады и товары в западные области Украины. Сами складские помещения в Киеве компания не потеряла. «К сожалению, найти полноценную замену складам класса А в западных областях Украины невозможно, ведь в этом регионе никогда не было нужды в таких площадях. Несмотря на то что мы нашли решение, нам остро не хватает 15 000 кв. м складов современного типа», – говорит Смирнов.
В компании Watsons считают, что дефицит будет только усиливаться с возобновлением работы бизнесов, потерявших свои складские помещения, только с увеличенным фокусом переноса складских помещений на территорию западных областей Украины, где уже отсутствуют складские помещения большой площади класса А, А+. Для малых предприятий можно найти варианты складских помещений ниже по классу и общей площадью до 1000 кв. м, но они тоже быстро исчезают с рынка.
Свободные места
Но, как ни странно, есть свободные площади на Киевщине, в частности в логистическом комплексе Макаровский (как сухие склады, так и холодные). Также есть свободное место в сухих складах комплекса Алмазный, а также в Броварах в Universal Logistic Park.
«Это можно объяснить двумя факторами: во-первых, существует вероятность повторного наступления на Киев, и поэтому компании предпочитают перенести свою логистику дальше на запад. Во-вторых, дефицита площадей пока не ощущается, потому что уменьшился и спрос на товары (благодаря эвакуации многих потребителей и экономии оставшихся) многие бизнесы не работают и т.п», — говорит Федор Арбузов.
К примеру, сеть goodwine потеряла две трети оборота. После потери склада с ее продукцией на 15 млн евро, компания часть товара возит напрямую, часть через свои склады, а часть поставок поручает 3PL-операторам.
Следовательно, и арендные ставки остались на довоенном уровне. Дефицит может возникнуть, когда спрос начнет быстро восстанавливаться. Сейчас есть запросы на перемещение в столицу складов из Харькова и Днепра, но это совсем небольшие объемы, на уровне 2000-5000 кв. м.
«Запросы от крупных ритейлеров на площади 20 000 – 30 000 кв. м будут позже, когда, как я уже говорил, восстановится спрос, и в столице будет совсем безопасно. Пока ощущается нехватка специфических складских помещений с особыми условиями, например для хранения фармацевтической продукции. Их просто нужно дополнительно строить. Пока фармкомпании работают через свои другие региональные склады, а также частично торгуя прямо «с колес». Обычно под такие склады переоборудуют обычные «сухие» помещения», — пояснил Арбузов.
Возможные варианты
Заместитель директора по логистике ООО «РУШ» (управляющей компании сети EVA и EVA.UA) Владимир Змага рассказал, что у EVA есть распределительные центры в Броварах, Днепре, Львове и сортировочные центры в Одессе и Харькове. Львовский и Броварской РЦ рассчитаны на обслуживание не только сети магазинов, но и интернет-направления EVA.UA. Пока ни один склад EVA не пострадал в результате войны. Однако с первых дней российской агрессии объекты в Броварах и Харькове не могли функционировать из-за опасной близости к зоне активных боевых действий.
«Распределительные центры EVA высокотехнологичны, и перевезти их или организовать альтернативные объекты с нуля невозможно в короткие сроки. К тому же наша логистическая сеть достаточно разветвленная. Поэтому компания не занималась поиском новых объектов, а перераспределила нагрузку между существующими», – пояснил Змага.
Товар из Броварского РЦ был перевезен на другие объекты. Выполнение заказов интернет-магазина полностью легло на львовский склад. Часть персонала из Броваров также переместилась для работы во Львов. Для них при тамошнем РЦ оборудовали места временного проживания типа хостела. Тем самым снабдили людей не только работой, но и относительно комфортными и безопасными условиями пребывания.
В апреле после ухода вражеских войск с территории Киевской области склад в Броварах возобновил работу в ограниченном режиме. Но обслуживанием e-com-направления пока не занимается. Сортировочный центр в Харькове сейчас работает как склад паллетного кросс-докинга для обеспечения доставки в сеть харьковских магазинов EVA. В связи с войной часть магазинов, ранее обслуживавших харьковский сортировочный центр, сейчас обслуживает днепровский распределительный центр.
В то же время в Watsons не рассматривают возобновление работы склада в том же формате и в тех же объемах хранения, которые были до начала войны. Зато присматриваются к вариантам, которые позволят обрабатывать и доставлять во все магазины сети ассортимент, который пользуется спросом.
«Необходимые и возможные для нас варианты на рынке еще доступны, но, анализируя общую ситуацию с доступностью больших складских помещений высокого класса – дефицит полезной складской площади в течение следующего года будет усиливаться», — говорят в компании.
Поэтому компания сосредоточена на гибридной модели поставки продукции в магазины без накопления остатков товара, из-за наличия значительных рисков повторной полной потери товара. «Главная цель в настоящее время является увеличение количества цепочек снабжения и обеспечения необходимого ассортимента с использованием малой кросс-докинговой площади на одном из складов во Львове и нескольких партнерских площадках на территории Польши и Германии», — пояснили в Watsons. Также есть контракты с партнерами, обеспечивающими прямые поставки своего ассортимента товара на магазины сети через собственные распределительные центры. Партнерство с другими сетями для обеспечения поставки товаров в магазины сети не рассматривалось.
В сети Фокстрот от прямых поставок отказались как от неэффективных с точки зрения точности распределения и продаж. А также заключили несколько новых контрактов со складскими компаниями на прием и обработку на их складских площадях крупной бытовой, климатической и сезонной техники, спрос на которую все же ожидают во второй половине мая.
Какие еще есть доступные решения
Быстровозводимые сооружения – такие решения способны поднять складскую инфраструктуру за считанные недели. Как заявляет руководитель департамента Автоматизация компании Sklad Service Ярослав Бендяк, они могут устанавливаться на любой тип поверхности: твердый грунт, бетон, щебень, плиты, асфальт. Кроме того есть возможность масштабировать сооружение, поскольку это модульная система. По расчетам Sklad Service, до войны инвестиции в капитальное строительство складского комплекса класса А составляли в среднем 800 евро/кв. м. Быстровозводимые сооружения – это всего 100 евро/кв. м для холодных складов и 150 евро/кв. м для теплых складов.
Развернуть быстровозводимые здания (с высотой потолка до 8 м) можно за пять суток и иметь полноценный склад с гарантией 50 лет эксплуатации при любых погодных условиях. Однако следует помнить, что сроки производства и поставки в Украину элементов конструкций находятся в пределах 4-10 недель.
Однако в каждом конкретном случае следует подбирать свое решение. «Конечно, можно быстро построить склады так называемого ангарного типа. Но следует иметь в виду, что под Киевом сгорели преимущественно склады класса А и В, которые предусматривают стеллажное высотное хранение. И вряд ли операторов, привыкших к такому способу размещения товара, устроят более простые помещения с высотой 6 м, а не 12 м. Да еще и арка будет «воровать» часть объема», – говорит основатель Watermelon Development Федор Арбузов. Поэтому он считает, что складская недвижимость – это первое, что будет полноценно восстанавливаться после войны. Так как лишь на восстановление утраченных 500 000 кв. м понадобится не менее трех лет.
Читайте также —
IKEA инвестирует 3 млрд евро в создание в магазинах складов для выполнения онлайн-заказов