
СТМ Eva первыми из украинских товаров победили на престижном конкурсе European Private Label Awards


Несмотря на сложности военного периода, EVA за прошлый год открыла новые магазины, развивала сервисы, собственные торговые марки и вернулась к масштабным проектам в области логистики.
Тогда как в 2022-м усилия компании были направлены больше на сохранение бизнеса, 2023-й стал для нее годом развития. Таким видением поделилась исполнительный директор ООО «РУШ» (магазины EVA и интернет-магазин EVA.UA) Ольга Шевченко.
«Мы увеличили товарооборот по магазинам LFL на 40% по сравнению с 2022-м. По итогам года имеем примерно столько же покупателей, как в довоенном 2021-м, и в транзакциях по сравнению с ним потеряли 6,5%. Эти результаты дались нам очень непросто. Но вместе со всей страной мы приобрели тяжелый опыт — научились жить в войне и даже в таких условиях по возможности двигаться вперед», — добавила СЕО EVA.
В декабре сеть снова подтвердила звание «Ритейлер года в drogerie» от Ассоциации ритейлеров Украины. Более 30 млн грн при содействии компании и ее клиентов были направлены на социальные и благотворительные проекты.
В 2023-м компания открыла 59 новых торговых точек преимущественно в дизайне «Женская энергия», представленном в конце 2022 года. По состоянию на 31 декабря сеть насчитывала 1061 работающий магазин. Из них 50 — «Женская энергия». В сентябре компания представила «Центр здоровья кожи» с ассортиментом дерматокосметики от ведущих мировых брендов в формате shop-in-shop. На конец года две такие точки работали в Днепре и Киеве. В декабре компания осуществила тестовый запуск магазина формата EVA Beauty в киевском ТЦ Respublika Park. «Первый месяц его работы превзошел наши ожидания. Однако результаты обсуждать рано. Магазин работает в тестовом режиме. Доработки в нем еще ведутся, и таким, как мы его задумали, он должен стать до конца первого полугодия», — отметила Ольга Шевченко.
В 2024 году компания планирует открыть еще около 60 магазинов. Запланированные инвестиции в это направление составляют около 200 млн грн.
В 2023 году EVA провела ребрендинг и доработку сервиса ModiFace, который получил название VISUAL by EVA. Это планшет дополненной реальности в магазине, который позволяет виртуально примерить перед покупкой тени, тональные основы или помады. С прошлого года в список брендов, которые можно протестировать таким образом, добавилась собственная торговая марка Patricia Ledo (продукция которой составила 27% от всех тестирований). В ближайшее время планируется добавить сюда также еще одного лидера в категории декоративной косметики — СТМ GlamBee. Общее количество сеансов VISUAL by EVA в 2023 году составило 145 277, более 600 в день. Активнее всего пользовались услугой в Киеве, Виннице и Днепре, а чаще всего примеряли помады и тональные основы.
Кроме того, в сети продолжают совершенствовать сервисы тестирования кожи и волос для индивидуального подбора уходовых средств. Для этого компания закупает и устанавливает в магазины еще более современное оборудование.
По состоянию на конец 2023 года 1053 магазина сети предоставляют клиентам доступ к Wi-Fi. Услугой уже воспользовались более 92 000 раз.
Для предупреждения очередей в наиболее посещаемых магазинах EVA компания первой в сегменте drogerie начала устанавливать кассы самообслуживания. Всего их уже запущено около 100 и примерно такое же количество планируется добавить в течение 2024 года.
В 2023 году EVA запустила шесть новых СТМ. Таким образом портфель private label компании насчитывает 58 марок. Это более 5000 SKU почти во всех категориях, представленных в ассортименте сети. В 2024 году среди товаров СТМ появились в частности бьюти-гаджеты, профессиональные гель-лаки и аромадиффузоры.
Всего за год было продано около 110 млн единиц товаров private label. Доля СТМ в общих продажах компании составляет 33,9% в натуральном измерении, 22,8% — в денежном.
Товары СТМ снова получили международные награды. На конкурсе дизайна упаковки собственных торговых марок Vertex Awards серебряную награду в категории BEAUTY получила парфюмированная вода-унисекс Fabien Marche Alchimiste An02. Очищающие шарики для лица ABOUT face Anti-Pollution и крем-спрей для волос 15 в 1 ABOUT hair Кератиновое разглаживание отмечены наградами международной выставки-конкурса Private Label Manufactures Association 2023 International Salute to Excellence Awards.
Для повышения эффективности EVA инвестирует значительные средства в развитие логистики — развитие и модернизацию складских мощностей. Во Львове рядом с действующим складом ведется строительство новой очереди на 9 000 кв. м под e-commerce. Площадь действующих складов в Броварах и Львове увеличивают за счет внедрения мезонинов. В сентябре запущен хаб e-com в Днепре.
«Мы максимально упрощаем и автоматизируем складские процессы, что ускоряет прохождение заказов по логистической цепи», — отмечает Ольга Шевченко. Этому способствует собственная система отбора. Кроме того, на складах офлайн-сети ввели систему Put to light, которая позволяет не использовать терминалы сбора данных, ускорить адаптацию новых работников и повысить производительность. В 2024-м систему планируется частично внедрить на складах e-com. Также в планах EVA — автоматизировать системы хранения: внедрять AGV (Automated Guided Vehicle) и AS/RS (Automated Storage and Retrieval Systems).
В 2023 году после паузы возобновлен проект построения логистического хаба в Одессе. Ведется закупка необходимых материалов и конструкций, а также другие подготовительные работы. Площадь первой очереди одесского хаба должна достичь 20 000 кв. м. Строительные работы будут продолжаться в 2025-26 гг.
Предварительно сумма инвестиций в логистическую инфраструктуру в 2024 году может составить до 1,3 млрд грн.