Вестники перестройки: как работает сегмент магазинов DIY в Украине во время войны

Вестники перестройки: как работает сегмент магазинов DIY в Украине во время войны

06.07.2022 09:00
  1287
Костянтин Симоненко

Большинство магазинов строительных материалов и товаров для дома продолжает торговать довоенными запасами, ищут замену продукции некоторых отечественных производителей, перестраивают логистику и готовятся к будущему всплеску потребления. Но некоторые еще так и не решаются открывать свои двери.

Читайте українською

Учитывая количество повреждений жилья, инфраструктуры и вообще необходимость обустройства людей на новом месте, сегмент торговли DIY (от англ. Do It Yourself — сделай это сам) очень важен для Украины и украинцев. По данным Киевской школы экономики, по состоянию на 8 июня общая сумма прямого ущерба экономики Украины от повреждения и разрушения жилых и нежилых зданий и инфраструктуры составляет $103,9 млрд или 3 трлн грн. Владельцы поврежденных и уничтоженных домов надеются быстро получить помощь от государства, хотя некоторые уже начали ремонт самостоятельно. Как работает сейчас этот сегмент магазинов – в материале RAU.

Потери отрасли

Продавцы стройматериалов также пострадали от активных боевых действий, как и большинство украинских ритейлеров. Согласно данным исследования, которое провели в мае Ассоциация ритейлеров Украины и Украинский совет торговых центров (УСТЦ), из 50,7 млрд грн потерь ритейла 41% приходится на повреждения зданий, помещений магазинов, инженерных сетей, отделки и т.д. Причем в сегменте DIY почти все потери в 2 млрд грн – это помещения магазинов (обычно собственные) с остатками товара и торговым оборудованием.

Например, как сообщили RAU в пресс-службе крупнейшего игрока на этом рынке, ООО «Эпицентр К», из-за боевых действий были полностью уничтожены три торговых центра компании: в Буче Киевской области, Чернигове, а также в городе Мариуполь Донецкой области. Часть объектов была повреждена артиллерийскими и ракетными обстрелами.

По состоянию на 22 июня действующими остаются 62 ТЦ Епіцентр из 71. Часть ТЦ временно не работает из-за активных боевых действий и оккупации части территорий. Так, по сообщениям компании на своей странице в Facebook, в Херсоне Епіцентр потерял и одноименный ТЦ, и гипермаркет Нова лінія — туда зашли вооруженные люди, назвавшиеся представителями оккупационных властей, и начали диктовать свои условия работы.

«Торговые центры продолжают работать там, где это безопасно и для покупателей, и для сотрудников компании. Мы постоянно анализируем оперативную ситуацию и быстро принимаем решение о приостановлении работы собственных объектов в случае невозможности обеспечения безопасности работников и посетителей. Актуальный список открытых ТЦ обновляется каждый день. С ним можно ознакомиться на официальной странице компании по ссылке», – сообщили в компании.

Аналогично действуют и в сети магазинов JYSK, у которой по состоянию на середину июня возобновлена ​​деятельность в 78 магазинах из 85, работавших до начала военных действий.

«JYSK возобновляет деятельность только в том случае, если работники магазина, руководитель магазина и региональные менеджеры чувствуют себя в безопасности. Да, у нас до сих пор есть магазины, которые закрыты, в первую очередь, из-за опасности для персонала – это отдельные магазины в городах Николаев и Харьков», — рассказал country manager JYSK в Украине Евгений Иваница. Естественно, что с первого дня попадания магазинов JYSK в зону оккупации хозяйственная деятельность там прекращалась.

Также с рынка фактически ушел еще один крупный игрок – французская сеть Leroy Merlin, работу которой в середине марта заблокировала материнская компания.

Работа в условиях военного времени

Кроме повреждений и потери магазинов сети столкнулись с уничтожением большого количества цепочек снабжения. Полная остановка авиационного транспорта, блокировка морских портов, повреждение или полное уничтожение части производств, материалов и складов. Это повлияло на возможности компаний поставлять товар на полки. Однако, как отмечают ритейлеры, к началу нового строительного сезона, к счастью, было накоплено достаточное количество разнообразного товара.

«Существенного дефицита удалось избежать за счет значительных запасов товара в торговых центрах и на складах компании», — объясняют в сети Епіцентр.

Обеспечивать бесперебойность поставок товаров в сеть ТЦ Епіцентр помогает работа с поставщиками, диверсификация каналов снабжения и собственные логистические мощности. Последние объединяют более 130 000 кв. м складских площадей, а также большой автопарк грузовых автомобилей.

Также в сети строительных магазинов Лео Кераміка сообщили, что имеют достаточные запасы продукции в каждой своей торговой точке в городах Украины. «Поскольку на наших складах есть значительные запасы керамической плитки, сантехники, ламината и других товаров для ремонта в разных ценовых сегментах — от дешевого до премиум, мы планируем активно участвовать в восстановлении нашего государства», — подчеркнул директор сети магазинов Юрий Мисик.

За три месяца войны компания JYSK в Украине прошла путь от полной остановки всех поставок на все магазины до полного возобновления поставок на большинство магазинов.

Практически все опрошенные ритейлеры подчеркивают, что сделали все возможное для того, чтобы потребитель не почувствовал никакого дефицита в товарах. Так, около 80% всей продукции JYSK импортируется в Украину из распределительных центров в Европе, а 20% ассортимента отечественных поставщиков, пусть с задержками, возобновили поставки на центральный склад, магазины и распределительные центры в Европе.

«Около 80% импортированного ассортимента JYSK входит в список критического импорта. Это такие социально необходимые товары, как одеяла, подушки, матрасы, кровати, спальные мешки, раскладушки, карематы», — объясняет Евгений Иваница.

Около 20% импортируемого ассортимента JYSK не входит в перечень критического импорта: хозтовары, товары для окон, товары для ванной комнаты. Речь идет ориентировочно о полутысяче активных артикулов. «Несмотря на то, что часть товаров не включена в перечень критического импорта, JYSK продолжает импортировать весь ассортимент товаров в Украину, принимая на себя дальнейшие риски курсовой разницы, связанные с более поздней оплатой за товар», — говорит Иваница.

Изменение спроса

Дополнительно наличию товара на складах «помог» существенный спад спроса на стройматериалы в первый месяц активных боевых действий, но уже в апреле ситуация начала налаживаться. Однако показатели продаж еще далеки от прошлогодних. Это объясняется прежде всего темпами возобновления строительства в стране. «Несколько лучше ситуация наблюдается на западе Украины. Однако в условиях ведения полномасштабных боевых действий рассчитывать на скорейшее возобновление капитального строительства не приходится», — говорят в сети Епіцентр.

В условиях полной неопределенности в ближайшем будущем не спешат вкладывать в строительство или ремонт и физические лица. В то же время при условии завершения активной фазы вооруженного конфликта и реализации государством действенных программ восстановления разрушенного жилья может произойти существенный рост спроса на строительные материалы в Украине.

В сети JYSK также отмечают существенные и разносторонние изменения в географической структуре посещения магазинов и продаж. Так, на западе страны большинство магазинов JYSK в мае-июне показали прирост по количеству продаж и количеству посетителей. Самыми популярными товарами сети в этот период были подушки и одеяла, домашний текстиль, декор, полотенца, хозяйственные товары, корзины и пластиковые короба для хранения. Конечно, мебель – офисная, домашняя, садовая.

В общем, довоенные потребительские тренды сохранились. Наибольшее падение показывает садовый ассортимент. Это и понятно – для части украинцев приобретение садовой мебели несколько утратило актуальность.

«В целом по сети, если сравнивать выручки год к году или факт к плану, то с начала войны JYSK в Украине показывает негативные индексы», — говорит Евгений Иваница, добавляя, что в условиях закрытия части сети и других потерь финансовые результаты деятельности не нуждаются в дополнительном объяснении.

Призрак дефицита

По мере возобновления строительных и ремонтных работ в Украине, невзирая на усилия ритейлеров, участники рынка прогнозируют дефицит некоторых товаров и материалов. Так, по словам президента Всеукраинского союза производителей стройматериалов Константина Салия, в скором времени с определенными строительными материалами может возникнуть проблема, потому что Украине придется покупать их за границей по более высокой цене.

«Сейчас остается очень много дистрибьюторов, у которых на складах есть остатки строительных материалов. Более или менее невредимой осталась основная часть цементных заводов, то есть цемент и песок, гранит и щебень будут», — рассказал Константин Салий «Украинскому радио».

Тогда как, например, со стеклом (особенно оконное стекло) будут большие проблемы, потому что раньше его везли из Беларуси, а украинское производство не сможет удовлетворить такой спрос. Также будут трудности с керамическим кирпичом, потому что очень много заводов было в Сумах и Гостомеле, а сейчас они разрушены.

Возможны проблемы с керамической плиткой, потому что все время бомбят Харьков, где расположено крупное предприятие Украины по производству плитки. По словам ритейлеров, уже сейчас ощущается дефицит импортируемого утеплителя и гипсокартона, производство которого было сосредоточено в Донецкой области. Также, по словам Салия, было разбомблено производство минеральной ваты на Житомирщине.

Некоторые производители, как например, у компании по производству лакокрасочной продукции OMI Color, имеют запасы сырья на полгода Однако какое-то количество сырьевых компонентов в любом случае нужно будет импортировать.

Цены вырастут

Соответственно, по мере исчерпания старых запасов будут ползти вверх ценники на новую продукцию, импортированную из Европы. В целом специалисты строительной отрасли говорят о дополнительных 20-40% процентах к ценникам в специализированных магазинах уже в середине этого лета. В компании Епіцентр говорят о подорожании целого ряда товарных категорий и здесь также ожидают усиления этой тенденции в ближайшее время. Среди причин, кроме прекращения работы из-за боевых действий украинских производителей стройматериалов и увеличения затрат на логистику, ритейлер отмечает:

  • рост стоимости энергоносителей и сырья как в Украине, так и на мировых рынках;
  • курсовые колебания и ослабление национальной валюты;
  • дефицит материалов.

Однако в компании JYSK отмечают, что все цены на товары остались прежними. По словам Евгения Иваницы, компания взяла на себя все дополнительные расходы, связанные с ростом стоимости транспортных расходов, инфляции, расходов на энергоносители и т.д. «Компания также оставила в силе все политики гарантии цены, продленной гарантии, политику возвратов без ограничений и т.д. Основная цель – сделать для потребителя процесс покупки максимально доступным и комфортным, особенно в ситуации, в которой находится страна», – добавил country manager JYSK в Украине.

Планы на будущее

Несмотря на трудности сети продолжают искать возможности для дальнейшего развития. JYSK открыл первый с начала войны новый магазин в ТЦ Fabrik во Львове. Кроме того, JYSK возобновил работу интернет-магазина с 13 мая 2022 года. Также работает доставка на дом и на отделения, хотя с географическими ограничениями.

До 24 февраля у JYSK было семь подписанных соглашений аренды на открытие новых магазинов, где помещения были на разной стадии готовности. Один из этих магазинов как раз и был открыт во Львове. «В ближайшие недели старт-команда JYSK завершает работы по подготовке магазина в ТЦ ХІТ Mall в г. Ровно. Остается только дождаться, когда ТЦ откроет свои двери. Высокая вероятность, что ТЦ удастся сделать это до конца лета. Следующий проект, который компания планирует запустить уже в июле текущего года, открытие нового магазина JYSK в ТРЦ Майдан в Червонограде», — рассказал Евгений Иваница. Компания также не останавливает перестройку магазинов. Так, к концу лета планируется перестроить магазин в ТЦ New Point во Львове и увеличить складскую площадь.

В планах компании Епіцентр – постепенное восстановление всех торговых центров. Чтобы как можно скорее обеспечить население наиболее пострадавших от войны территорий всеми необходимыми товарами и строительными материалами, компания уже организовала в Буче и Ирпене доставку с помощью мобильных центров выдачи интернет-заказов. В то же время, компания планирует продолжить инвестирование в развитие торговой сети и открыть новые ТЦ в Киеве и Львове.

Читайте также –

Новости DIY: Эпицентр, Агромат, JYSK, Лео Керамика, Mebelok и другие


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка