Ритейл на экспорт: украинские сети, рискнувшие выйти на зарубежные рынки

Ритейл на экспорт: украинские сети, рискнувшие выйти на зарубежные рынки

14.02.2022 08:30
  1502
Дарія Осіїк

Некоторые примеры, как отечественные ритейлеры, рестораторы и представители смежных областей открывали торговые точки в других странах, насколько проекты были успешными, и чем завершился риск экспансии за границу.

Читати українською мовою

Многие украинские ритейлеры, добившись успеха на местном рынке, решают дальше масштабировать свой бизнес путем открытия торговых точек за рубежом. Но из-за излишней самоуверенности, различий в бизнес-культуре и сложности удаленного управления далеко не всем удается удержаться в статусе международной компании.

RAU сделал обзор украинских компаний, имеющих опыт выхода на рынок других стран.

Уже не локальные

Make Up

Одним из самых успешных украинских ритейлеров на международной арене является компания MakeUp. В середине ноября 2020 года к 14 странам, в которых уже работает онлайн-ритейлер MakeUp, присоединилась Франция. Теперь клиенты континентальной Франции, Корсики и Монако имеют выбор из более чем 77 000 продуктов от более 2000 брендов различных beauty-направлений на makeup.fr. Всего ежегодно сайты компании посещают более 280 млн пользователей, покупая более 45 млн товаров. Ассортимент компании насчитывает более 200 000 товаров и представляет более 4500 брендов косметики, парфюмерии и аксессуаров для красоты. Цель компании: стать лидером в онлайн-торговле косметической продукцией в Европе.

Кроме того, после открытия в ноябре 2020 года первого офлайн-магазина в Киеве в ТРЦ Атмосфера компания работает над подобным проектом в Европейском Союзе, и планирует открытие шоу-рума MakeUp в польской столице Варшаве.

В настоящее время MakeUp ведет свою деятельность в 15 странах, среди которых Франция, Австрия, Болгария, Италия, Казахстан, Молдова, Польша, Беларусь, Россия, Румыния, Словакия, Венгрия, Украина и Чехия. При этом онлайн-ритейлер заявлял о планах расширить бизнес на Испанию, Португалию, Великобританию, Швейцарию, страны Бенилюкса и Балкан.

Rozetka

В прошлом году самый большой украинский интернет-маркетплейс Rozetka.ua вышел на рынок Узбекистана. В этой стране начал работу сайт Rozetka.uz, который, по данным WHOIS, был зарегистрирован в мае 2021 года. «Мы развиваемся даже быстрее, чем планировали», — написал соучредитель компании Владислав Чечеткин. Первые точки выдачи ритейлер открыл в Ташкенте, но компания планирует развиваться и в регионах – от Самарканда до Бухары.

Intertop

Успешно развивается за границей Intertop — один из крупнейших операторов розничной торговли сегмента fashion в Украине. Еще в 2006 году компания, входящая в группу компаний МТI, вышла на рынок Казахстана, где в настоящее время работает 22 торговых точки сети. Заметим, что под управлением Intertop Ukraine сейчас находится более 120 магазинов мульти- и монобрендовых сетей обуви и одежды: Intertop, Armani Exchange, Emporio Armani, Clarks, Ecco, Geox, Marc O’Polo, Napapijri, Skechers, Timberland, детская сеть Intertop kids, аутлет Intertop outlet и Birka, американский outdoor-бренд The ​​North Face.

А в 2015 году МТІ также вывела на рынок Казахстана бренд ювелирных изделий Pandora.

Kochut

Еще одна отечественная компания, которая имеет большой опыт работы на внешних рынках, это ужгородский бренд Kochut. В частности, недавно братья Кочуты открыли свой первый шоу-рум в США. Торговая точка под названием Kochut USA находится в самом сердце Нью-Джерси по адресу 37 Broad St Red Bank. В нем представлена ​​мебель Kochut.Woodworks и ювелирные украшения. Шоу-рум открылся 1 ноября прошлого года на одной улице с Tiffany&Co и другими мировыми брендами. Торговая площадь Kochut USA составила около 180 кв. м. Отдельно под страну запущен интернет-магазин, в котором можно подобрать что-либо из товарного предложения бренда.

Как и в других странах присутствия, магазин открыт через регионального партнера, теперь имеющего эксклюзивное право на развитие сети торговых точек Kochut в Соединенных Штатах. Пока кроме Ужгорода и Киева в Украине, шоу-румы Kochut работают в Австрии (Вена), Германии (Дюссельдорф), Чехии (Простей) и Великобритании (точка выдачи в Лондоне). Также онлайн магазины уже запущены в Казахстане и Эстонии. Напомним, бренд Kochut создали в 2015 году братья-ювелиры Игорь, Юрий и Роман Кочуты. Первый шоу-рум за пределами Украины начал работу в 2017 году.

Оптика 1st

В конце 2021 года звание международного бренда получила и украинская сеть Оптика 1st. 9 и 10 ноября 2021 года в Варшаве состоялось открытие двух первых зарубежных салонов ритейлера Optyka 1st по адресам: ul. Racjonalizacji 1 lok. us 1902-673 Warszawa, ul. Banderii 4 lok. us. 7, 01-164, Warszawa. Основатель компании Оптика 1st Вадим Щичко рассказал, что начал выход на зарубежный рынок из Польши из-за схожести поляков с украинцами. Но у Польше будет другая стратегия развития. Если в Украине компания начинала с маленьких городов, а потом открывалась в больших, то в Польше все наоборот. Экспансию местного рынка ритейлер начнет с крупных городов, а уже позднее будет открывать магазины в более мелких городах с меньшим количеством населения, чтобы к тому моменту Оптика 1st уже узнавали. «Я планирую открыть по два магазина в 11 странах и затем развиваться в тех из них, где бизнес пойдет лучше», — заявил основатель сети Вадим Щичко.

!Fest

В апреле 2021 года Львовский Холдинг эмоций !Fest вышел на румынский рынок, открыв в Бухаресте первый бар Пьяная вишня (Piana Vyshnia). Заведение находится по адресу ул. Ковачи, 3 в районе Старого города в Бухаресте. “Для меня в бизнесе особый кайф, когда мы экспортируем свои концепты за пределы Украины! Поздравление и благодарность команде и партнерам”, – написал в Facebook совладелец !Fest Андрей Худо. В целом заведения сети Пьяная вишня по франшизе уже работают в Польше (два в Варшаве и по одному в Кракове, Вроцлаве и Лодзи) и Молдове (Кишинев). В ближайшее время новые бары Пьяной вишни могут появиться в Берлине и Вене.

Кроме того, в столице Азербайджана Баку работает три «Львівські майстерні шоколаду«. Совладельцы !Fest также думают о выходе в Европу с Реберней после снятия там всех ководных ограничений.

Не получилось

Но далеко не всем ритейлерам удается с первого раза стать успешными экспортерами. К примеру, первая попытка Львовского Холдинга !Fest выйти на польский рынок оказалась неудачной. 2011 в Кракове Андрей Худо вместе с партнерами открыл ресторан-фабрику «Львівська майстерня шоколаду«. Но плохое знание особенностей местной недвижимости и отсутствие исследования трафика негативно повлияли на бизнес и через пять лет заведение закрыли.

Из-за сложности руководить своим заграничным заведением свою международную деятельность свернул и ресторатор Дмитрий Борисов. В 2020 году Семья ресторанов Дмитрия Борисова потеряла ресторан украинской кухни Канапа в Варшаве. По словам ресторатора, до карантина украинская кухня была довольно популярна в Польше, и ресторан Канапа хорошо работал. Но из-за суровых карантинных ограничений управлять рестораном стало просто невозможно. Дмитрию пришлось продать заведение с 80% скидкой и зафиксировать в результате более 1 млн евро убытков. По мнению ресторатора, сейчас просто непонятно, как делать бизнес за границей, когда карантинные ограничения постоянно меняются.

В разные годы не удалось закрепиться на польском рынке и таким украинским игрокам как Укрзолото, «Золотий Вік», Goldi и ЖУК. Несмотря на такие привлекательные факторы, как высокая покупательная способность, географическая близость, общая граница, похожие языки и элементы общей культуры, ведение бизнеса в Польше имеет существенные отличия, которые часто не учитывают украинские ритейлеры. Неудачное место, ошибки в подборе менеджеров, недооценка конкуренции и отличия местного потребления приводят к существенным убыткам и, наконец, к закрытию торговых точек.

Именно по этим причинам не удалось закрепиться в Испании и в ОАЭ сети Salateira. В 2016 году Salateira открыла заведения в Дубае и в курортном Аликанте. Но уже в 2018 году они были закрыты: в Объединенных Арабских Эмиратах выбрали неудачное место и недооценили конкурентов – американскую сеть Just Salad, и местные Circle cafe и Soulful. А в Испании, по утверждению ритейлера, открылись в неудачное время – когда закончился туристический сезон. Но зато сети удалось закрепиться в Беларусии, где в Salateira работает пять ресторанов по франшизе.

Не удержал звание международного бренда и Ювелирный дом Zarina, который открыл в 2009 году два магазина в Швейцарии, а также вел переговоры об открытии ювелирных салонов в Австрии, Германии и Венгрии. Но в 2014 году Наталья Нетовкина – основательница бренда – закрыла всю деятельность заграницей и на четыре года вышла из бизнеса из-за выгорания и общественной деятельности, передав управление дочерям и племяннице. Но старшая дочь Наталии Мартина продолжила развивать в Европе бренд Natkina, пользующийся спросом в Женеве и других городах Европы.

Попытку развития на внешнем рынке имеет в своем портфолио и украинская fashion-сеть Arber. В 2015 году компания открыла в Праге магазин Gregory Arber площадью 70 кв. м в местном ТЦ Galerie Butovice. Ритейлер планировал открытие своих торговых точек и в других чешских городах, а также выход в другие европейские страны. Но сейчас компания занимается развитием собственного маркетплейса и украинской сети.

В целом украинский ритейл из-за высокого качества, сервисности и клиентоориентированности имеет очень хорошие перспективы для развития на иностранных рынках. Но перед выходом на новый рынок следует хорошо просчитать все риски, изучить особенности ведения местного бизнеса, привычки и образ жизни целевой аудитории, а также заложить значительный запас прочности, учитывая, что некоторое время придется работать в минус.

Читайте также —

Под чужими парусами: обзор ритейлеров, масштабирующих свой бизнес за счет продажи франшизы


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка