
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Некоторые примеры, как отечественные ритейлеры, рестораторы и представители смежных областей открывали торговые точки в других странах, насколько проекты были успешными, и чем завершился риск экспансии за границу.
Многие украинские ритейлеры, добившись успеха на местном рынке, решают дальше масштабировать свой бизнес путем открытия торговых точек за рубежом. Но из-за излишней самоуверенности, различий в бизнес-культуре и сложности удаленного управления далеко не всем удается удержаться в статусе международной компании.
RAU сделал обзор украинских компаний, имеющих опыт выхода на рынок других стран.
Одним из самых успешных украинских ритейлеров на международной арене является компания MakeUp. В середине ноября 2020 года к 14 странам, в которых уже работает онлайн-ритейлер MakeUp, присоединилась Франция. Теперь клиенты континентальной Франции, Корсики и Монако имеют выбор из более чем 77 000 продуктов от более 2000 брендов различных beauty-направлений на makeup.fr. Всего ежегодно сайты компании посещают более 280 млн пользователей, покупая более 45 млн товаров. Ассортимент компании насчитывает более 200 000 товаров и представляет более 4500 брендов косметики, парфюмерии и аксессуаров для красоты. Цель компании: стать лидером в онлайн-торговле косметической продукцией в Европе.
Кроме того, после открытия в ноябре 2020 года первого офлайн-магазина в Киеве в ТРЦ Атмосфера компания работает над подобным проектом в Европейском Союзе, и планирует открытие шоу-рума MakeUp в польской столице Варшаве.
В настоящее время MakeUp ведет свою деятельность в 15 странах, среди которых Франция, Австрия, Болгария, Италия, Казахстан, Молдова, Польша, Беларусь, Россия, Румыния, Словакия, Венгрия, Украина и Чехия. При этом онлайн-ритейлер заявлял о планах расширить бизнес на Испанию, Португалию, Великобританию, Швейцарию, страны Бенилюкса и Балкан.
В прошлом году самый большой украинский интернет-маркетплейс Rozetka.ua вышел на рынок Узбекистана. В этой стране начал работу сайт Rozetka.uz, который, по данным WHOIS, был зарегистрирован в мае 2021 года. «Мы развиваемся даже быстрее, чем планировали», — написал соучредитель компании Владислав Чечеткин. Первые точки выдачи ритейлер открыл в Ташкенте, но компания планирует развиваться и в регионах – от Самарканда до Бухары.
Успешно развивается за границей Intertop — один из крупнейших операторов розничной торговли сегмента fashion в Украине. Еще в 2006 году компания, входящая в группу компаний МТI, вышла на рынок Казахстана, где в настоящее время работает 22 торговых точки сети. Заметим, что под управлением Intertop Ukraine сейчас находится более 120 магазинов мульти- и монобрендовых сетей обуви и одежды: Intertop, Armani Exchange, Emporio Armani, Clarks, Ecco, Geox, Marc O’Polo, Napapijri, Skechers, Timberland, детская сеть Intertop kids, аутлет Intertop outlet и Birka, американский outdoor-бренд The North Face.
А в 2015 году МТІ также вывела на рынок Казахстана бренд ювелирных изделий Pandora.
Еще одна отечественная компания, которая имеет большой опыт работы на внешних рынках, это ужгородский бренд Kochut. В частности, недавно братья Кочуты открыли свой первый шоу-рум в США. Торговая точка под названием Kochut USA находится в самом сердце Нью-Джерси по адресу 37 Broad St Red Bank. В нем представлена мебель Kochut.Woodworks и ювелирные украшения. Шоу-рум открылся 1 ноября прошлого года на одной улице с Tiffany&Co и другими мировыми брендами. Торговая площадь Kochut USA составила около 180 кв. м. Отдельно под страну запущен интернет-магазин, в котором можно подобрать что-либо из товарного предложения бренда.
Как и в других странах присутствия, магазин открыт через регионального партнера, теперь имеющего эксклюзивное право на развитие сети торговых точек Kochut в Соединенных Штатах. Пока кроме Ужгорода и Киева в Украине, шоу-румы Kochut работают в Австрии (Вена), Германии (Дюссельдорф), Чехии (Простей) и Великобритании (точка выдачи в Лондоне). Также онлайн магазины уже запущены в Казахстане и Эстонии. Напомним, бренд Kochut создали в 2015 году братья-ювелиры Игорь, Юрий и Роман Кочуты. Первый шоу-рум за пределами Украины начал работу в 2017 году.
В конце 2021 года звание международного бренда получила и украинская сеть Оптика 1st. 9 и 10 ноября 2021 года в Варшаве состоялось открытие двух первых зарубежных салонов ритейлера Optyka 1st по адресам: ul. Racjonalizacji 1 lok. us 1902-673 Warszawa, ul. Banderii 4 lok. us. 7, 01-164, Warszawa. Основатель компании Оптика 1st Вадим Щичко рассказал, что начал выход на зарубежный рынок из Польши из-за схожести поляков с украинцами. Но у Польше будет другая стратегия развития. Если в Украине компания начинала с маленьких городов, а потом открывалась в больших, то в Польше все наоборот. Экспансию местного рынка ритейлер начнет с крупных городов, а уже позднее будет открывать магазины в более мелких городах с меньшим количеством населения, чтобы к тому моменту Оптика 1st уже узнавали. «Я планирую открыть по два магазина в 11 странах и затем развиваться в тех из них, где бизнес пойдет лучше», — заявил основатель сети Вадим Щичко.
В апреле 2021 года Львовский Холдинг эмоций !Fest вышел на румынский рынок, открыв в Бухаресте первый бар Пьяная вишня (Piana Vyshnia). Заведение находится по адресу ул. Ковачи, 3 в районе Старого города в Бухаресте. “Для меня в бизнесе особый кайф, когда мы экспортируем свои концепты за пределы Украины! Поздравление и благодарность команде и партнерам”, – написал в Facebook совладелец !Fest Андрей Худо. В целом заведения сети Пьяная вишня по франшизе уже работают в Польше (два в Варшаве и по одному в Кракове, Вроцлаве и Лодзи) и Молдове (Кишинев). В ближайшее время новые бары Пьяной вишни могут появиться в Берлине и Вене.
Кроме того, в столице Азербайджана Баку работает три «Львівські майстерні шоколаду«. Совладельцы !Fest также думают о выходе в Европу с Реберней после снятия там всех ководных ограничений.
Но далеко не всем ритейлерам удается с первого раза стать успешными экспортерами. К примеру, первая попытка Львовского Холдинга !Fest выйти на польский рынок оказалась неудачной. 2011 в Кракове Андрей Худо вместе с партнерами открыл ресторан-фабрику «Львівська майстерня шоколаду«. Но плохое знание особенностей местной недвижимости и отсутствие исследования трафика негативно повлияли на бизнес и через пять лет заведение закрыли.
Из-за сложности руководить своим заграничным заведением свою международную деятельность свернул и ресторатор Дмитрий Борисов. В 2020 году Семья ресторанов Дмитрия Борисова потеряла ресторан украинской кухни Канапа в Варшаве. По словам ресторатора, до карантина украинская кухня была довольно популярна в Польше, и ресторан Канапа хорошо работал. Но из-за суровых карантинных ограничений управлять рестораном стало просто невозможно. Дмитрию пришлось продать заведение с 80% скидкой и зафиксировать в результате более 1 млн евро убытков. По мнению ресторатора, сейчас просто непонятно, как делать бизнес за границей, когда карантинные ограничения постоянно меняются.
В разные годы не удалось закрепиться на польском рынке и таким украинским игрокам как Укрзолото, «Золотий Вік», Goldi и ЖУК. Несмотря на такие привлекательные факторы, как высокая покупательная способность, географическая близость, общая граница, похожие языки и элементы общей культуры, ведение бизнеса в Польше имеет существенные отличия, которые часто не учитывают украинские ритейлеры. Неудачное место, ошибки в подборе менеджеров, недооценка конкуренции и отличия местного потребления приводят к существенным убыткам и, наконец, к закрытию торговых точек.
Именно по этим причинам не удалось закрепиться в Испании и в ОАЭ сети Salateira. В 2016 году Salateira открыла заведения в Дубае и в курортном Аликанте. Но уже в 2018 году они были закрыты: в Объединенных Арабских Эмиратах выбрали неудачное место и недооценили конкурентов – американскую сеть Just Salad, и местные Circle cafe и Soulful. А в Испании, по утверждению ритейлера, открылись в неудачное время – когда закончился туристический сезон. Но зато сети удалось закрепиться в Беларусии, где в Salateira работает пять ресторанов по франшизе.
Не удержал звание международного бренда и Ювелирный дом Zarina, который открыл в 2009 году два магазина в Швейцарии, а также вел переговоры об открытии ювелирных салонов в Австрии, Германии и Венгрии. Но в 2014 году Наталья Нетовкина – основательница бренда – закрыла всю деятельность заграницей и на четыре года вышла из бизнеса из-за выгорания и общественной деятельности, передав управление дочерям и племяннице. Но старшая дочь Наталии Мартина продолжила развивать в Европе бренд Natkina, пользующийся спросом в Женеве и других городах Европы.
Попытку развития на внешнем рынке имеет в своем портфолио и украинская fashion-сеть Arber. В 2015 году компания открыла в Праге магазин Gregory Arber площадью 70 кв. м в местном ТЦ Galerie Butovice. Ритейлер планировал открытие своих торговых точек и в других чешских городах, а также выход в другие европейские страны. Но сейчас компания занимается развитием собственного маркетплейса и украинской сети.
В целом украинский ритейл из-за высокого качества, сервисности и клиентоориентированности имеет очень хорошие перспективы для развития на иностранных рынках. Но перед выходом на новый рынок следует хорошо просчитать все риски, изучить особенности ведения местного бизнеса, привычки и образ жизни целевой аудитории, а также заложить значительный запас прочности, учитывая, что некоторое время придется работать в минус.
Читайте также —
Под чужими парусами: обзор ритейлеров, масштабирующих свой бизнес за счет продажи франшизы