Под чужими парусами: обзор ритейлеров, масштабирующих свой бизнес за счет продажи франшизы

Под чужими парусами: обзор ритейлеров, масштабирующих свой бизнес за счет продажи франшизы

20.12.2021 08:30
  1345
Дарія Осіїк

Rozetka, Dnipro M, Novus, Spar, Наш край, Молоко от фермера, М’ясомаркет, Sushi Master, Lviv Croissants – далеко не полный перечень известных ритейлеров, развивающих франчайзинговую сеть. В чем преимущества и недостатки такого метода масштабирования компании?

Читайте українською

По статистике Franchise Group, в Украине ритейл занимает третье место по количеству франчайзинговых объектов после сферы услуг и заведений общепита. Чтобы отечественный ритейл имел возможность расширяться через франшизу, он должен иметь собственное системное производство, отлаженную логистику и дизайнерский отдел. В розничной торговле достаточно активно развивается продуктовый ритейл, наименее ограниченный стандартами собственного производства и технологической базой, но недавно на рынке начали появляться предложения по продаже франшиз и от игроков из других отраслей ритейла.

RAU сделал обзор игроков ритейла и смежных отраслей, расширяющих свой бизнес за счет франчайзинга.

Непродуктовый ритейл и смежные отрасли
Rozetka

В мае 2020 года у Rozetka появились точки выдачи заказов и оказалось, что такие торговые точки являются оптимальными для развития бренда по франшизе. Через два месяца маркетплейс подписал договор с консалтинговой компанией Франч по разработке франчайзинговой модели. Так появилась модель франшизы услуги выдачи заказов, а не продаж товара. Rozetka платит партнеру 20 грн за каждый выданный заказ.

В результате финансового моделирования удалось выйти на рыночные показатели дохода и возврат инвестиций: инвестиции около 600 000 грн, чистая прибыль от 35 000 грн в месяц, окупаемость около года.

Для продажи франшизы создали сайт, где потенциальные партнеры могли бы увидеть перспективы сотрудничества и узнать подробнее о деталях сотрудничества. Также компания создала 3D-визуализацию точки, чтобы будущий партнер заранее мог оценить, как будет выглядеть его бизнес. А также сделали анимированную схему работы франшизы, показав, за что отвечает Rozetka, а за что – франчайзи.

15 октября 2020 года появился анонс о запуске франшизы от Rozetka. И уже за первую неделю поступило около 300 заявок от потенциальных франчайзи из 80 городов. К середине ноября из 600 претендентов отобрали восемь человек, с которыми два дня проводили собеседование представители Rozetka. В 2021 году Rozetka планировала открыть 100 франчайзинговых точек.

Нова пошта

Логистическая компания Нова пошта работает на украинском рынке уже 20 лет. Сейчас у нее более 8500 отделений. Из них 6700 работают по франшизе. Ежемесячно компания открывает около 200 отделений – это более 2000 в год. Чтобы стать франчайзи Нова пошта, нужно быть официально зарегистрированным предпринимателем. Франчайзи компании обеспечивает работу своего отделения, организует приём и выдачу отправлений, а также следит за качеством сервиса.

Для открытия отделения Нова пошта франчайзи требуется арендованное или собственное помещение от 25 кв. м, грузовой автомобиль, оргтехника, интернет и персонал (не менее двух работников). Значительная часть партнеров Нова пошта – предприниматели, которые открывают сразу несколько отделений и за которыми закреплен не один населенный пункт (например, райцентр, но и ряд поселков вокруг). В среднем партнер открывает около 9 отделений, но есть рекорд – 120 отделений. В приоритете для франчайзинга районные центры, небольшие городки и села с населением 1000 человек и менее, где отделений еще нет.

Стандартное отделение можно открыть под ключ через две недели. Сумма инвестиций составляет от 50 000 до 200 000 гривен в зависимости от размера. Эти средства пойдут на ремонт, закупку техники и оборудования, маркетинг. В компании предполагают, что инвестиции окупятся как минимум через восемь месяцев. Паушального (вступительного) взноса нет, а роялти (ежемесячный платеж) составляет 0,5% от вознаграждения.

Сам франчайзи зарабатывает в среднем 30% от совокупного дохода отделения: по каждой услуге ему отчисляют разную комиссию – до трети от суммы транзакции (перевода средств, платы за доставку и т.п.). Точный процент зависит от площади населенного пункта, количества жителей, расстояния до терминала. Нова пошта, со своей стороны, организует логистику в населенный пункт, предоставляет маркетинговую продукцию, программное обеспечение и техническую поддержку.

Dnipro-M

Dnipro-M – украинский бренд инструментов для строительства и ремонта, известный на отечественном рынке с 2011 года. Сеть стремительно растет: на октябрь 2021-го в сети уже было более 400 торговых точек. Салоны расположены в 182 городах, а количество клиентов сети насчитывает 1,5 млн человек.

Компания имеет программу франшизы Dnipro-M, предусматривающей открытие торговой точки в течение месяца. Размер инвестиций – от 1 млн грн и зависит от города, площади и особенностей помещения. Участие в программе не требует паушального взноса и уплаты роялти. Средний срок окупаемости салона – 1,5 года. Заработок франчайзи – от 650 000 грн в год. Франшиза предполагает безопасность инвестиций: если салон мастерства не удовлетворил ожидания владельца, компания готова вернуть до 70% инвестиций.

Франшиза от Dnipro-M действует в разных городах, но самые оптимальные условия для работы салонов в населенных пунктах, где проживают более 10 000 человек.

С каждым участником партнерской программы индивидуально работают три менеджера – по франчайзингу, поставке и рекламе. Компания предоставляет франчайзи готовые стандарты работы и обслуживания покупателей, инструменты продаж и продвижения товаров, рекламные материалы, автоматизированную систему пополнения остатков и программное обеспечение. При подготовке к открытию торговой точки дизайнеры разрабатывают интерьер и наружное оформление, адаптированные под конкретное помещение.

Ресторанный ритейл

Lviv Croissants

Сеть Lviv Croissants была создана в 2015 году. Львовским предпринимателям удалось найти очень удачный формат заведений и быстро масштабировать сеть, развиваясь по принципу франчайзинга. В настоящее время сеть насчитывает более 130 пекарен, из которых около 80% работает по франчайзингу.

Сотрудничество с потенциальными партнерами строится пошагово в течение длительного времени. С момента знакомства с франчайзи до согласования локации и ее открытия проходит от 3-4 месяцев и более. Это время зависит от имеющихся на рынке аренды предложений, которые отвечают требованиям компании, их проработке и согласованию.

Паушальный взнос составляет $10 000, роялти – 3% от выручки в месяц. Период окупаемости инвестиций – 12-24 месяца. Франчайзи имеют возможность открыть пекарню в одном из трех форматов:

  • До 30 кв. м (лишь для ТРЦ в общем фудкорте) – инвестиции от $30 000, прибыль – от $1500
  • 50–100 кв. м – инвестиции от $50 000, прибыль – от $3000
  • 100–150 кв. м – инвестиции от $70 000, прибыль – от $4500

Компания на ежедневной основе сопровождает, координирует, анализирует и контролирует деятельность франчайзи. Работает над развитием сети в целом и в каждой пекарне индивидуально. Контроль работы партнеров через такие инструменты, как ежеквартальное проведение аудитов работы пекарни, анализ финансовых показателей, программное обеспечение, видеонаблюдение, отзывы от гостей. В случае возникновения проблем определяет их характер, причину и разрабатывает план решения с соблюдением договорных условий сотрудничества.

Sushi Master

Компания Sushi Master – международный бизнес, представленный в 13 странах мира. Основанная в 2013 году сеть сделала ставку на развитие по франшизе и объединяет более 550 заведений. В Украине компания представлена ​​с 2016 года, сейчас работает около 120 ресторанов Sushi Master. Около 80% заведений принадлежит разным инвесторам под управлением компании Sushi Master, а остальные – классическая франшиза. Осенью 2019 года Sushi Master начала активную экспансию в регионы. Так, заведения Sushi Master появились в Черновцах, Виннице, Ивано-Франковске, Полтаве, Сумах, Харькове, Днепре, Одессе, Житомире, Львове, Луцке, Чернигове и других городах.

Политика компании состоит в том, чтобы в одном городе был только один партнер. Это помогает избежать конфликта интересов. Работа с одним партнером позволяет перераспределять потоки заказов между заведениями с максимальной эффективностью. Стартовые инвестиции в открытие ресторана составляют около $50 000, а средний срок окупаемости колеблется в пределах 1-1,5 года.

При покупке франшизы партнер получает полное маркетинговое сопровождение на национальном уровне, размещение на сайте, в приложении, обучение, полную поддержку бизнес-процессов и всю отчетность, используемую для управления компанией.

Однако в 2020 году компания прекратила продажу франшизы, потому что распродала ее во всех ключевых населенных пунктах. В Украине остались только города с населением в 50 000 человек, где не всегда экономически целесообразно открывать ресторан.

Salateira

Сеть fast-healthy ресторанов Salateira работает с 2011 года. Сейчас в сети работает 20 ресторанов, пять из которых по франшизе в Минске. Ежемесячно одно заведение Salateira посещает более 13 000 человек. А средний чек заведения, по данным компании, составляет в среднем 240 грн. Выручка Salateira в 2020 году составила почти 260 млн грн.

С марта этого года компания начала открывать магазины готовых салатов Salateira Store, которых сейчас уже четыре. Формат этих магазинов похож на британскую сэндвичную сеть Pret-a-Manger. Кроме салатов, в магазинах площадью 25–100 кв. м клиенты могут заказать и забрать свежую фермерскую еду. Цель – довести до конца 2022 года количество точек до 70-ти. Объем инвестиций в один магазин – 1,5 млн. грн, запланированная окупаемость – 12 месяцев.

Потенциальные франчайзи Salateira, желающие открыть ресторан быстрой здоровой пищи, имеют возможность работать в одном из двух форматов:

  • fast-casual restaurant (вступительный взнос – $20 000, инвестиции в проект – $250 000, доход в месяц – $8000, площадь ресторана – 250-400 кв. м, роялти – 3% в Украине и 4% в других странах, период окупаемости – 18-36 месяцев);
  • food court (вступительный взнос – $20 000, инвестиции в проект – $150 000, доход в месяц – $5000, площадь ресторана – 85-100 кв. м, роялти – 3% в Украине и 4% в других странах, период окупаемости – 18- 36 месяцев).

Молоко от фермера

Молоко от фермера – магазины с натуральными продуктами собственного производства, где продают фермерскую молочку, колбасы, выпечку и десерты. Чтобы ускорить масштабирование бизнеса, сеть Молоко от фермера уже пять лет продает франшизу на свои магазины. Сейчас сеть объединяет более 70 торговых точек (в Киеве, Одессе, Днепре, Кривом Рогу и Херсоне), примерно половина из которых – партнерские.

Ежемесячно сеть посещает около 1,5 млн украинцев. Основная часть магазинов находится в Киеве, но компания уже начала активную экспансию в регионы. В Молоко от фермера – около двух десятков франчайзи. Предпочтение при выборе партнера отдается семейному бизнесу. По мнению совладельца и CEO сети Тараса Мороза, у франчайзи не должно быть много магазинов, чтобы владелец лично мог контролировать их работу, качество предоставляемых товаров и услуг.

Тарас очень бережно относится к репутации бренда, поэтому поставил достаточно высокий ценник на приобретение франшизы – паушальный взнос в размере 75 000 евро и ежемесячное роялти. Компания тщательно контролирует соблюдение всех стандартов сети в магазинах франчайзи через ревизоров и тайных покупателей. А также обеспечивает магазин оборудованием, помогает в подборе и обучении персонала.

Инвестиции в открытие магазина составляют около 30 000–40 000 евро в зависимости от площади магазина. При этом возврат средств в среднем происходит за период в 1-2 года.

FMCG ритейл

Novus

Сеть магазинов Novus – один из лидеров столичного рынка продуктового ритейла. Созданная в 2009 году компания, входящая в литовский холдинг BT Invest, сейчас объединяет более 80 магазинов. 79 из них – это супермаркеты сети, еще две торговые точки работают по франшизе в Николаевской области. Плюс восемь магазинов формата у дома Ми Маркет.

Инвестиции в открытие одной торговой точки площадью около 600 кв. м колеблются от $40 000 до $1 млн. Вступительный взнос отсутствует, а роялти составляет 1% (от товарооборота) в месяц. Также франчайзи должен ежемесячно платить рекламные отчисления в размере 1% выручки. Период окупаемости инвестиций – от 18 до 36 месяцев.

Spar и Наш Край

Инвестиционная компания Volwest Group, развивающая в Украине сети продуктовых магазинов SPAR и Наш Край, является одним из крупнейших игроков FMCG-ритейла в Украине. Свой первый магазин под брендом Наш Край она открыла еще в 2001 году. А в 2004 году запустила дебютный торговый объект на условиях франчайзинга.

В 2017 году Volwest Group начала развивать в Украине международный бренд SPAR по системе франчайзинга. Потенциальные франчайзи могут выбрать один из четырех следующих форматов:

  • SPAR Express – магазин быстрого обслуживания, торговой площадью 75-200 кв. м, чаще всего располагаются на центральных улицах на пересечении транспортных и пешеходных потоков. Инвестиции в проект – от $30 000;
  • SPAR – супермаркет торговой площадью от 200 до 1000 кв. м, расположенный в жилых районах городов, оптимальный для ежедневных покупок. Инвестиции в проект – от $80 000;
  • EUROSPAR-супермаркет торговой площадью от 800 до 3000 кв. м, призванный удовлетворять еженедельные семейные нужды. Инвестиции в проект – от $80 000;
  • INTERSPAR – гипермаркеты торговой площадью от 3000 кв. м. Фокусируются на широком выборе как продовольственных, так и промышленных товаров. Инвестиции в проект – от $700 000.

Период окупаемости инвестиций – от 12 до 48 месяцев. Чистый доход – от $3000.

Инвестиции на открытие магазинов Наш край в среднем составляют 300-400 евро/кв. м. Срок окупаемости вложений – от шести месяцев.

Ежемесячное роялти при открытии торговой точки Наш Край составляет 77 грн/кв. м торговой площади, а при открытии SPAR – от 2 до 3 евро/кв. м в зависимости от формата.

М’ясомаркет

М’ясомаркет — магазин, где посетители могут приобрести не только мясо высочайшего качества, но и готовые блюда, бакалею, молочные продукты, яйца, соусы, приправы.

Главная идея сети — сделать жизнь потребителя более комфортной и качественной, а также подарить новый опыт гастро-шоппинга.

Франчайзи М’ясомаркет могут стать все желающие. Компания не требует паушального взноса и роялти до 100% окупаемости магазина. В зависимости от ремонта на объекте магазин можно открыть через 2-3 месяца. Сумма инвестиций от $25 000, а валовая прибыль – от 30% в месяц.

Читайте также — 

Сергей Войцеховский, КОЛО: Мы не договорились с OKKO и каждый будет дальше развивать свой бизнес


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка